angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эдгар Дега

Лошади и скачки

Во время поездки в Италию у Дега возникает интерес к лошадям, но его работы с ипподрома не похожи на подобные работы других художников. Давайте посмотрим, что в них особенного.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Эдгар Дега

1. Перед стартом, 1892
2. Проездка скаковых лошадей, 1880
3. Скачки в Лонгшамп, 1874
4. Старт на скачках, 1862
5. Перед скачками, 1872

🐎 Конный спорт был очень популярен во Франции в 1860-е. Первый ипподром в Париже открылся в 1857 году в Булонском лесу и назывался «Лоншан».

✔️ Первая серия картин со сценами на ипподроме появилась в начале 1860-х. Дега нравилось профессиональное искусство жокеев и нервность лошадей.

🧐 Поначалу картины Дега имели весьма заметный отпечаток английской живописной традиции, особенно в композиционном построении.

▪️ Изображения лошадей у англичан были своего рода визитной карточкой.

🏆 Серьезное влияние на Дега оказало творчество Теодора Жерико. Кроме того, лошадей писали и Гро, и Делакруа. Но все они увлекались животной красотой лошади. Для них она была лишь пьедесталом для человека-героя.

💪 Дега же интересуют сами движения всадника и лошади, жесты жокеев.

🔎 Все работы он пишет с репортерской точностью. Изучает разные моменты зрелища, следит за движениями лошадей до и после скачек, во время прогулки, пробного галопа, разъезда.

⬇️ Дега редко показывает галоп или прыжки через препятствия, в отличие от других художников, писавших скачки. Дега почти никогда не обращался непосредственно к самим бегам, лишая себя выигрышной возможности передать возбуждение трибун и красочный вихрь мчащихся лошадей с разноцветными жокеями.

⬆️ Он чаще изображал эпизоды перед началом состязаний, когда жокеи только готовятся к выступлению, или, наоборот, уже конец соревнований. Его привлекает сложность и характерность.

👯‍♂️ Дега часто изображает наездников группами, чтобы найти сложную игру движения лошадей.

📏 Дега много времени уделял композиции. Он тонко уравновешивал группы ездоков пустыми пространствами земли и полосками неба, использовал для построения композиции резкие обрезы, «острые» ракурсы, пространственные сдвиги, цвет.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теодор Жерико

1. Обучение лошади, 1811
2. Наездник и две серые в яблоках лошади, 1822
3. Скачущий конь, 1812
4. Две лошади, 1809

Эдгар Дега

1. Сцена на скачках: упавший жокей, 1866
2. Скачки в провинции. Экипаж на скачках, 1872
3. Жокеи перед трибунами, 1868
4. Джентльмены на скачках, 1860–1862
5. Скачки. Жокеи-любители, 1880

Давайте разберем несколько работ на эту тему и посмотрим, на что стоит обратить внимание.

Работа «Сцена на скачках: упавший жокей»

↪️ Дега написал картину для Салона. В творчестве Дега эта работа отмечает переход от классических исторических картин к изображению современной жизни, которое станет основным направлением Дега до конца карьеры.

🆕 Тема была новой и модной: бег с препятствиями приобрел широкую популярность к середине 1860-х. Скорее всего Дега мог видеть такие скачки во время визитов к своим друзьям Вальпинсонам в их поместье в Нормандии — этот регион славится конными фермами и ипподромами.

▪️ Поль Вальпинсон изображен на картине «Скачки в провинции. Экипаж на скачках». Он был сыном известного коллекционера Эдуарда Вальпинсона. Дега подружился с ним еще в лицее и часто гостил в нормандском поместье.

Работа «Жокеи перед трибунами»

🐴 Дега изображает момент до скачек, когда лошадей перед участием в забеге показывают публике.

🌩 Мы видим продуманную компоновку. Внешне герои спокойны, но Дега передает их внутренние переживания при помощи длинных теней.

Дега хотел показать состояние спокойствия. Почти все лошади изображены неподвижными, кроме одной.

Работа «Джентльмены на скачках»

⚡️ Картина полна напряжения и динамизма. Изначально всадники были нечетко изображены на фоне плоского ландшафта, но Дега переделал эту картину через 20 лет после написания, дописав холмы и пригородные фабрики.

🔎 Передний план занят жокеями, которые готовятся принять старт. На среднем плане — шумное общество.

💪 Дега очень точно передает эмоции людей и напряжение лошадей, убедительно показывает жесты и посадку жокеев. Напряжение передается резким фрагментированием полотна, край которого срезает половину фигуры.

Работа «Скачки. Жокеи-любители»

🔝 Это одно из самых монументальных и удачных изображений скачек, созданных Дега. С 1873 года Дега почти не писал лошадей и вернулся к этой теме только через несколько лет, создавая эту картину по заказу певца Жан-Батиста Фаре.

😡 Дега не спешил завершить картину и только после угроз Фаре обратиться в суд художник заставил себя сдать работу в 1880 году, тщательно ее переработав.

🚂 Особый элемент — скачущий жокей слева, движения которого повторяют движения поезда с клубами белого дыма, мчащегося вдалеке.

С движением лошадей связан один известный спор. Примечательно, что Дега начал писать лошадей еще раньше и мог бы сразу сказать, кто из спорящих был прав. Давайте посмотрим на эту историю.

🤝 Леонард Стэнфорд, политик, бизнесмен и основатель Стэндфордского университета, поспорил с двумя знакомыми.

🤜 Он утверждал, что в определенный момент бега лошадь отрывает от земли все 4 ноги.

🤛 А его оппоненты стояли на том, что одна нога в любой момент бега обязательно остается на земле.

📸 Стэнфорд нанял фотографа Эдварда Мейбриджа, известного репортажами из Антарктики, чтобы доказать свою правоту.

📷 Мейбридж установил 12 камер, присоединив к каждой нить. Лошадь во время бега задевала нити, приводя камеру в действие.

Стэнфорд выиграл спор, а Мейбридж таким образом создал хронофотографию. После этого эксперимента Мейбридж пробовал использовать для съемки уже 24 камеры, снимал движение животных и людей и издал несколько книг с покадровыми съемками этих процессов.

📖 Дега купил книгу Мейбриджа сразу после ее появления во Франции, но большинство его картин со скачками к тому моменту были уже написаны.

🤷‍♂️ Поэтому Дега и так знал, что лошадь отрывает все 4 ноги во время галопа на малую долю секунды, что и подтверждало «электрофотографическое исследование последовательных фаз движения» Мейбриджа.

1. Лошадь в движении на хронофотографиях Мейбриджа
2. Эдгар Дега. Ложный старт, 1870

Дега и Мане: история одной дружбы

1. Эдгар Дега. Портрет Эдуарда Мане с женой.
2. Эдуард Мане. Сливы
3. Эдуард Мане. Казнь Максимилиана

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;