Эдгар Дега
Юные годы и поиски собственного стиля
Дега с детства стремился рисовать, а черты индивидуального стиля проявляются уже в самых первых работах. Давайте погорим об учебе художника и посмотрим на ранние картины.
1. Эдгар Дега. Автопортрет
2–5. Фотопортрет и автопортреты
6. Апофеоз Дега, 1885 — пародия на картину Жана Огюста Доминика Энгра
7. Жан Огюст Доминик Энгр. Апофеоз Гомера
В своих работах Дега умел безошибочно показать в человеке самое важное. Давайте узнаем об особенностях творчества художника, а затем поговорим о его юности и периоде учебы.
🌪 Дега любил передавать движение даже в портрете. Он выбирал неожиданные ракурсы, продумывал взаимодействие фигур с пространством.
👀 Дега показал женщин без внешней мишуры. Он изображает женщин в те моменты, когда их будто никто не видит. Женщины в работах Дега могут быть немного смешными, угловатыми, неряшливыми.
💓 Любимые темы Дега — балет и скачки.
👶 Дега родился 19 июля 1834 года в семье банкира и был старшим из пятерых детей. Отец управлял французским отделением крупного банка, основанного еще дедом Дега. В 1847 году умерла мать художника, и это стало тяжелым ударом для 13-летнего Эдгара.
▪️ Настоящая фамилия художника де Га.
🖌 Дега очень любил рисовать. Отец поддержал увлечение сына, и в одиннадцать лет Эдгар поступает в лицей Людовика Великого в Париже, где изучает древнюю историю, греческий и латинский языки. В лицее Дега продолжает рисовать. Уже тогда он отличался страстью к работе и самокритичностью. Он мог работать над полотном бесконечно. Друзья шутили, что Дега прекратит работу над картиной, только если ее отобрать.
🎨 В 1852 году Дега заканчивает лицей Людовика Великого и переезжает в новую квартиру в Париже. Одну из ее комнат Дега с согласия отца превращает в мастерскую.
🤝 Отец всегда старался поддерживать сына в его увлечении живописью. Стараниями отца Дега знакомится с новыми людьми — гравером и живописцем Грегорио Сутзо, коллекционерами Лаказом, Эдуардом Вальпинсоном.
©️ После окончания учебы у Дега появляется новое хобби — он устраивается копировальщиком в Лувр. Теперь целые дни молодой художник проводит за копированием восхищавших его шедевров.
▪️ Он обладал достаточным упорством, чтобы в течение целого года копировать «Похищение сабинянок» Пуссена.
👨🎓 Он был старшим сыном, а значит, должен был унаследовать дело отца. Дега поступает на факультет права Парижского университета и получает степень бакалавра. Но большого интереса к юриспруденции в Дега не появилось. Это занятие кажется ему слишком скучным. Он получит образование, но так и не станет работать в этой области.
👨🏻🎨 Тяга к рисованию была столь велика, что Дега добился разрешения отца обучаться живописи. Дега занимался в мастерской Барриаса, а в 1854 году начал брать уроки у Луи Ламота, последователя Энгра. Ламот передал ему любовь к четким контурам.
👂 В 1855 году Дега удалось увидеться с Энгром и даже получить от него совет. «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти и с натуры».
💵 Дега никогда не испытывал финансовых трудностей начинающего художника. Поэтому все свободное время он посвящал живописи.
✏️ Дега учится гравировать под наблюдением Г. Сутзо. Впоследствии эти гравюры станут ценным вкладом в искусство. Художник использовал разные техники: офорт, акватинту, сухую иглу и литографию.
🖋 Дега занимался монотипией — смешанной техникой, чем-то средним между живописью, рисунком и эстампом. Техника позволяет создавать рисунки на любой поверхности, а затем переносить на бумагу.
👯♂️ В апреле 1855 года Дега поступает в Школу изящных искусств в Париже и знакомится с живописцем и коллекционером Леоном Бонна, историческим живописцем Эли Делоне, художником и литографом Фантен-Латуром. У Дега появляется окружение близких ему по духу и роду занятий людей, что способствует творческому развитию художника.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Ганс Гольбейн Младший. Анна Клевская, 1539
2. Эдгар Дега. Анна Клевская, 1860–1862
3. Никола Пуссен. Похищение сабинянок, 1634
4. Эдгар Дега. Похищение сабинянок, 1861–1862
5. Андреа Мантенья. Голгофа, 1457–1460
6. Эдгар Дега. Голгофа, 1860–1870
Эдгар Дега, 1857
1. Римская нищая
2. Старуха в желтой шали
3. Встреча Данте и Вергилия
В 1856 году Дега неожиданно оставил Париж и обучение в Школе изящных искусств и на два года уехал в Италию. Давайте посмотрим, чем он занимался в это время.
🇮🇹 Дега много путешествовал, везде изучал и копировал работы старых мастеров. Его копии с Гирландайо, Гольбейна, Пуссена, Лоуренса с трудом отличимы от оригиналов.
🤩 Наибольшее впечатление на Дега произвели Андреа Мантенья и Паоло Веронезе.
🤝 В 1858 году Дега знакомится с Гюставом Моро — французским художником-символистом, который писал фантастические, библейские и мистические сюжеты. Тогда же Дега знакомится с гравером Турни.
▪️ Моро работает в технике акварели и пастели. Дега, пораженный работами мастера, так же прибегает к этим техникам.
👨🏻🎨 В этот период Дега пишет «Римскую нищую» и «Старуху в желтой шали». Художник также готовит эскизы для «Встречи Данте и Вергилия», но саму картину так и не напишет.
🤔 В Италии Дега начал поиски собственного стиля. Он считал, что стиль должен основываться на конструктивно построенной форме и ее реалистической трактовке.
〰️ Для ранних работ характерны резкий, четкий рисунок и точное воспроизведение действительности.
🤲 Для картины «Римская нищая» Дега заимствовал композиционное построение у старых мастеров, но вместо утонченной модели выбрал простую женщину. Он умело решил задачу соотношения фигуры и окружающего пространства.
▪️ О трудной жизни рассказывает не только убогая одежда, но и предметы, небрежно расположенные на первом плане картины: старый горшок с недоеденной снедью и кусок хлеба.
🎨 Дега демонстрирует тонкую цветовую моделировку и тональную проработку, используя всего 4 цвета.
Эдгар Дега
1. Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев, 1860
2. Семирамида закладывает город, 1861
В 1859 году Дега возвращается в Париж и открывает собственную мастерскую. Давайте посмотрим на его работы после возвращения.
〰️ Он обращается к исторической теме и пишет картину «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев». Здесь уже очевидно, что для художника главное выразительное средство — линия.
🚶♂️ Дега следует классицистическим канонам, но не идеализирует античный сюжет. Вместо спартанцев мы видим героев, похожих на подростков с парижских улиц. В движении персонажей ощущается некоторая угловатость.
🤨 Реалистичность сцены подчеркивается также и индивидуально-психологиической трактовкой лиц каждого из персонажей.
⬇️ Дега размещает фигуры в едином пространстве первого плана параллельно нижнему краю холста — это придает сцене убедительность и ритмичность. Но работе пока еще не хватает динамизма. Статичные позы созданы под влиянием неоклассического искусства.
🖌 Работа «Семирамида закладывает город» выполнена в другой технике с использованием тонкой растушевки пейзажа.
▪️Семирамида в сопровождении служителей и воинов стоит на террасе и смотрит на строящийся Вавилон, который заложили на реке Евфрат по ее повелению.
🎭 Эта картина уже содержит в себе ряд важных моментов будущего творчества Дега: его тематику, интерес к искусственному освещению, к миру театра и музыки.
👀 Образы Дега взял в основном из классических произведений, однако детали заимствованы из работ ассирийцев, которые он видел в Лувре. Лежащий вдали город навеян итальянскими пейзажами 14–15 веков.
▪️ Фигуры людей в соответствии с неоклассическими академическими традициями были нарисованы сначала обнаженными и только затем обернутыми в одежды.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день