angle-down facebook instagram vkontakte warning

Даосизм

Возникновение даосизма

Даосизм появился почти одновременно с буддизмом и конфуцианством. Сравним учения и обсудим, как зарождался даосизм.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

👑 Даосизм начал складываться в 5 веке до нашей эры практически одновременно с учениями Конфуция и Будды. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный правитель Китая Хуан-ди или Желтый император.

📜 В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Дао-дэ-цзин»), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, который считается основателем даосизма, а также в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан-Цзы (Чжуан Чжоу) (4–3 века до нашей эры).

👻 К концу первого тысячелетия до нашей эры фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов.

📌 Принято различать философско-теоретическую и религиозно-практическую стороны даосизма. В китайском языке это различие передается двумя терминами 👇

1️⃣ «школа дао» (дао-цзя) соответствует философской части,

2️⃣ «учение (почитание) дао» (дао-цзяо) — религиозной.

1. Желтый император, гравюра на дереве, династия Тан (618–907)

2. Лао-Цзы на быке, Чжан Лу, династия Мин (1368–1644)

3. Портрет Чжуан-Цзы времен династии Юань

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Даосизму легко было вступать в диалог с другими философскими школами, потому что он всегда презирал идею борьбы противоположностей и призывал видеть их гармонию.

🤝 Любая противоположность — проявление единства. Согласно учению даосизма, любая дихотомия, то есть разделение на две части (черное-белое, верх-низ, плохое-хорошее) является условным. Все бинарные оппозиции мудрец должен преодолевать, видя в противоположностях лишь проявление единства — ши-фэй.

🔳 Ши-фэй — «истина и ложь», «правда и кривда». Ши-фэй символизирует нашу готовность принять некоторые утверждения как одновременно истинные и ложные. Но не в смысле наивного релятивизма: «все относительно, поэтому нет ни истины и лжи». А скорее в смысле инструментализма: «истина» и «ложь» — полезные инструменты нашего разума, но именно поэтому они имеют свою ограниченную область действия. Истина и ложь не открывают нам Дао — наоборот, Дао делает возможным как истину, так и ложь, само оставаясь по ту сторону любых противоположностей.

🗣 «Существуют левая [сторона] и правая [сторона], существуют обсуждение и решение, разделение и различие, соперничество и борьба — это называется восемь категорий. То, что находится за пределами пространства, [окружающего человека], совершенномудрый [оставляет своему] существованию и не обсуждает; то, что находится в пределах этого пространства, совершенномудрый обсуждает, но не выносит своего решения. О погодных хрониках, в которых записаны [события] времен правления прежних государей, совершенномудрый высказывает свое суждение, но не спорит. Поэтому в разделении есть нераздельное, в спорном — бесспрное». (Чжуан-Цзы)

👁 Цельное видение. Что же получает взамен даосский мудрец, отказываясь от бинарного мышления и логико-аналитической рациональности? Он получает цельное видение, лежащее по ту сторону всех противоположностей.

🗣 «Радость целостности — это обретение желаемого. Но обретением желаемого в древности называли не пожалование колесницы с высоким передком и парадной шапки, а только ту радость, к которой нечего добавить». (Чжуан-Цзы)

Есть ли у даосов свое Священное Писание? Поговорим о даосизме как о религии.

📜 Первый даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), сложился к 5 веку и включал более 250 даосских текстов. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.

🙏🏻 Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»), за ним следовали обожествленный Лао-цзы и мифический творец мира — Пань-гу.

🕯 Институт монашества. С 4–5 веков многие положения даосского учения подверглись пересмотру и все более пользовались официальным признанием. В 7–8 веках в даосизме складывается институт монашества, появляется сеть школ и монастырей (преимущественно на севере Китая, в то время как юг оставался буддийским).

🏯 Попытки сделать даосизм государственной религией. Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали заповеди по буддийскому образцу, составили список заслуг и проступков добропорядочных подданных.

Как даосская религия представляет устройство человека?

В традиционном даосизме различались души двух типов:

1️⃣🧠 Три души «хунь», ответственных за эмоции и ментальные процессы (в том числе сон и транс, во время которых они могли временно покидать тело и действовать автономно). Как более тонкие субстанции, души «хунь» могли восходить на небо, трансформируясь в духов-шэнь.

2️⃣🏃🏻 Семь душ «по», ответственных за физиологические процессы и двигательные функции тела. После смерти человека они возвращаются в субстанциально близкую им землю, а именно — к так называемым желтым источникам (хуан цюань) — месту, напоминающему царство мертвых.

⚰️ Души могут вернуться на землю, поэтому особенно важны ритуалы. Из даосских текстов не очень ясно, насколько все эти души едины и подконтрольны человеку при жизни. Эти неясности порождали стремление предельно корректно обращаться с «хунь-по», особенно в момент смерти тела, чтобы не допускать ошибок в погребальном ритуале. Если не будет надлежащих жертв на могиле усопшего, души могут попытаться вернуться на землю, вселившись в чье-либо тело и превратившись таким образом в «демона-мстителя» (гуй, «голодный дух»). Сложился обычай снабжения души «по» всем необходимым в загробном мире, включая еду, одежду, музыкальные инструменты, украшения, терракотовые модели домов, статуи воинов. Сегодня принято сжигать на могилах в дни поминовения усопших бумажные деньги, изображения автомобилей, бытовой техники.

Небожители на земле. Наряду с этими традициями народная вера и даосская алхимия допускали обретение телесного бессмертия на земле и населяли «небожителями» (сянь) некоторые места, например, остров Пэнлай в Восточном море или гору Куньлунь.

⚡️ Представления о загробном воздаянии. Интересно, что в традиционном даосизме практически отсутствовали представления о каком-либо загробном воздаянии. Судя по всему, детализированные описания рая и ада пришли в Китай с буддизмом.

Встречался ли Лао-Цзы с Буддой и Конфуцием?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;