Эдгар Дега
Танцовщицы и кафешантаны
У современной широкой публики Дега ассоциируется в первую очередь с изображением танцовщиц. Поговорим о балеринах Дега и посмотрим, каких еще артистов он писал.
Эдгар Дега
1. Концерт в кафе Амбассадор, 1877
2. Песня собаки, 1876–1877
3. Певица с перчаткой, 1878
4. Кафе. Певица, 1878
5. Концерт в кафе, 1877
6. Певица на сцене, 1877
😔 После того как художнику был поставлен диагноз «отслоение сетчатки», Дега стал заботиться о своем зрении. Он стал реже бывать на солнечном свете, начал носить солнцезащитные очки.
💡 Дега практически не работал на пленэре, большинство его работ написано при газовом освещении. За это Дега получил прозвище «импрессионист ночи». Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная».
💃 Любимыми темами Дега стали парижские кафе, дешевые кафешантаны (бары с развлекательной программой), певицы, актрисы, дамы «полусвета». Дега притягивала атмосфера кафешантанов с их неординарной публикой.
▪️ Кафешантаны были очень популярны в Париже в конце 19 века. Они были очень разными и встречались везде: на Елисейских полях, на Страсбургском бульваре, на Монмартре и в пригороде. У Дега не было предпочтений: он ходил и в элегантные заведения на Елисейских полях, и в сомнительные кабаки в районах Бельвиля и Ла Вилет.
👯♀️ У Дега были фаворитки среди артисток. Например, мадемуазель Бека Дега запечатлел в работе «Концерт в кафе "Амбассадор"». Под впечатлением от своего увлечения Дега написал «Песня собаки», «Певица с перчаткой», «Кафешантан».
▪️ Любимицей Дега была Тереза. После ее концерта он написал другу: «Она открывает рот, и из глотки несется голос наигрубейше, наиделикатнейше, наиостроумнейше нежный. А душа певицы, а ее вкус, где еще можно отыскать что-либо подобное? Это просто чудо».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЭдгар Дега
1. Концерт в кафе Амбассадор, 1877
2. Певица с перчаткой, 1878
3. Любители абсента, 1875–1876
Для всех произведений этого цикла характерно смелое композиционное решение. Давайте разберем основные работы.
Работа «Концерт в кафе "Амбассадор"»
🎙 Дега сумел передать характер модели при помощи всего одного жеста. Необычный жест певицы, склонившейся к аудитории, подтверждает успех ее номера, а также соединяет две части композиции: зрительный зал и представление на сцене.
Работа «Певица из кафешантана» или «Певица с перчаткой»
🎹 Дега изображает пианистку Алису Дегранж. Несмотря на то, что Алиса расположена довольно близко к зрителю, она не является композиционным центром картины.
🧤 Центр — рука женщины в черной перчатке. Чтобы еще больше усилить этот акцент, Дега изображает руку на светлом фоне. Резкий жест, открытый рот и искаженные черты лица превращают изображение почти в карикатуру. Но Дега смягчает это впечатление мягкими цветовыми акцентами на платье, лице и цветке в волосах.
Работа «Абсент» или «Любители абсента»
🍽 Самая известная работа этой серии. На картине представлен интерьер известного парижского заведения Нуавель-Атен. Перед нами будто бы обычная жанровая сценка в парижском кафе.
😔 Главная тема работы — одиночество и отчуждение человека от окружающего мира. Чтобы добиться этого ощущения, Дега изображает пустые столы на переднем плане, а резкий ракурс создает ощущение загнанности фигур в угол и взаимное равнодушие.
🌩 Внутреннее напряжение усиливается и колоритом.
▪️ Для картины позировали художник и гравер Марсель Дебутен и актриса Элен Андре.
Балет был любимой темой Дега. Он часто посещал спектакли и танцевальные классы и в течение двадцати лет покупал абонемент в Парижскую оперу. Давайте поговорим об этом увлечении подробнее и разберем несколько работ на эту тему.
🏠 Большинство работ Дега написал в мастерской. Он изображал балерин во время репетиций, спектаклей, во время отдыха. Только спустя 15 лет аренды ложи директор театра пустил Дега за кулисы.
👀 Дега был внимательным наблюдателем и замечал то, что проходило мимо других художников: движение руки дамы, сидящей по соседству, забытый бинокль, одинокий веер на кресле.
📐 В отличие от Дега, другие писали балета, выстраивая геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд для обложек журналов.
🎭 На танцовщиц Дега повлиял Оноре Домье (французский художник-график, живописец и скульптор, мастер карикатуры). В своих литографиях Домье изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, а лица превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло.
✏️ В своих работах Дега демонстрирует особую манеру работы с пастелью, когда раздельные мазки-штрихи объединяют рисунок с живописью.
Эдгар Дега
1. Оркестранты оперы, 1870
2. Танцевальный класс, 1871
3. Урок танцев, 1874
4. Перед экзаменом, 1880
5. Голубые танцовщицы, 1897
6. Прима-балерина, 1878
7. Танцевальный класс в Опере, 1872
Картины с танцовщицами — сейчас одни из самых известных работ Дега. Давайте разберем несколько таких работ.
Работа «Оркестранты оперы»
🎺 Одна из первых работ на эту тему. Это небольшое полотно, скомпонованное так, словно мы видим сделанную во время спектакля фотографию. Художник предлагает зрителю взглянуть на сцену через оркестровую яму.
▪️ Центральное место в картине занимает друг Дега Дезире Дио.
⬇️ Композиция показывает нам только нижнюю часть происходящего на сцене. Сначала мы видим балерин на сцене и только потом замечаем главного персонажа в белой рубашке.
Работа «Танцевальный класс»
™️ Благодаря этой работе Дега стал известен как «художник, пишущий танцовщиц» после того, как показал ее на выставке импрессионистов в 1874 году.
👱♀️ Здесь Дега передает волнение юной танцовщицы перед последней репетицией. Благодаря отражению в зеркале создается ощущение, что ее фигура занимает все пространство зала.
🔳 Колорит картины строится на переплетении черных и белых пятен на фоне охристого пространства.
Работа «Урок танцев»
👴 Здесь мы видим реалистическую трактовку образов. Старый учитель остановил репетицию и дает наставления ученицам.
▪️ Главные герои — балетмейстер Луи Мерант и балерина Жозефина Гожелен.
〰️ Колорит построен на сочетании зеленых, голубоватых и охристых оттенков. Многочисленные черные акценты создают плавный «танцевальный» ритм картины.
↕️ Действие как бы отстранено от зрителя, хотя в последующих работах Дега наоборот начнет приближать зрителя и «обрезать» фигуры.
Работа «Перед экзаменом»
😰 Это одна из цикла картин, посвященных выходу балерин на сцену. Дега подчеркивает их эмоциональное состояние и стремится показать важное мгновение из жизни балерин.
Работа «Голубые танцовщицы»
✨ Дега использует здесь эффект искусственного освещения, которое создает особое сияние. Девушки тут тоже собираются выходить на сцену и поправляют костюмы.
Работа «Прима-балерина»
⬆️ Зритель заглядывает сверху за кулисы и наблюдает, как прима-балерина готовится к выходу. Ее фигура занимает весь первый план и освещена искусственным светом рампы.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день