angle-down facebook instagram vkontakte warning

Витторио Де Сика

Стиль Де Сики

Основные жанры, в которых работал Витторио Де Сика — неореализм и «комедия по-итальянски». Посмотрим, чем неореализм Де Сики отличался от неореализма его коллег — Росселлини и Висконти.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

💣 Неореализм как жанр зародился во время Второй мировой войны в Италии. Его рождение связано с последствиями войны. С одной стороны, нельзя сказать, что Италия проиграла эту войну. Хотя она начала ее на стороне гитлеровской Германии, потом Италия перешла на сторону союзников. С другой стороны, страна все равно была порушена, экономика находилась в плачевном состоянии, люди жили плохо и бедно. Эти причины привели к возникновению неореализма.

👁‍🗨 Неореализм стремится отразить живую жизнь — бедную и неприукрашенную. С одной стороны, это реакция на войну, а с другой — на довоенную и военного времени кинопропаганду. То есть на комедии и мелодрамы, костюмные фильмы, которыми Муссолини пытался отвлечь страну, находящуюся на краю страшной катастрофы. Молодым режиссерам не нравилась вычурность эпохи Муссолини, поэтому, когда его не стало, они тут же избавились от лишнего блеска и начали делать максимально правдивое кино.

Новую эстетику режиссеры неореализма утвердили на фундаменте отказа от ряда условностей. Они отказываются от профессиональных актеров, искусственного освещения, павильонной съемки — снимают только на локации. По возможности отказываются и от закадровой музыки и «железного» сценария. Вместо него — импровизация. Лучше, чтобы человек перед камерой проживал те или иные ситуации и естественно на них реагировал.

🎦 Неореализм стремится к эстетике документального кино. Но когда отец неореализма — Роберто Росселлини, и один из крупнейших представителей и идеологов неореализма — Лукино Висконти, снимали свои ленты, они смотрели на людей соблюдая дистанцию, с определенного расстояния. Висконти в большей степени даже изучает, он очень интеллектуальный художник. А Росселлини как будто наблюдает за событиями, происходящими в его стране, с высоты птичьего полета. Например, какого-нибудь героя в фильме Росселлини середины и конца 1940-х убивают на общем плане. А кого убили, зачем — непонятно. В этом проявляется абсолютная жизненность: ведь в жизни мы также часто обходимся без крупных планов.

😊 Этика Росселлини и Висконти — суровая. Они любят людей, но сурово. А Де Сика в этом сильно отличается от этих двух художников — он более теплый и человечный. Его гуманизм проникнут нотками сентиментальности. Но иногда этих ноток становится так много, что они звучат несколько фальшиво, искусственно и натянуто.

1. Кадр из фильма «Мы так любили друг друга», реж. Этторе Скола, 1974
2. Кадр из фильма «Лифт на эшафот», реж. Луи Маль, 1957
3. Кадр из фильма «Ночь у Мод», реж. Эрик Ромер, 1969
4. Кадр из фильма «Пианистка», реж. Михаэль Ханеке, 2001

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Витторио Де Сика и Роберто Росселлини
2. Витторио Де Сика и Лукино Висконти

Постеры к фильмам «Чудо в Милане», «Вокзал Термини», «Вчера, сегодня, завтра»

В 1950-е Де Сика переходит к комедиям и мелодрамам, а некоторые его фильмы очень близки «розовому» неореализму.

🔮 Один из лучших неореалистических фильмов режиссера — «Чудо в Милане», за который он получает Гран-при Каннского кинофестиваля. Фильм снят в жанре фантасмагории, что нетипично для неореализма. В этой картине мы сталкиваемся с интонацией сказки. В начале фильма ребенка находят в капусте, а в конце главные герои — итальянские нищие, садятся на метлы, которые отнимают у дворников, и улетают в небо. Де Сика совершает маленькую революцию внутри неореалистической эстетики, ведь сюжет совсем не реалистический.

🎉 Для того, чтобы реализовать такой сюжет, нужно обратиться к спецэффектам. Например, их используют в финальной сцене пролета на метлах. А неореализм никогда не хотел иметь ничего общего со спецэффектами. Так что Де Сика на базе неореализма сочиняет сказку и расширяет границы жанра, даже выпадает за его пределы.

🚉 Следующий его фильм, «Вокзал Термини» — уже мелодрама. В этом фильме снялся известный голливудский актер Монтгомери Клифт. Затем выходит комедия «Золото Неаполя», в которой есть элементы итальянской комедии масок — комедии дель арте. Это значит, что герои представляют собой уже не реальных людей, а некие характеры. Например, Софи Лорен, впервые в этом фильме работавшая с Де Сикой, исполнила роль молодой и неверной жены при глупом муже.

🎭 Комедия дель арте подводит нас к «комедии по-итальянски». Это соединение неореализма и, собственно, комедии дель арте. От неореализма здесь, как правило — антураж: трущобы, бедные городские районы или запущенные села. Главные герои — чаще всего рабочие, реже — крестьяне. При этом они уже не реальные люди, а типажи или маски, которые ведут себя комично. Настроение таких фильмов не трагическое, а комическое, проникнутое надеждой.

💫 В неореалистических картинах все очень мрачное, есть постоянное предчувствие трагедии. А здесь, что бы с героями не происходило, мы знаем, что у них все будет хорошо, потому они похожи на персонажей сказов или лубочных картинок, напоминают Бригеллу, Арлекино и Труффальдино. Яркие примеры — это фильмы «Вчера, сегодня, завтра» и «Брак по-итальянски». Также отличительная черта этих картин — они уже цветные, а не черно-белые.

🤝 Де Сика всегда был направлен на актера. Он никогда не плясал вокруг своего почерка и не выстраивал свою манеру. Де Сике интересен именно актер, и он доверяет ему. Поэтому актеры так любили с ним работать и часто в его фильмах исполняли свои лучшие роли. Лучший тому пример — Софи Лорен, любимая актриса Де Сики.

⭐️ Так происходит, потому что Де Сика сам изначально актер. Он пришел из актерского ремесла в режиссуру, но никогда не переставал играть. Так, он играл в собственных фильмах и в фильмах других режиссеров.

😔 О себе режиссер говорил так: «Во мне умер поэт. Почему? Наверное, есть и объективные, и субъективные причины». Он сказал это во второй период своего творчества, когда начал снимать комедии. То есть когда он делал такие фильмы, как «Чудо в Милане», «Умберто Д.» или «Шуша», он был поэтом, настоящим художником в его понимании. А потом он переключился на создание коммерчески успешных лент, которые приносили ему славу, почет, награды и деньги. Он расценивал фильмы «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски» или «Назовем его Андреа» как коммерческие проекты. Поэтому говорил с горечью в голосе и во взгляде, что в нем умер поэт. Но и эти фильмы не менее важны и ценны, поэтому Де Сика был излишне самокритичен.

Особенности «комедии по-итальянски»

1. Витторио Де Сика, Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
2. Витторио Де Сика и Чезаре Дзаваттини

Софи Лорен — главная актриса Витторио Де Сики. Рассмотрим ее сотрудничество с режиссером.

⭐️ Софи Лорен родилась в 1934 году в Риме. Она — единственная ныне живущая голливудская актриса, включенная Американским киноинститутом в число величайших звезд в истории Голливуда. В этом списке 50 актеров — 25 мужчин, 25 женщин.

🏆 Она первая получила «Оскар» за лучшую роль, сыграв при этом в иностранном фильме на итальянском языке. Это был фильм Витторио Де Сика «Чочара».

❤️ Лорен начинала карьеру как модель: она участвовала в конкурсах красоты. Потом ее заметил продюсер Карло Понти, который страстно ее полюбил. Но он был женат, а для католика получить развод было непросто. В итоги Лорен и Понти тайно поженились в Мексике, а официально смогли оформить отношения в 1966 году, когда развод все-таки подтвердили.

🎬 В первый раз Софи Лорен снялась в фильме Де Сики в 1954 году, в «Золоте Неаполя». Так Де Сика нашел свою главную звезду, а она нашла своего главного режиссера. Он дал ей роль простой, разбитной лавочницы-прелюбодейки, неверной жены — такой народный тип. И этот тип оказался родным ее душе. Она с удовольствием играла простых итальянских женщин, например, в «Чочаре» или в первой новелле из фильма «Вчера, сегодня, завтра». Но роли аристократок или богатых женщин она тоже исполняла.

🔝 Почти все самые важные роли Лорен сыграла у Де Сики. За «Чочару» она получила «Оскар» и приз Каннского кинофестиваля. Во «Вчера, сегодня, завтра» у нее по сути три главных роли, в каждой из новелл. «Брак по-итальянски» — одна из самых лучших ролей Лорен, за нее она получила приз Московского кинофестиваля. Всего они сделали семь фильмов, включая последнюю ленту Де Сики «Поездка» или «Вояж». Также в некоторых фильмах других режиссеров они играли вместе как актеры.

👫 В некоторых фильмах Де Сики Лорен играет вместе с Марчелло Мастроянни. Вдвоем они сыграли в 11 картинах. Первый фильм — «Жаль, что ты каналья» 1954 года. Затем у Де Сики они играли в фильмах «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски» и «Подсолнухи». Последняя их совместная работа — в картине Роберта Олтмена «Высокая мода», где цитируются сцены из фильма Де Сики «Вчера, сегодня, завтра» с их же участием.

✍️ Еще один человек важный человек для Де Сики — Чезаре Дзаваттини, итальянский прозаик, сценарист, режиссер и продюсер. В 1930 году после смерти отца он уезжает из Милана и публикует свою первую книгу «Поговорим обо мне». Дзаваттини создает также сборники рассказов, один из них называется «Я — дьявол», другой — «Потом уничтожить». Далее он приходит в кино, начинает писать сценарии, и его часто называют теоретиком неореализма.

🤝 В 1934 году он вместе с кинодраматургом Джачи Мондаини пишет сценарий к фильму «Дам миллион». Главную роль в этой комедии Марио Камерини сыграл Витторио Де Сика. Так Дзаваттини и Де Сика впервые встречаются. С Де Сикой их сотрудничество в формате режиссер — сценарист начинается в 1941 году. Дзаваттини пишет сценарии почти ко всем фильмам Де Сики. У него три номинации на премию «Оскар», все — за сценарии к фильмам Де Сики: «Шуша», «Похитители велосипедов» и «Умберто Д.».

🎞 Дзаваттини работал также с режиссерами Джузеппе Де Сантисом и Альберто Латтуада. В 1952 году он написал сценарий к шедевру Де Сантиса «Рим в одиннадцать часов». И в том же году выступил одним из соавторов сценария к фильму Латтуада «Шинель» по повести Николая Васильевича Гоголя.

Задание

🎬 Какой фильм из жанра неореализма вы считаете самым выдающимся?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;