Современное искусство
Что такое современное искусство
Откуда начинается современное искусство? Это только то, что художники создают прямо сейчас? Попытаемся ответить на этот непростой вопрос.
1. Джексон Поллок. Синее (Моби Дик), 1943
2. Рой Лихтенштейн. Тонущая девушка, 1963
3. Роберт Смитсон. Спиральная дамба, 1970
4. Жан-Мишель Баския. Абориген, 1984
5. Маурицио Каттелан. Инсталляция в ГМИИ им. Пушкина «Баллада о Троцком», 2019
6. Стеларк. Третья рука, 1980
Для начала определимся, почему важно разбираться в современном искусстве (для удобства будем пользоваться термином искусствоведов — совриск).
🗣 Говорит о том, что важно. Совриск создается здесь и сейчас. Поэтому касается тем, которые важны и актуальны именно для нас.
⁉️ Заставляет задуматься. Раньше искусство рассказывало о мире, религии, морали. Совриск задает вопросы, но не дает ответы — их надо искать самим.
👁 Меняет оптику. Цель совриска — не сделать нам приятно, а наоборот, вывести из зоны комфорта. Это освежает восприятие и позволяет по-новому взглянуть на мир. Современное искусство обогащает нашу жизнь, даже если поначалу кажется чем-то несусветным.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как смотреть современное искусство?
Что такое вообще современное искусство — то, что создано в этом году? Десятилетии? В 20 веке? Не все так просто: существует два основных подхода к хронологии совриска.
Каждый предлагает свою точку отсчета 👇
🎨 Импрессионизм. В конце 19 века импрессионисты начали движение в сторону от реалистической живописи — в конце концов это привело к абстракциям и всему тому, что мы называем совриском.
🟧 Окончание Второй мировой войны. В 1950-е центр мирового искусства переместился в США. Сошлось несколько причин: общий мировой шок от ужасов войны, эмиграция в Штаты многих художников — в том числе Сальвадора Дали, Марка Шагала, Марселя Дюшана, Марка Ротко, и некоторая изолированность американского искусства от европейского. Первым современным направлением стал абстрактный экспрессионизм.
🕔 Мы будем отталкиваться от второго подхода. Во-первых, его предлагают западные исследователи, и он более современный. А во-вторых, в наш урок было бы тяжело уместить еще и направления первой половины 20 века.
Говоря о современном искусстве, мы не можем обойти вниманием понятие постмодернизма. Почему это важно для понимания совриска?
Давайте разберемся 👇
🌐 Постмодернизм — не художественное направление. Этим понятием называют целый комплекс процессов в философии, обществе, экономике, политике и культуре. Как Ренессанс — это не только художники и скульпторы, но и новое отношение к миру и человеку, развитие общества, технологий и других аспектов жизни.
🚂 Сначала был модернизм (не путайте с модерном — художественным течением). Эпоха модернизма началась с конца 19 века и продлилась до середины 20 века. Это время индустриализации, урбанизации, стремительного развития науки и техники — а еще двух мировых войн. Разумеется, все это не могло не отразиться в искусстве. Главное свойство модернизма — создание нового.
🧩 Постмодернизм пришел на смену модернизму и в противовес ему. После ужасов первой половины 20 века мир пришел к выводу, что ничего нового уже не придумать — пора переосмыслять старое. Поэтому первым направлением искусства эпохи постмодернизма стал поп-арт — мы еще поговорим о нем подробнее.
🌳 А если попроще? Все искусство до постмодернизма — это дерево. У него много веток, больших и маленьких, с дополнительными ответвлениями и без. Это разные направления — малые голландцы, барокко, романтизм, импрессионисты. Но все они растут из одного ствола с едиными корнями.
➰ А как теперь? Современное искусство — это не дерево, а скорее перекати-поле. У него нет корней и иерархии, никакое направление не выше и не главнее другого, все они свободно переплетаются. Это полностью соответствует идеям постмодернизма.
🥚 Сегодня уже говорят о пост-постмодернизме, или метамодернизме. Но пока эта концепция не сформировалась до конца, пусть о ней спорят исследователи.
Чтобы лучше понять, как постмодернизм повлиял на современное искусство, рассмотрим его главные идеи и концепции.
♟ Отказ от линейной истории. Это больше не связный рассказ от прошлого к будущему, а набор разных сюжетов, между которыми можно легко переключаться, собирая свою историю. Пример — путешествие по гиперссылкам в статьях Википедии.
🧩 Творец не придумывает, а комбинирует. Раз все уже придумано до нас, будем перебирать существующие смыслы, идеи и образы, создавая из них что-то новое.
💬 «Смерть автора». Это термин французского философа Ролана Барта. В классическую эпоху «что хотел сказать автор» — главное для понимания текста. Теперь соавтором становится читатель — он может открыть те смыслы, о которых автор мог и не подозревать. Под текстом мы имеем в виду не только литературу, а любое произведение искусства.
🎲 Отрицание единой реальности. Не существует единой «правильной» модели мира, как нет абсолютной истины. Зато есть множество реальностей, которые существуют по своим законам.
Искусство эпохи модернизма («modern art»)
1. Эдуард Мане. Олимпия, 1863
2. Анри Матисс. Танец, 1910
3. Казимир Малевич. Белый квадрат, 1917-1918
4. Пабло Пикассо. Купальщица открывает кабину, 1928
Искусство эпохи постмодернизма («contemporary art»)
1. Роберт Раушенберг. Кровать, 1955
2. Ив Кляйн. Безымянная антропометрия, 1960
3. Клас Олденбург. Два чизбургера, 1962
4. Аллан Капроу. Девушки слизывают джем с автомобиля, из серии хэппенингов «Быт», 1964
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день