angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эдгар Дега

Танцовщицы и кафешантаны

У современной широкой публики Дега ассоциируется в первую очередь с изображением танцовщиц. Поговорим о балеринах Дега и посмотрим, каких еще артистов он писал.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Эдгар Дега

1. Концерт в кафе Амбассадор, 1877
2. Песня собаки, 1876–1877
3. Певица с перчаткой, 1878
4. Кафе. Певица, 1878
5. Концерт в кафе, 1877
6. Певица на сцене, 1877

😔 После того как художнику был поставлен диагноз «отслоение сетчатки», Дега стал заботиться о своем зрении. Он стал реже бывать на солнечном свете, начал носить солнцезащитные очки.

💡 Дега практически не работал на пленэре, большинство его работ написано при газовом освещении. За это Дега получил прозвище «импрессионист ночи». Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная».

💃 Любимыми темами Дега стали парижские кафе, дешевые кафешантаны (бары с развлекательной программой), певицы, актрисы, дамы «полусвета». Дега притягивала атмосфера кафешантанов с их неординарной публикой.

▪️ Кафешантаны были очень популярны в Париже в конце 19 века. Они были очень разными и встречались везде: на Елисейских полях, на Страсбургском бульваре, на Монмартре и в пригороде. У Дега не было предпочтений: он ходил и в элегантные заведения на Елисейских полях, и в сомнительные кабаки в районах Бельвиля и Ла Вилет.

👯‍♀️ У Дега были фаворитки среди артисток. Например, мадемуазель Бека Дега запечатлел в работе «Концерт в кафе "Амбассадор"». Под впечатлением от своего увлечения Дега написал «Песня собаки», «Певица с перчаткой», «Кафешантан».

▪️ Любимицей Дега была Тереза. После ее концерта он написал другу: «Она открывает рот, и из глотки несется голос наигрубейше, наиделикатнейше, наиостроумнейше нежный. А душа певицы, а ее вкус, где еще можно отыскать что-либо подобное? Это просто чудо».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Эдгар Дега

1. Концерт в кафе Амбассадор, 1877
2. Певица с перчаткой, 1878
3. Любители абсента, 1875–1876

Для всех произведений этого цикла характерно смелое композиционное решение. Давайте разберем основные работы.

Работа «Концерт в кафе "Амбассадор"»

🎙 Дега сумел передать характер модели при помощи всего одного жеста. Необычный жест певицы, склонившейся к аудитории, подтверждает успех ее номера, а также соединяет две части композиции: зрительный зал и представление на сцене.

Работа «Певица из кафешантана» или «Певица с перчаткой»

🎹 Дега изображает пианистку Алису Дегранж. Несмотря на то, что Алиса расположена довольно близко к зрителю, она не является композиционным центром картины.

🧤 Центр — рука женщины в черной перчатке. Чтобы еще больше усилить этот акцент, Дега изображает руку на светлом фоне. Резкий жест, открытый рот и искаженные черты лица превращают изображение почти в карикатуру. Но Дега смягчает это впечатление мягкими цветовыми акцентами на платье, лице и цветке в волосах.

Работа «Абсент» или «Любители абсента»

🍽 Самая известная работа этой серии. На картине представлен интерьер известного парижского заведения Нуавель-Атен. Перед нами будто бы обычная жанровая сценка в парижском кафе.

😔 Главная тема работы — одиночество и отчуждение человека от окружающего мира. Чтобы добиться этого ощущения, Дега изображает пустые столы на переднем плане, а резкий ракурс создает ощущение загнанности фигур в угол и взаимное равнодушие.

🌩 Внутреннее напряжение усиливается и колоритом.

▪️ Для картины позировали художник и гравер Марсель Дебутен и актриса Элен Андре.

Балет был любимой темой Дега. Он часто посещал спектакли и танцевальные классы и в течение двадцати лет покупал абонемент в Парижскую оперу. Давайте поговорим об этом увлечении подробнее и разберем несколько работ на эту тему.

🏠 Большинство работ Дега написал в мастерской. Он изображал балерин во время репетиций, спектаклей, во время отдыха. Только спустя 15 лет аренды ложи директор театра пустил Дега за кулисы.

👀 Дега был внимательным наблюдателем и замечал то, что проходило мимо других художников: движение руки дамы, сидящей по соседству, забытый бинокль, одинокий веер на кресле.

📐 В отличие от Дега, другие писали балета, выстраивая геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд для обложек журналов.

🎭 На танцовщиц Дега повлиял Оноре Домье (французский художник-график, живописец и скульптор, мастер карикатуры). В своих литографиях Домье изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, а лица превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло.

✏️ В своих работах Дега демонстрирует особую манеру работы с пастелью, когда раздельные мазки-штрихи объединяют рисунок с живописью.

Эдгар Дега

1. Оркестранты оперы, 1870
2. Танцевальный класс, 1871
3. Урок танцев, 1874
4. Перед экзаменом, 1880
5. Голубые танцовщицы, 1897
6. Прима-балерина, 1878
7. Танцевальный класс в Опере, 1872

Картины с танцовщицами — сейчас одни из самых известных работ Дега. Давайте разберем несколько таких работ.

Работа «Оркестранты оперы»

🎺 Одна из первых работ на эту тему. Это небольшое полотно, скомпонованное так, словно мы видим сделанную во время спектакля фотографию. Художник предлагает зрителю взглянуть на сцену через оркестровую яму.

▪️ Центральное место в картине занимает друг Дега Дезире Дио.

⬇️ Композиция показывает нам только нижнюю часть происходящего на сцене. Сначала мы видим балерин на сцене и только потом замечаем главного персонажа в белой рубашке.

Работа «Танцевальный класс»

™️ Благодаря этой работе Дега стал известен как «художник, пишущий танцовщиц» после того, как показал ее на выставке импрессионистов в 1874 году.

👱‍♀️ Здесь Дега передает волнение юной танцовщицы перед последней репетицией. Благодаря отражению в зеркале создается ощущение, что ее фигура занимает все пространство зала.

🔳 Колорит картины строится на переплетении черных и белых пятен на фоне охристого пространства.

Работа «Урок танцев»

👴 Здесь мы видим реалистическую трактовку образов. Старый учитель остановил репетицию и дает наставления ученицам.

▪️ Главные герои — балетмейстер Луи Мерант и балерина Жозефина Гожелен.

〰️ Колорит построен на сочетании зеленых, голубоватых и охристых оттенков. Многочисленные черные акценты создают плавный «танцевальный» ритм картины.

↕️ Действие как бы отстранено от зрителя, хотя в последующих работах Дега наоборот начнет приближать зрителя и «обрезать» фигуры.

Работа «Перед экзаменом»

😰 Это одна из цикла картин, посвященных выходу балерин на сцену. Дега подчеркивает их эмоциональное состояние и стремится показать важное мгновение из жизни балерин.

Работа «Голубые танцовщицы»

Дега использует здесь эффект искусственного освещения, которое создает особое сияние. Девушки тут тоже собираются выходить на сцену и поправляют костюмы.

Работа «Прима-балерина»

⬆️ Зритель заглядывает сверху за кулисы и наблюдает, как прима-балерина готовится к выходу. Ее фигура занимает весь первый план и освещена искусственным светом рампы.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;