Фрэнсис Форд Коппола
«Крестный отец»
«Крестный отец» — эпическая драма, признанная американским киноинститутом величайшей гангстерской лентой в истории. Изучим, как Коппола снимал его.
«Крестный отец» 1972 года — эпическая драма, признанная американским киноинститутом величайшей гангстерской лентой в истории. Название этого фильма знает каждый, а образы узнают даже те, кто картину не смотрел. Сегодня узнаем, что делает фильм таким великим 👇
📝 Аннотация. Глава нью-йоркской сицилийской мафиозной семьи Корлеоне, Дон Вито Корлеоне, выдает замуж свою дочь. В это время со Второй мировой войны возвращается его любимый сын Майкл. Майкл, герой войны, гордость семьи, не выражает желания заняться жестоким семейным бизнесом. Дон Корлеоне ведет дела по старым правилам, но наступают иные времена, и появляются люди, желающие изменить сложившиеся порядки. На Дона Корлеоне совершается покушение. Действие происходит в 1945–1955 годах.
👏 Фильм заработал много денег и получил признание. При бюджете в 6 миллионов долларов собрал в прокате более 268 миллионов — то есть стал суперхитом. Лента получила 3 премии «Оскар»: лучший фильм года, лучший адаптированный сценарий, лучшее исполнение главной роли — эта награда досталась Марлону Брандо. Правда, он отказался ее получать, заявив, что поддерживает индейцев, коренных американцев, которых англосаксы дискриминируют. Вместо Брандо на сцену вышла малоизвестная актриса, представительница индейцев апачи Сашин Легкое Перо.
🏙 Причиной такого успеха картины стал ее масштаб: это настоящая американская криминальная семейная сага. В 19 и 20 веках семейные истории часто рассказывают о цивилизации и об эпохе. Например «Будденброки» Томаса Манна — это рассказ не просто об отдельно взятой семье, а о Германии на протяжении 19 и начала 20 веков. «Крестный отец», как, например «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса — история не о конкретных личностях, а история о том, что такое Америка. История эта рассказывается в эпическом, неспешном ключе, как настоящая поэма или как большой роман.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Личное отношение к фильму «Крестный отец»
Кадры со съемок фильма «Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1972
Посмотрим, как снимался фильм 👇
📘 «Крестный отец» — это экранизация одноименного романа Марио Пьюзо, изданного в 1969 году. Права на роман были куплены еще до его завершения. Агент отговаривал писателя продавать права так скоро, был уверен, что со временем появятся более выгодные предложения. Но Пьюзо были нужны деньги и он согласился на первое предложение, которое поступило от студии «Парамаунт».
🎬 В 1970 году Коппола был официально объявлен режиссером будущего фильма. Продюсер Роберт Эванс считал, что фильм должен ставить режиссер итало-американского происхождения, чтобы придать ленте колорит — именно этого не хватало многим американским гангстерским картинам. Он предложил снимать Серджо Леоне — автору знаменитых спагетти-вестернов, но тот отказался. Обращались и к другим режиссерам, но остановились на Копполе из-за итальянских корней и финансов: после провала «Людей дождя» Коппола был готов работать за маленькую зарплату.
📝 Над сценарием Коппола работал совместно с Марио Пьюзо, но писали они раздельно, находясь даже в разных городах — Пьюзо в Лос-Анджелесе, Коппола в Сан-Франциско. Затем они вместе сводили написанные фрагменты. В отличие от романа, в котором жизнь Дона Корлеоне описана с самого детства, в фильме от предыстории отказались.
👨 Марио Пьюзо лично был заинтересован, чтобы Дона Вито Корлеоне сыграл Марлон Брандо. Он даже послал ему письмо, сообщив, что Брандо единственный актер, который сможет осилить эту роль. Но продюсеры считали, что Марлон Брандо в последних картинах играл посредственно и у него дурной характер, поэтому роль предложили Лоренсу Оливье, но тот отказался. А Брандо согласился и сыграл роль, которая стала его визитной карточкой. Он играл в гриме: Брандо — красавец, а его герой не очень симпатичный — пришлось носить капу на нижней челюсти, чтобы походить на бульдога. Брандо текст не учил — реплики развешивали по съемочной площадке, а иногда прямо на других актеров.
🎥 Фильм снят в лаконичной манере. Камера в фильме статична, движение начинается только тогда, когда актеры перемещаются в кадре. Вот что об этом говорил выдающийся оператор Гордон Уиллис, который потом будет много работать с Вуди Алленом 👇
🗣 «Из технических наворотов почти ничего не было, никаких вертолетных съемок или объективов с переменным фокусным расстоянием. С операторской точки зрения „Крестный отец“ снимался, как живая картина, актеры входили в кадр и выходили из него, все очень прямолинейно, этим еще раз мы подчеркивали время действия».
📺 Фильм относится к 40-м годам, когда кино снимали именно так, без сложностей, свойственным 70-м.
🌓 С помощью резких контрастов света и тени подчеркивается борьба добра и зла, света и тьмы. Вспомним одну из первых сцен: мы видим темный кабинет Дона Вито Корлеоне, там сам Вито Корлеоне, его приспешники, члены семьи и просители. Благодаря крупнозернистой пленке и свету светлые лица кажутся выхваченными из тьмы, там творятся плохие дела.
🙈 Много споров вызвала сцена с лошадиной головой: один из героев находит отрезанную голову своего любимого коня Хартума. Это не бутафория, а настоящая голова. Это многих возмутило, но Коппола объяснил, что эта голова была куплена у фирмы, которая производила собачий корм, это голова уже убитой лошади.
😎 Итальянский след в фильме значительный. Фамилия Корлеоне происходит от названия горного сицилийского города, которые связан с мафией. В сценах на Сицилии, где много открытых просторов, солнца, медового оттенка, Коппола снимает известных итальянских актеров. Музыку к фильму писал не американский композитор, а итальянский — Нино Рота.
Открывающая сцена фильма «Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1972
👉 Майкл Корлеоне — главный герой этой саги. Это история трансформации, созревания и деградации личности. Что вы думаете об этом персонаже и его трагедии?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день