Эдгар Дега
Лошади и скачки
Во время поездки в Италию у Дега возникает интерес к лошадям, но его работы с ипподрома не похожи на подобные работы других художников. Давайте посмотрим, что в них особенного.
Эдгар Дега
1. Перед стартом, 1892
2. Проездка скаковых лошадей, 1880
3. Скачки в Лонгшамп, 1874
4. Старт на скачках, 1862
5. Перед скачками, 1872
🐎 Конный спорт был очень популярен во Франции в 1860-е. Первый ипподром в Париже открылся в 1857 году в Булонском лесу и назывался «Лоншан».
✔️ Первая серия картин со сценами на ипподроме появилась в начале 1860-х. Дега нравилось профессиональное искусство жокеев и нервность лошадей.
🧐 Поначалу картины Дега имели весьма заметный отпечаток английской живописной традиции, особенно в композиционном построении.
▪️ Изображения лошадей у англичан были своего рода визитной карточкой.
🏆 Серьезное влияние на Дега оказало творчество Теодора Жерико. Кроме того, лошадей писали и Гро, и Делакруа. Но все они увлекались животной красотой лошади. Для них она была лишь пьедесталом для человека-героя.
💪 Дега же интересуют сами движения всадника и лошади, жесты жокеев.
🔎 Все работы он пишет с репортерской точностью. Изучает разные моменты зрелища, следит за движениями лошадей до и после скачек, во время прогулки, пробного галопа, разъезда.
⬇️ Дега редко показывает галоп или прыжки через препятствия, в отличие от других художников, писавших скачки. Дега почти никогда не обращался непосредственно к самим бегам, лишая себя выигрышной возможности передать возбуждение трибун и красочный вихрь мчащихся лошадей с разноцветными жокеями.
⬆️ Он чаще изображал эпизоды перед началом состязаний, когда жокеи только готовятся к выступлению, или, наоборот, уже конец соревнований. Его привлекает сложность и характерность.
👯♂️ Дега часто изображает наездников группами, чтобы найти сложную игру движения лошадей.
📏 Дега много времени уделял композиции. Он тонко уравновешивал группы ездоков пустыми пространствами земли и полосками неба, использовал для построения композиции резкие обрезы, «острые» ракурсы, пространственные сдвиги, цвет.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяТеодор Жерико
1. Обучение лошади, 1811
2. Наездник и две серые в яблоках лошади, 1822
3. Скачущий конь, 1812
4. Две лошади, 1809
Эдгар Дега
1. Сцена на скачках: упавший жокей, 1866
2. Скачки в провинции. Экипаж на скачках, 1872
3. Жокеи перед трибунами, 1868
4. Джентльмены на скачках, 1860–1862
5. Скачки. Жокеи-любители, 1880
Давайте разберем несколько работ на эту тему и посмотрим, на что стоит обратить внимание.
Работа «Сцена на скачках: упавший жокей»
↪️ Дега написал картину для Салона. В творчестве Дега эта работа отмечает переход от классических исторических картин к изображению современной жизни, которое станет основным направлением Дега до конца карьеры.
🆕 Тема была новой и модной: бег с препятствиями приобрел широкую популярность к середине 1860-х. Скорее всего Дега мог видеть такие скачки во время визитов к своим друзьям Вальпинсонам в их поместье в Нормандии — этот регион славится конными фермами и ипподромами.
▪️ Поль Вальпинсон изображен на картине «Скачки в провинции. Экипаж на скачках». Он был сыном известного коллекционера Эдуарда Вальпинсона. Дега подружился с ним еще в лицее и часто гостил в нормандском поместье.
Работа «Жокеи перед трибунами»
🐴 Дега изображает момент до скачек, когда лошадей перед участием в забеге показывают публике.
🌩 Мы видим продуманную компоновку. Внешне герои спокойны, но Дега передает их внутренние переживания при помощи длинных теней.
⏸ Дега хотел показать состояние спокойствия. Почти все лошади изображены неподвижными, кроме одной.
Работа «Джентльмены на скачках»
⚡️ Картина полна напряжения и динамизма. Изначально всадники были нечетко изображены на фоне плоского ландшафта, но Дега переделал эту картину через 20 лет после написания, дописав холмы и пригородные фабрики.
🔎 Передний план занят жокеями, которые готовятся принять старт. На среднем плане — шумное общество.
💪 Дега очень точно передает эмоции людей и напряжение лошадей, убедительно показывает жесты и посадку жокеев. Напряжение передается резким фрагментированием полотна, край которого срезает половину фигуры.
Работа «Скачки. Жокеи-любители»
🔝 Это одно из самых монументальных и удачных изображений скачек, созданных Дега. С 1873 года Дега почти не писал лошадей и вернулся к этой теме только через несколько лет, создавая эту картину по заказу певца Жан-Батиста Фаре.
😡 Дега не спешил завершить картину и только после угроз Фаре обратиться в суд художник заставил себя сдать работу в 1880 году, тщательно ее переработав.
🚂 Особый элемент — скачущий жокей слева, движения которого повторяют движения поезда с клубами белого дыма, мчащегося вдалеке.
С движением лошадей связан один известный спор. Примечательно, что Дега начал писать лошадей еще раньше и мог бы сразу сказать, кто из спорящих был прав. Давайте посмотрим на эту историю.
🤝 Леонард Стэнфорд, политик, бизнесмен и основатель Стэндфордского университета, поспорил с двумя знакомыми.
🤜 Он утверждал, что в определенный момент бега лошадь отрывает от земли все 4 ноги.
🤛 А его оппоненты стояли на том, что одна нога в любой момент бега обязательно остается на земле.
📸 Стэнфорд нанял фотографа Эдварда Мейбриджа, известного репортажами из Антарктики, чтобы доказать свою правоту.
📷 Мейбридж установил 12 камер, присоединив к каждой нить. Лошадь во время бега задевала нити, приводя камеру в действие.
✊ Стэнфорд выиграл спор, а Мейбридж таким образом создал хронофотографию. После этого эксперимента Мейбридж пробовал использовать для съемки уже 24 камеры, снимал движение животных и людей и издал несколько книг с покадровыми съемками этих процессов.
📖 Дега купил книгу Мейбриджа сразу после ее появления во Франции, но большинство его картин со скачками к тому моменту были уже написаны.
🤷♂️ Поэтому Дега и так знал, что лошадь отрывает все 4 ноги во время галопа на малую долю секунды, что и подтверждало «электрофотографическое исследование последовательных фаз движения» Мейбриджа.
1. Лошадь в движении на хронофотографиях Мейбриджа
2. Эдгар Дега. Ложный старт, 1870
Дега и Мане: история одной дружбы
1. Эдгар Дега. Портрет Эдуарда Мане с женой.
2. Эдуард Мане. Сливы
3. Эдуард Мане. Казнь Максимилиана
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день