angle-down facebook instagram vkontakte warning

Современное искусство

Неоэкспрессионизм и Лондонская школа

Неоэкспрессионисты работали грубо и примитивно, передавали эстетику безобразного, чтобы обличить в картинах социальные темы. Разберемся подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Георг Базелиц. Ужин в Дрездене, 1983
2. Жан-Мишель Баския. На итальянском, 1983
3. Ансельм Кифер. Зимний пейзаж, 1970
4. Дэвид Салле. Зеркало, 1998
5. Франческо Клементе. Луна, 1990
6. Филипп Густон. Живопись. Курение. Еда, 1973
7. Джулиан Шнабель. Портрет Дэнниса Хоппера, 1999
8. Дэвид Хокни. Бассейн с двумя фигурами, 1972

Поговорим о неоэкспрессионизме и так называемой Лондонской школе. На первый взгляд между ними нет ничего общего — но их объединяет эмоциональность творчества и возврат к «просто живописи».

Начнем разбираться с неоэкспрессионизмом 👇

🖼 Появился в 1970-е. Художники устали от минимализма и концептуализма — чисто интеллектуального искусства. Им опять захотелось непосредственно и экспрессивно выражать свои чувства и эмоции — в том числе обращаясь к мифу.

👹 Был очень примитивным и агрессивным. Художники писали эмоционально, грубо, неряшливо, используя подручные материалы и обыденные сюжеты. Их не волновало техническое мастерство, многие не занимались живописью профессионально и вообще не умели рисовать. Зато их творчество было понятным.

🌍 Существовал в разных странах. В Германии неоэкспрессионистов называли «Новыми дикими», во Франции — художниками «Новой фигуративности», в США — представителями «Плохой живописи» (многое говорит о направлении).

👤 Основные представители: Георг Базелиц, Жан-Мишель Баския, Ансельм Кифер, Дэвид Салле, Франческо Клементе, Филипп Густон, Джулиан Шнабель, Дэвид Хокни.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Георг Базелиц

1. Оберон, 1963
2. Спальня, 1975
3. Любой, 1976
4. Вне игры, 1982
5. Эдвард, 1987-1988

Мы упомянули, что многие неоэкспрессионисты не умели рисовать. Но один из основателей направления, Георг Базелиц, делал это хорошо и профессионально — его так и называли «хороший художник плохой живописи».

Что же заставило Базелица обратиться к примитивным формам 👇

Родился в Германии. После войны учился живописи сначала в восточной части Берлина, потом переехал в Западный Берлин. Как немец он переживал трагедию Второй мировой войны, а как художник не мог не выразить эти переживания.

👁 Работал с эстетикой безобразного — как единственного, что может адекватно отразить ужасы первой половины 20 века, отвратительно проявившее себя человечество. Он показывает искаженный, перевернутый мир, в котором происходит то, чего быть не должно. В этом мире неоткуда взяться красоте, гармонии, умиротворению.

Про Георга Базелица и соцреализм

1. Георг Базелиц. Опять двойка, 1999
2. Фёдор Решетников. Опять двойка, 1952
3. Георг Базелиц. Дочь советской Киргизии, 2002
4. Семён Чуйков. Дочь Советской Киргизии, 1948

Жан-Мишель Баския

1. Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол
2. Без названия, 1982
3. Без названия, 1982
4. Собака, 1982
5. Задурманенные головы, 1983
6. Логотип, 1984

Уже в работах Базелица видно, насколько неоэкспрессионизм — городское искусство, предвестник граффити. Но еще больше на стрит-арт повлиял другой неоэкспрессионист — Жан-Мишель Баския.

Чем он интересен 👇

🗽 Родился в Нью-Йорке в многонациональной семье. Мать была пуэрториканкой, а отец — гаитянином. Поэтому с детства свободно говорил на английском, французском и испанском языках, много читал. В 22 года познакомился с Энди Уорхолом. Стал его подопечным, очень тяжело переживал смерть старшего друга. Сам умер в 27 лет от передозировки.

💀 Начинал с граффити. Кроме надписей на стенах, его частые образы — скелеты и лица, похожие на маски, а также городская тема: здания, автомобили, полиция, играющие на тротуаре дети.

🚫 Стал одним из основоположников стрит-арта. Без него не было бы остросоциального творчества Кита Харинга, Бэнкси, Паши 183.

1. Фрэнсис Бэкон. Триптих — август 1972, 1972
2. Люсьен Фрейд. Девушка с котенком, 1947
3. Леон Коссоф. Дети в бассейне, 11 часов утра, Суббота, 1969
4. Майкл Эндрюс. Мы с Мелани плаваем, 1978

Теперь обратимся к Лондонской школе. Она совершенно не похожа на неоэкспрессионизм, но тоже отталкивается от личных эмоций и переживаний художника.

Вот что важно знать о Лондонской школе 👇

Формально это не школа. Пока в США развивался абстрактный экспрессионизм, группа художников в Лондоне продолжала работать с фигуративной живописью, сохраняющей сходство с реальными объектами. Они были друзьями, учениками и учителями, но у каждого была индивидуальная манера.

✍️ Термин ввел художник Рон Б. Китай. В 1976 году Китай курировал выставку «Человеческая глина». В эссе для каталога Китай назвал «Лондонской школой» Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Леона Коссофу, Майкла Эндрюса и еще нескольких из 48 «лондонских» художников, участвовавших в выставке.

👤 Художников Лондонской школы заботили общие темы: человеческое существование, катастрофы эпохи, сексуальность. Они раскрывали их через фигуративность и телесность, деформацию, ощущение изломанности, обращение к мифологическим образам.

💔 Каждая картина была личной историей. Над ними тщательно и скрупулезно работали, постоянно переделывали, многое уничтожали. Так художники выражали личные экзистенциальные переживания и потери.

1. Фрэнсис Бэкон. Три этюда к фигурам у подножия распятия, 1944
2. Фрэнсис Бэкон. Картина, 1946
3. Фрэнсис Бэкон. Три фигуры для Распятия, 1962
4. Фрэнсис Бэкон. Портрет Люсьена Фрейда на оранжевой кушетке, 1965
5. Фрэнсис Бэкон. Сидящая фигура, 1978
6. Люсьен Фрейд. Портрет Китти, 1948
7. Люсьен Фрейд. Девушка с белым псом, 1951
8. Люсьен Фрейд. Портрет Фрэнсиса Бэкона, 1952
9. Люсьен Фрейд. Комната в гостинице, 1954
10. Люсьен Фрейд. Портрет обнаженной, 1972

Завершим часть знакомством с двумя представителями Лондонской школы — Фрэнсисом Бэконом и Люсьеном Фрейдом.

Начнем с Бэкона 👇

☘️ Родился в Дублине в семье военного. В 17 лет ушел из дома после конфликта с отцом.

🛋 Работал дизайнером интерьеров — возможно, отсюда на его картинах столько замкнутого пространства.

🤝 Писал в основном друзей и знакомых. Часто использовал фотографии, чтобы не смущать моделей. Особенно любил фото в духе снимков из фотокабин, чтобы лицо и тело были показаны с разных ракурсов.

👀 Вдохновлялся Пикассо, многое взял от сюрреалистов, восхищался Веласкесом. В юности был впечатлен фильмами Сергея Эйзенштейна, особенно образами «Броненосца „Потемкина“».

🙀 Считал, что «задача художника — в непосредственной атаке на нервную систему». И ему это удавалось — картины Бэкона пугают, оставаясь при этом удивительно гармоничными и оттого более реальными.

Теперь поговорим про друга Бэкона — Люсьена Фрейда 👇

🌊 Родился в Берлине. Внук Зигмунда Фрейда. В 1932 году его семья переехала в Лондон, спасаясь от нацистов. Хотел стать моряком, но помешала тяжелая болезнь. Был дважды женат, имел огромное количество внебрачных детей — сам признал только 14.

🪑 Писал очень долго, по много часов ежедневно. Работал стоя или на стуле — чтобы видеть моделей как бы сверху. Очень густо клал краску, почти не смешивая цвета в палитре.

Продолжаем тренировать свою насмотренность в современном искусстве с помощью тренажера. На этот раз проверим, легко ли отличить картины Фрэнсиса Бэкона от работ Люсьена Фрейда.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;