Современное искусство
Минимализм и ленд-арт
Ленд-арт превратил окружающий мир в искусство, а минимализм вернул его к простейшим основам. Узнаем, как художники меняли восприятие пространства.
Ответ на вопрос из прошлой части «Абстрактный экспрессионизм»
Мы предложили угадать, в каком положении было бы правильно повесить картины современного художника Марка Ротко.
⁉️ Как же понять, как правильно, когда ничего не понятно? Нужно искать гармонию и логику в картинке. Глаз любого художника ищет гармонию — она может выражаться в равновесии, устойчивости или динамике. Художнику трудно написать что-то по-настоящему случайное и хаотичное — гармония все равно пробьется. Поэтому в неправильном положении содержимое картины будто рассыпается, разваливается, а в правильном — подчинено некой логике.
Теперь посмотрим на задание 👇
1️⃣ На картине прямоугольник в положении сверху слишком тяжелый, он давит на круглую форму — ее хуже видно, она забита громоздкой фигурой. А во втором варианте округлое пятно сверху будто парит, взлетает, испаряется — и тогда обе фигуры не противоречат и не мешают друг другу.
✅ Правильный ответ: 2
💡 Не забывайте, что это современное искусство. Поэтому единого объяснения тут быть не может.
1. Дональд Джадд. Без названия, между 1960 и 1980
2. Ричард Серра. Суть времени, 1994–2005
3. Дэн Флавин. Без названия, 1975
4. Сол ле Витт. Открытая геометрическая структура IV, 1990
5. Фрэнк Стелла. Брак разума и убогости, 1959
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим про минимализм и ленд-арт. Прежде чем перейти к художникам, определимся, о чем вообще речь 👇
🏙 Минимализм появился в Нью-Йорке в 1960-е. Отчасти это была реакция на абстрактный экспрессионизм, который раздражал минималистов: слишком индивидуально, слишком спонтанно, слишком драматично.
🔳 Минималисты хотели свести искусство к простейшим основам. Их девиз: «То, что вы видите, является именно тем, что вы видите». Для них свойственны простота и лаконичность форм, чистые насыщенные цвета, акцент на пропорции. В их работах нет сюжета и динамики.
🙅♂️ Сами художники не называли себя минималистами. У них не было общих манифестов, творческих поисков. Их объединяла только выставка «Первичные конструкции: молодые американские и британские скульпторы» 1966 года в Еврейском музее Нью-Йорка. На этой выставке окончательно размылась грань между художником и дизайнером.
👥 Основные представители: Доналд Джадд, Ричард Серра, Дэн Флавин, Сол ле Витт, Фрэнк Стелла.
1. Дональд Джадд. Без названия, 1963
2. Дональд Джадд. Без названия, 1992
3. Дэн Флавин. Монумент В. Татлину, 1964
4. Дэн Флавин. Без названия, 1970
5. Ричард Серра. Мемориал жертвам нацизма в Берлине, 1987
6. Ричард Серра. Тор и сфера, 2003-2005
Теперь обсудим творчество Дональда Джадда, Дэна Флавина и Ричарда Серра. По их работам видно, насколько представители минимализма не похожи друг на друга.
🔲 Дональд Джадд. Создавал «специфические объекты» — простые геометрические формы из современных материалов. С их помощью художник структурировал пространство. Например, в «стопках» — рядах одинаковых полок — цвета и размеры могли быть разными, но расстояние от пола и между ними задавались художником и не менялись.
💡 Дэн Флавин. Структурировал пространство светом. Его работы — это флуоресцентные трубки разных цветов, которые полностью меняют помещение: исчезают углы, появляется холодный современный и в то же время неземной цвет, который у каждого вызывает свои ассоциации. Флавин выставлял свои работы как «Без названия», но у него есть посвящения друзьям, коллегам, родным — даже цикл работ, посвященный Башне Татлина, проекту авангардного русского художника.
〰️ Ричард Серра. Свел форму к минимуму, зато увеличил размеры. Его проекты — это гигантские листы. Они кажутся огромными и тяжелыми, но когда по ним ходит зритель, он чувствует, как они шевелятся, двигаются, меняются. Это меняет восприятие себя в пространстве, вызывает необычные ощущения.
О концепции лофта в Америке
1-2. Дом Дональда Джадда, Нью-Йорк
3-4. Интерьер дома Дональда Джадда, Нью-Йорк
Дэн Флавин. Световое оформление церкви Санта Мария Аннунциата, Милан, вторая половина 1990-х
1. Роберт Смитсон. Разорванный круг, 1971
2. Роберт Смитсон. Скат Амарилльо, 1973
3. Ричард Лонг. Протоптанная линия, 1967
4. Ричард Лонг. Круги на закате, 2006
5. Христо Явашев. Окруженные острова, 1983
6. Христо Явашев. Плавучие пирсы, 2016
7. Энди Голсуорси. Арка из льда, 1982
8. Уолтер де Мария. Поле молний, 1977
Завершаем эту часть ленд-артом. Это направление возникло в США в конце 1960-х годов и в каком-то смысле развивало идеи минимализма.
В чем особенности ленд-арта 👇
⛰ Работает с природным ландшафтом. Это следующий этап минимализма, когда частью произведения становится окружающий мир.
✏️ Стирает грани между скульптурой и архитектурой, между интерьерными и экстерьерными объектами.
👁 Играет с ощущениями. Зритель соотносит себя и расстояние до объекта, окружающее пространство, ландшафты.
👤 Главные представители: Роберт Смитсон, Ричард Лонг, Христо Явашев, Энди Голсуорси, Уолтер де Мария.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день