Конфуцианство
О природе человека и государства
Конфуций подробно описал, каким должен быть хороший правитель. Сегодня узнаем о его видении государства и природы человека.
Среди последователей Конфуция нередко возникали споры, один из них — спор о природе человека. Человек добр или зол по природе?
☺️ Ученик Конфуция Мэн-цзы отстаивал тезис об изначально благой природе человека в полемике с другим конфуцианцем, Гао-цзы.
🧡 Мэн-цзы считал, что человек по своей природе добр, и добрым его делает сердце. Сердце, которое не столько понимает, сколько чувствует правильный путь.
🧠 В сердце — непосредственность и искренность, в голове — долг и следование правилу. Если в голове больше искусственного, в сердце больше естественного.
🔁 Мэн-цзы пытался развернуть конфуцианство в сторону непосредственного и человеческого.
😶 Гао-цзы учил, что природа человека по сути своей нейтральна, как бурлящий поток воды 👇
«Откроешь [ему путь] на восток — потечет на восток, откроешь [ему путь] на запад — потечет на запад. Природа человека не разделяется на добрую и недобрую, подобно тому, как вода в своем [течении] не различает востока и запада».
💦 Мэн-цзы ответил на это, что «вода действительно не различает востока и запада. Но разве она не различает, где верх и где низ». Подобно тому, как вода стремится течь вниз, точно так же человек стремится к добру, хотя его и можно принудить делать недоброе. Изначально каждый человек обладает чувством сострадания, стыда и негодования, уважения и почитания, правды и неправды, которые составляют основы человеколюбия, справедливости, ритуала и познания соответственно.
😠 Другой ученик Конфуция Сюнь-цзы считал, что человеческая природа изначально зла, то есть от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения.
Спор Мэн-цзы и Сюнь-цзы сказался и в их взглядах на государство.
🙌 Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя.
👊 Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ — с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа.
Рассмотрим основные принципы конфуцианского учения о государстве и мудром правителе.
Государь должен подавать пример
📜 Будьте скромны в желаниях
Благодетельный из Младших был обеспокоен воровством и спросил совета у Конфуция.
Конфуций ответил:
— Коль сами будете скромны в желаниях, не согласятся воровать и за награду. Вслед ветру склоняется трава
Благодетельный из Младших, беседуя с Конфуцием об управлении государством, спросил:
— Что если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь?
Конфуций ответил:
— В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошему делами, и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель — ветер, у малых же людей она — трава; склоняется трава вслед ветру.
Государь не должен вмешиваться в естественный порядок
📜 Бразды правления
В местечке Цзан царь Вэнь-ван повстречал необычного рыбака, который удил рыбу удочкой, но так, словно и не удил вовсе: он просто держал удочку в руке, как будто не замечая ее. Вэнь-ван хотел приблизить того человека к себе и вручить ему бразды правления, но, опасаясь неудовольствия своих близких советников и старших родичей, в конце концов отказался от этого намерения. Все же, страшась, что народ лишится покровительства Неба, он наутро собрал своих сановников и объявил им:
— Ночью я, единственный, увидел доброго человека, с черным лицом и бородой, верхом на пегом коне с жемчужным копытом. Человек этот крикнул мне:
— Поручите управление мужу из местечка Цзан. Народ возрадуется этому.
— Государь, то был ваш предок! — воскликнули воодушевленно сановники.
— В таком случае совершим гадание, — сказал царь.
— Для чего гадать? — отвечали сановники. — Ведь сам царственный предок приказал нашему государю!
Засим сановники отправились к мужу из Цзан и вручили ему бразды правления.
Этот муж, управляя Поднебесной, не менял уложений и обычаев, не оглашал несправедливых приказов. По прошествии же трех лет Вэнь-ван увидел, что лихие молодцы покончили со своим ремеслом и распустили свои шайки, а старшие чиновники перестали заботиться лишь о своих добродетелях, что соседи во всех краях света не смели больше вторгаться в царство, чтобы грабить его. Поскольку лихие молодцы покончили со своим ремеслом и распустили свои шайки, они стали чтить порядок. Поскольку старшие чиновники перестали заботиться о собственных добродетелях, они стали служить общему делу. Поскольку соседи во всех краях света перестали вторгаться в пределы царства с намерением пограбить, среди владетельных князей не стало измены.
Тут Вэнь-ван призвал к себе мужа из Цзан и, встав перед ним лицом к северу, спросил:
— Можете ли вы управлять всем Поднебесным миром?
Муж из Цзан с бесстрастным видом промолчал и не дал ответа. Еще утром он отдавал приказания, а вечером уже исчез бесследно, и больше о нем никто ничего не слышал.
Янь Юань спросил Конфуция:
— Разве Вэнь-ван не был само совершенство? Зачем он сослался на сон?
— Молчи! — ответил ему Конфуций. — Вэнь-ван имел всего в достатке. Но к чему обсуждать его деяния? Он просто следовал обстоятельствам.
Каждый должен быть на своем месте
📜 Да будет государем государь
Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил:
— Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын.
— Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сын сыном, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Государь должен обладать пятью достоинствами и устранять четыре недостатка
📜 Правление страной
Цзы-Чжан спросил Конфуция:
— Каковы условия участия в правлении страной?
Учитель ответил:
— Если относиться с почитанием к пяти достоинствам и устранять четыре недостатка, то можно принимать участие в правлении.
— Что значит пять достоинств? — спросил Цзы-Чжан.
Учитель ответил:
— Благородный муж, оказывая милость, не несет расходов; не вызывает злобы у людей, когда заставляет их трудиться; его желания несовместимы с жадностью; он полон величавости, но чужд высокомерия; он грозен, но в нем нет свирепости.
— Что значит: «оказывая милость, не нести расходов?» — спросил Цзы-Чжан.
Учитель ответил:
— Благотворить народу, используя все то, что приносит ему выгоду, — это ли не милость, не требующая расходов? Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникает злоба? Когда стремятся к человечности и добиваются ее, откуда может взяться жадность? Благородный муж не смеет проявить пренебрежение, имеет ли он дело с многочисленным или немногим, великим или малым, — это ли не величавость без высокомерия? Благородный муж носит надлежащим образом шапку и платье, его взор полон достоинства, он так внушителен, что люди, глядя на него, испытывают трепет, — он ли не грозен без свирепости?
— Что значит четыре недостатка? — спросил Цзы-Чжан.
Учитель ответил:
— Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности, значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться, оделяя чем-либо людей, значит поступать казенно.
Основные характеристики хорошего правительства — еда, оружие и доверие народа
📜 Конфуций о хорошем правительстве
Однажды к Конфуцию пришел ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошего правительства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?
— Оружие.
— А если пришлось бы отказаться и от второго?
— Еда.
— Но без пищи народ бы умер!
— С незапамятных времен смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадет.
Стоит ли идеализировать человеческую природу или лучше в морали быть более прагматичным? Должен ли правитель добиваться искренней любви своих подданных или завоевывать их уважение силой и устрашением? Спор между сторонниками Мэн-цзы и Сюнь-цзы со временем только обострялся.
🗝 В Китае эпохи Цинь (3 век до н.э.) существовала интеллектуальная и политическая сила, гораздо более радикальная в своих взглядах, чем Сюнь-цзы, считавший, что главная задача государя состоит в «завоевании» своего народа, — это школа легистов («законников»).
⚖️ В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. В отличие от ритуалов (ли), законы могут изменяться и пересматриваться в соответствии с потребностями момента. Управление народом и чиновничеством должно строиться на главном императиве человеческой активности — «стремлении к выгоде».
😞 Задача государя, согласно учению легистов — «ослабление народа». Для этого следует ограничивать его образование и ставить благосостояние подданных в зависимость от самодержавной власти. Залог мощи государства и укрепления власти правителя — концентрация усилий на развитии земледелия и ведении войн. Моральные нормы, традиции и культура только отвлекают его от выполнения основных обязанностей перед государем.
🔥 Император Цинь Шихуанди со своим главным советником Ли Сы организовывал массовые гонения на конфуцианцев, во время которых было заживо похоронено около 460 последователей конфуцианской школы, а все конфуцианские труды должны были быть сожжены под угрозой казни. Это нанесло огромный вред конфуцианской философии, ведь большинство канонов уже после падения циньской империи по памяти пересказывали оставшиеся в живых конфуцианцы, а уцелевших текстов осталось мало.
Другим направлением философской мысли, с которым конкурировало конфуцианство, был даосизм.
🍁 Для даосского философствования характерно полное доверие ко всему естественному, природному. В отличие от конфуцианцев, сторонники даосизма испытывали неприязнь ко всему искусственному, антропогенному и особенно — к письменной учености и культуре.
✨ Для сторонников даосизма были важнее не абсолютные принципы и вечные традиции, а следование мистическому и непостижимому Пути — «Дао».
💆🏻♂️ Если конфуцианство утверждало идеал «самоотверженности до смерти ради утверждения общечеловеческих ценностей» и «преодоления себя во имя общезначимого ритуала», то ценности даосизма почти целиком ориентированы на индивида, а не на общество. Сосредоточенные на собственной судьбе, даосские мудрецы практиковали отшельничество, стремились к максимальному телесному здоровью, долголетию и даже бессмертию.
👑 Что касается государственного правления, то здесь для даосизма идеалом выступает не сильный авторитарный лидер, как у легистов, и не поклонник ритуалов, как у конфуцианцев, а абсолютно не вмешивающийся ни во что государь, про которого народ знает только то, что он существует.
📜 Предлагаем вам прочитать притчу о встрече Конфуция с Лао-Цзы, древнекитайским философом, который считается основателем даосизма.
Что говорят современные эксперименты о доброй или злой природе человека?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день