angle-down facebook instagram vkontakte warning

Витторио Де Сика

«Умберто Д.»

Великий режиссер Ингмар Бергман говорил, что «Умберто Д.» — это фильм, который он смотрел сотню раз и любит больше всего на свете. Узнаем, почему он действительно этого заслуживает.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Постеры к фильму «Умберто Д.»

📝 Аннотация. Когда главный герой по имени Умберто выходит на пенсию, то оказывается без средств к существованию и вынужден осваивать новую для себя реальность с единственно возможным исходом — медленно умереть без пропитания и крыши над головой. Он оказывается небезразличен только беременной малолетке и дворняжке.

👨‍🦳 Фильм посвящен отцу Витторио Де Сики. Главную роль пожилого человека, в котором отдаленно можно угадать образ отца режиссера, сыграл Карло Баттисти, тоже непрофессиональный актер. На самом деле он лингвист, библиотекарь и академик.

🎓 В большинстве неореалистических фильмов непрофессиональные актеры были из рабочей среды. Но иногда встречались и представители интеллигенции, как Карло Баттисти. Он всю свою жизнь изучал итальянскую диалектологию — вульгарную латынь, язык этрусков, а также местную топонимику и топонимическую картографию. Он был одним из ведущих экспертов в своей области.

👔 Де Сике для фильма нужен был интеллигентный пожилой мужчина. Пригласили Карло Баттисти, и он так сильно волновался перед пробами, что повязал два галстука. Возможно, именно это и решило его судьбу. Де Сика подумал, что такой очаровательный субъект, с двумя галстуками на тощей шее, обязательно должен исполнить главную роль в его фильме.

⭐️ Кинокритик Зигфрид Кракауэр отмечал, что Де Сика умеет создавать человеческие образы. И он делает это, используя непрофессиональных актеров, что особенно ценно. Среди них наиболее памятен, по словам Кракауэра, старик Умберто Д.: «Четко обрисованный характер с широким диапазоном эмоций и реакций. Один вид его глубоко трогательной фигуры воскрешает все его прошлое».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Мария-Пиа Касилио и Карло Баттисти

В фильме небольшую роль сыграл Ламберто Маджорани из «Похитителей велосипедов». И это не единственный непрофессиональный актер, который решил остаться в кино 👇

👩 Еще одну роль — роль служанки, играет Мария-Пиа Касилио. Она также непрофессиональная актриса, это ее первая роль в кино. Но если Карло Баттисти сыграл у Де Сики в «Умберто Д.» и больше в фильмах не снимался, то Мария-Пиа Касилио осталась в кино и стала играть постоянно.

💰 За роль в «Умберто Д.» Касилио заплатили большие деньги. Она потребовала два миллиона лир, не осознавая масштаб просьбы. На самом деле, ей не должны были платить таких денег, но Де Сика согласился. Он был щедрым человеком и сказал, что роль важная, пусть девушка получит деньги. Потом она еще будет сниматься у Де Сики, например, в картине «Назовем его Андреа» 1972 года. Также она сыграла в шедевре Этторе Сколы «Отвратительные, грязные, злые» и у Микеланджело Антониони в фильме «Идентификация женщины».

🎥 Оператором фильма выступил великий Альдо Грациати. Иногда он подписывался просто Альдо. Грациати был крупнейшим мастером в послевоенном итальянском кинематографе. Он прожил небольшую жизнь: родился в 1905 году, а умер в 1953. В 1923-м он поселился во Франции, где работал хореографом, фотографом театра и кино, а потом кинооператором. Он работал с Жаном Кокто, Жаном Деланнуа, Марселем Л’Эрбье, Кристианом-Жаком — знаменитыми французскими режиссерами.

🛣 В период немецкой оккупации Грациати переехал в Ниццу. Там он познакомился с Антониони, который посоветовал ему вернуться на родину. И Грациати приехал в Италию, где много работал с Лукино Висконти, их сотрудничество началось в 1946 году. Оператор погиб в автокатастрофе на шоссе между Падуей и Венецией во время съемок фильма Висконти «Чувства».

🤝 Грациати работал с Де Сикой несколько раз. Они вместе сделали «Чудо в Милане», «Умберто Д.» и «Вокзал Термини». Также Грациати сотрудничал с великим американским режиссером Орсоном Уэллсом: вместе они снимали «Отелло» в Италии и за ее пределами.

Кадры из фильма «Умберто Д.»

На родине фильм снова принимают неоднозначно, зато зарубежные киноведы вносят «Уберто Д.» в списки лучших мировых фильмов 👇

😐 Итальянцы и итальянская критика отнеслись к «Умберто Д.» настороженно, даже сурово. Примерно такая же реакция была и на «Похитителей велосипедов». Режиссера снова обвиняли в том, что фильм слишком пессимистичный, в мрачных тонах, а страну он показывает в неприглядном свете. Де Сика поднимает серьезные проблемы, но не дает ответа, как их решать.

🙌 Но за пределами Италии фильм получил более позитивные оценки. Например, французский режиссер Рене Клер говорил: «В этом фильме есть элементы комедии и сатиры, это вершина искусства, секрет которого — в умении нарисовать такую мрачную картину в столь мягкой художественной манере». Это отлично характеризует почерк Витторио Де Сики: он может говорить об очень мрачных темах, но при этом в мягкой, человеколюбивой манере. Несмотря на то что порой он показывает людей в жутких условиях, Де Сика никогда их не расчеловечивает.

🎬 Историк кино Пол Рота считает «Умберто Д.» чуть ли не величайшим произведением в истории кинематографа. В нем он усматривает признаки документального кино и говорит, что очень сложно отделить какие-то документальные аспекты от чисто игровых. Кинокритик Роджер Эберт включил картину в свой список величайших картин всех времен и народов, отметив, что Де Сика в этом фильме показывает высший класс неореализма. Он прост и не пытается достичь величия, прибегая к каким-либо эффектам.

🏵 В 1952 году лента получила номинацию на Гран-при Каннского кинофестиваля. Также фильм номинировали на премию «Оскар» за лучший сценарий. Это была последняя номинация для Чезаре Дзаваттини.

🐕 У фильма есть ремейк — лента «Человек и его собака» 2008 года. Это одна из последних ролей актера Жан-Поля Бельмондо. И эта картина — фактически его бенефис.

🎬 В этой теме мы много говорили о неореализме. А какой фильм этого жанра вы считаете самым выдающимся?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;