angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Даосизм

Возникновение даосизма

Даосизм появился почти одновременно с буддизмом и конфуцианством. Сравним учения и обсудим, как зарождался даосизм.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

👑 Даосизм начал складываться в 5 веке до нашей эры практически одновременно с учениями Конфуция и Будды. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный правитель Китая Хуан-ди или Желтый император.

📜 В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Дао-дэ-цзин»), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, который считается основателем даосизма, а также в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан-Цзы (Чжуан Чжоу) (4–3 века до нашей эры).

👻 К концу первого тысячелетия до нашей эры фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов.

📌 Принято различать философско-теоретическую и религиозно-практическую стороны даосизма. В китайском языке это различие передается двумя терминами 👇

1️⃣ «школа дао» (дао-цзя) соответствует философской части,

2️⃣ «учение (почитание) дао» (дао-цзяо) — религиозной.

1. Желтый император, гравюра на дереве, династия Тан (618–907)

2. Лао-Цзы на быке, Чжан Лу, династия Мин (1368–1644)

3. Портрет Чжуан-Цзы времен династии Юань

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Даосизму легко было вступать в диалог с другими философскими школами, потому что он всегда презирал идею борьбы противоположностей и призывал видеть их гармонию.

🤝 Любая противоположность — проявление единства. Согласно учению даосизма, любая дихотомия, то есть разделение на две части (черное-белое, верх-низ, плохое-хорошее) является условным. Все бинарные оппозиции мудрец должен преодолевать, видя в противоположностях лишь проявление единства — ши-фэй.

🔳 Ши-фэй — «истина и ложь», «правда и кривда». Ши-фэй символизирует нашу готовность принять некоторые утверждения как одновременно истинные и ложные. Но не в смысле наивного релятивизма: «все относительно, поэтому нет ни истины и лжи». А скорее в смысле инструментализма: «истина» и «ложь» — полезные инструменты нашего разума, но именно поэтому они имеют свою ограниченную область действия. Истина и ложь не открывают нам Дао — наоборот, Дао делает возможным как истину, так и ложь, само оставаясь по ту сторону любых противоположностей.

🗣 «Существуют левая [сторона] и правая [сторона], существуют обсуждение и решение, разделение и различие, соперничество и борьба — это называется восемь категорий. То, что находится за пределами пространства, [окружающего человека], совершенномудрый [оставляет своему] существованию и не обсуждает; то, что находится в пределах этого пространства, совершенномудрый обсуждает, но не выносит своего решения. О погодных хрониках, в которых записаны [события] времен правления прежних государей, совершенномудрый высказывает свое суждение, но не спорит. Поэтому в разделении есть нераздельное, в спорном — бесспрное». (Чжуан-Цзы)

👁 Цельное видение. Что же получает взамен даосский мудрец, отказываясь от бинарного мышления и логико-аналитической рациональности? Он получает цельное видение, лежащее по ту сторону всех противоположностей.

🗣 «Радость целостности — это обретение желаемого. Но обретением желаемого в древности называли не пожалование колесницы с высоким передком и парадной шапки, а только ту радость, к которой нечего добавить». (Чжуан-Цзы)

Есть ли у даосов свое Священное Писание? Поговорим о даосизме как о религии.

📜 Первый даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), сложился к 5 веку и включал более 250 даосских текстов. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.

🙏🏻 Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»), за ним следовали обожествленный Лао-цзы и мифический творец мира — Пань-гу.

🕯 Институт монашества. С 4–5 веков многие положения даосского учения подверглись пересмотру и все более пользовались официальным признанием. В 7–8 веках в даосизме складывается институт монашества, появляется сеть школ и монастырей (преимущественно на севере Китая, в то время как юг оставался буддийским).

🏯 Попытки сделать даосизм государственной религией. Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали заповеди по буддийскому образцу, составили список заслуг и проступков добропорядочных подданных.

Как даосская религия представляет устройство человека?

В традиционном даосизме различались души двух типов:

1️⃣🧠 Три души «хунь», ответственных за эмоции и ментальные процессы (в том числе сон и транс, во время которых они могли временно покидать тело и действовать автономно). Как более тонкие субстанции, души «хунь» могли восходить на небо, трансформируясь в духов-шэнь.

2️⃣🏃🏻 Семь душ «по», ответственных за физиологические процессы и двигательные функции тела. После смерти человека они возвращаются в субстанциально близкую им землю, а именно — к так называемым желтым источникам (хуан цюань) — месту, напоминающему царство мертвых.

⚰️ Души могут вернуться на землю, поэтому особенно важны ритуалы. Из даосских текстов не очень ясно, насколько все эти души едины и подконтрольны человеку при жизни. Эти неясности порождали стремление предельно корректно обращаться с «хунь-по», особенно в момент смерти тела, чтобы не допускать ошибок в погребальном ритуале. Если не будет надлежащих жертв на могиле усопшего, души могут попытаться вернуться на землю, вселившись в чье-либо тело и превратившись таким образом в «демона-мстителя» (гуй, «голодный дух»). Сложился обычай снабжения души «по» всем необходимым в загробном мире, включая еду, одежду, музыкальные инструменты, украшения, терракотовые модели домов, статуи воинов. Сегодня принято сжигать на могилах в дни поминовения усопших бумажные деньги, изображения автомобилей, бытовой техники.

Небожители на земле. Наряду с этими традициями народная вера и даосская алхимия допускали обретение телесного бессмертия на земле и населяли «небожителями» (сянь) некоторые места, например, остров Пэнлай в Восточном море или гору Куньлунь.

⚡️ Представления о загробном воздаянии. Интересно, что в традиционном даосизме практически отсутствовали представления о каком-либо загробном воздаянии. Судя по всему, детализированные описания рая и ада пришли в Китай с буддизмом.

Встречался ли Лао-Цзы с Буддой и Конфуцием?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;