angle-down facebook instagram vkontakte warning

Витторио Де Сика

«Похитители велосипедов»

«Похитители велосипедов» 1948 года — один из важнейших шедевров неореализма наряду с фильмом Росселлини «Рим — открытый город». Узнаем, почему картина получила признание и на родине, и в мире.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Постеры к фильму «Похитители велосипедов» на разных языках

📝 Аннотация. Послевоенный Рим, давно неработающий Антонио вне себя от радости — он наконец-то находит работу. Но в первый же трудовой день у него украли велосипед, без которого невозможно работать! Вместе с маленьким сыном Бруно он пытается найти в огромном городе украденный велосипед, от которого зависит жизнь его семьи.

📰 Сюжет фильма незамысловатый, что совершенно естественно для неореализма. Он напоминает газетный репортаж об одном из многочисленных происшествий в Риме. Но неореалисты часто именно к этому и стремились: вместо навороченных сюжетов истории простых людей и жизненных обстоятельств, которые могут быть незамысловатыми, но яркими.

🚲 Здесь завязкой сюжета служит кража велосипеда. Это сегодня велосипед — в большей степени средство для досуга. А в те годы он был орудием труда. Тем более для расклейщика объявлений, которому нужно постоянно перемещаться с места на место. Поэтому потеря велосипеда становится трагедией, ведь она ставит семью на край гибели.

📙 В основе фильма — одноименный роман Луиджи Бартолини. Но, работая над сценарием, Де Сика и сценарист Чезаре Дзаваттини достаточно далеко ушли от оригинала. Осталось только название и похищенный велосипед. Сам роман Бартолини был малоизвестен, поэтому Де Сика мог себе позволить отходить от сюжета этого произведения, потому что никто бы особенно не стал сравнивать.

🎞 Прокат фильма шел широко — его выпустили и в Италии, и в Европе, и в Америке. Картину показывали даже в Советском Союзе. Но в советский прокат она добралась чуть позже — в 1950 году.

🏆 Лента завоевала в 1950 году почетный «Оскар». Это был второй «Оскар» Де Сики — первый он получил за фильм «Шуша». До середины 1950-х у американской киноакадемии не было номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Поэтому иностранцы с конца 1940-х получали почетные «Оскары». Также картина завоевала премию британской киноакадемии как лучший фильм, специальный приз жюри кинофестиваля в Локарно и была номинирована на «Оскар» за лучший сценарий.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ламберто Маджорани и Энцо Стайола в «Похитителях велосипедов»

🤝 В 1946 году Витторио Де Сика выпустил фильм «Шуша», который принес ему первую премию «Оскар». Он собирался снимать «Похитителей велосипедов», но крупные итальянские продюсеры отказывались с ним работать. С одной стороны, им не очень нравился сюжет — интонация казалась мрачноватой. С другой стороны, в то время даже крупные итальянские продюсеры были не очень богатыми людьми, в стране все еще царила послевоенная разруха. Поэтому Де Сика собрал деньги на фильм самостоятельно, при помощи друзей.

💶 Но неореалистические фильмы как раз могут быть малобюджетными. Для эстетики неореализма характерны непрофессиональные актеры и максимально простой, даже сырой сценарий, который можно сымпровизировать на съемочной площадке. То же самое с художественным оформлением — не нужны искусственный свет, декорации, костюмы, ведь неореалисты не снимают историческое кино.

👨🏻‍🏭 «Похитители велосипедов» снимались именно так — на натуре, без декораций, с непрофессиональными актерами. Главную роль отца сыграл Ламберто Маджорани. До этого он не был актером, а работал на заводе «Бреда» токарем. Там его нашел Де Сика и пригласил на пробы. Ламберто прошел их удачно, и режиссер предложил ему роль, но при условии, что после съемок Маджорани вернется на завод. Ламберто это пообещал, и после того, как съемки завершились, пошел на завод, но оказалось, что его сократили. Он безуспешно пытался найти новую работу, потом вернулся в кино и с тех пор стал киноактером. Известным исполнителем он не был, но получал роли в достаточно крупных картинах. Например, играл еще у Де Сики и снимался у Пазолини в «Маме Роме». Жизнь и судьба Ламберто Маджорани легли также в основу сценария Чезаре Дзаваттини «Ты — Маджорани».

👨‍👦 Роль восьмилетнего сына главного героя исполнил Энцо Стайола, которому на тот момент действительно было восемь лет. Де Сика заметил его на улице, где проходили съемки фильма. Отец мальчика рядом торговал цветами. Де Сика предложил Энцо сняться в фильме. Так он и попал в эту картину. Потом он будет сниматься еще в некоторых лентах, самая известная из которых — «Босоногая графиня» Джозефа Лео Манкевича с актерами Хамфри Богардом и Авой Гарднер. Во взрослом возрасте Энцо оставил карьеру актера и стал учителем математики.

🍝 Крошечную роль в фильме сыграл Серджио Леоне, но он даже не попал в титры. Леоне играет одного из семинаристов, которые ненадолго появляются в кадре. Так будущий выдающийся итальянский режиссер и создатель жанра «спагетти-вестерн» начинал свою кинематографическую карьеру.

🎶 Неореалисты снимали непрофессионалов, но потом они обязательно дублировали фильмы. Не всегда актеров дублировали профессионалы, могли дублировать и те, кто снимался. Но это техника в некотором смысле отрывала фильмы от действительности. Ведь неореалисты стремились сделать так, чтобы фильм воспринимался как документальный, но не использовали живой звук. Это не нравилось Жану Ренуару, фильмы которого иногда называют предтечей неореализма. Он говорил, что есть сходство некоторых его фильмов и работ неореалистов, но у него звук живой, а у них — нет.

🎙 В «Похитителях велосипедов» непрофессиональных актеров озвучивают профессионалы. И именно за это ученик Жана Ренуара Лукино Висконти ругал фильм: профессиональный дубляж как бы испортил натуральность звучания голоса простого рабочего-итальянца. Но и без этого непрофессиональные актеры привнесли в фильм много живости — свои переживания и естественные реакции.

Разбор финальной сцены фильма

Витторио Де Сика на съемках фильма

Несмотря на международные награды — «Оскар», премию британской киноакадемии — на родине фильм принимали неоднозначно. Зато картина серьезно повлияла на следующее поколение кинематографистов 👇

🎥 Финальная сцена фильма — классическая, когда главные герои Антонио и его сын Бруно уходят по улице, удаляясь от камеры. Это оммаж Чарли Чаплину. У Чаплина так периодически заканчивались фильмы, когда герой как бы отдалялся от камеры. Де Сика обожал Чаплина, его кинематограф в какой-то степени родственен чаплинскому. Они оба комедиографы, которые при этом могут рассказать очень много грустного о жизни — одновременно и смешно, и хочется плакать.

😕 Когда фильм вышел в итальянский прокат, многие его критиковали. По мнению ряда итальянцев, эта картина показывает Италию с негативной стороны. Но некоторые критики ее хвалили, при этом отмечая излишнюю сентиментальность.

😡 Автор оригинального романа Луиджи Бартолини тоже ругал фильм. Он сетовал на то, что Де Сика и Дзаваттини все переделали и ничего не оставили от его романа и оригинального сюжета. В том числе он отмечал, что у него главный герой — представитель среднего класса и интеллектуал, а тут — простой рабочий.

🙏 Но многие режиссеры последующих поколений воспринимали «Похитителей велосипедов» как образцовый фильм, который их вдохновлял. Среди них — великий бенгальский режиссер Сатьяджит Рай. Он всегда указывал на сильнейшее влияние, которое оказало на его творчество Жана Ренуара и Витторио Де Сики, особенно фильм «Похитители велосипедов». Английский классик Кен Лоуч также говорит, что «Похитители велосипедов» — важная лента в его жизни.

🌊Также картина, как и другие работы неореалистов, повлияла на иранскую новую волну. В частности, на творчество Джафара Панахи и Аббаса Киаростами. У последнего есть фильм «Где дом друга?», там можно уловить похожие с «Похитителями велосипедов» интонации.

🎗 Среди советских кинематографистов ленту хвалил Марлен Хуциев:

🗣 «Картина произвела оглушительное впечатление. Что мы знали об этой чужой для нас стране? Что итальянцы были нашими врагами, фашистами. А в этом фильме увидели обыкновенных людей, которые бедствуют и ищут работу, любят, надеются».

Неореализм Росселлини и Де Сики

🤔 Давайте представим себя режиссерами-неореалистами, которым нужны непрофессиональные актеры. Куда бы вы отправились искать их?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;