Конфуцианство
Долг и сердце
Конфуций считал, что сердце — орган мышления, а долг неразрывно связан с ним. В этой части узнаем о толковании этих понятий.
Поговорим о таких понятиях конфуцианства, как долг и сердце, и узнаем, как нумерология стала его частью.
🙌🏼 Долг или справедливость — «и» — одна из основополагающих категорий конфуцианства. В общем смысле она несет в себе идею правильного соответствия содержания форме, субъективных потребностей объективным требованиям, внутреннего чувства справедливости внешним нормам общественной морали.
👬 В более конкретном смысле «и» выражает нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.
😌 Если для легистов долг есть путь «насилия и наказаний», то для конфуцианцев долг выражает высшее и добровольное проявление человеческой природы. В частности, Мэн цзы считал, что человеку свойственно презирать собственную пользу во имя долга — так он и становится человеком.
☝️ Конфуцианство доводит этот тезис до своеобразного парадокса: долг оказывается в некотором смысле выгоднее самой выгоды: «Не польза/выгода полезна/выгодна государству, а И».
💛 Для конфуцианцев долг — это то, что подсказывает сердце (синь).
По мнению Мэн-цзы, человек, в отличие от животных имеет «соболезнующее и сострадающее», «стыдящееся [за себя] и негодующее [на других]», «отказывающее [себе] и уступающее [другому]», «утверждающее и отрицающее сердце» (синь).
👀 Он считал, что сердце — это орган мышления, определяющий человеческую чувственность и управляющий ей, а также орган восприятия и представления.
Сюнь-цзы уточняет функцию человеческого сердца, способного познавать дао, вводит в свое учение понятие «пустоты» в качестве важнейшего психологического свойства, характеризующего правильное мышление👇
🗣 «Сердце никогда не бывает не наполненным и однако [оно] обладает тем, что называют пустотой».
Различное осмысление понятия «синь» стало истоком полемики между буддизмом и неоконфуцианством.
❇️ Буддисты допускали полное «отсутствие мысли», стремились освободить своих адептов от привязанности к феноменальному миру, вернуться к неразличению добра и зла и настаивали на спонтанном и «мгновенном просветлении».
❇️ Конфуцианцы подчеркивали нравственную природу человеческого «благосмыслия», полное включение человека в социально-этические отношения, приобщение его к решению ежедневных человеческих дел.
🗣 Конфуций: «Проникнуть в сердце человека труднее, чем пробраться в горное ущелье. Легче познать Небо, чем сердце человека».
📜 Как познать сердце, читайте в притче «Девять испытаний».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Конфуцием была разработана схема достижения цели, он считал, что если следовать девяти главным правилам, можно стать успешным человеком👇
1️⃣ Идите к своей цели, пусть даже медленно, но не останавливаясь.
2️⃣ Держите свой инструмент остро отточенным: ваша удача зависит от того, насколько хорошо вы подготовились.
3️⃣ Не меняйте поставленную цель: не важны только методы ее достижения.
4️⃣ Делайте только по-настоящему важное и интересное для вас дело, прикладывая максимальные усилия.
5️⃣ Общайтесь только с теми, кто развивается: он поведет вас за собой.
6️⃣ Работайте над собой, делайте добро, мир вокруг вас — зеркало вашего внутреннего «я».
7️⃣ Не позволяйте обидам сбить вас с пути, негатив не притягивает к вам позитив.
8️⃣ Контролируйте свой гнев: за все придется платить.
9️⃣ Наблюдайте за людьми: каждый может вас чему-то научить или предостеречь.
В период становления неоконфуцианства (9–10 века н.э.) происходит переосмысление традиционной древнекитайской натурфилософии с помощью моральных категорий. Новое значение приобретает традиционная китайская нумерология, основанная на «Книге перемен» (И цзин).
📕 Трактат «И цзин» гораздо древнее конфуцианства. Его основу составляют 64 гексаграммы — особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной.
☯️ Прерванная черта означает начало «инь», цельная — «ян», а их двойные, тройные и другие комбинации — как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в этой системе играют восемь триграмм: знаки, состоящие из трех линий.
☰ Цянь — творчество, крепость, небо, отец.
☷ Кунь — исполнение, самоотдача, земля, мать.
☳ Чжень — возбуждение, подвижность, гром, первый сын.
☵ Кань — погружение, опасность, вода, второй сын.
☶ Гэнь — пребывание, незыблемость, гора, третий сын.
☴ Сюнь — уточнение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь.
☲ Ли — сцепление, ясность, огонь, вторая дочь.
☱ Дуй — разрешение, радостность, водоем, третья дочь.
➡️ Благодаря конфуцианству эти 8 категорий и всевозможные способы их трансформации друг в друга превратились из чисто гадательных, мистических элементов в универсальную логическую систему.
🌍 У Конфуция эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций, структуре постоянно и циклически изменяющегося мира.
Об отношении китайцев к ритуалу и особенностях традиционного китайского детектива
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день