angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эдгар Дега

Связь с импрессионистами

Несмотря на то, что Дега принимал участие в выставках импрессионистов, он отвергал сам термин «импрессионизм» и в конце жизни дистанционировался от группы. Давайте посмотрим, можно ли причислять его к течению.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Давайте посмотрим, что объединяло его с течением, а что отличало работы Дега от импрессионистов.

Что связывало Дега с импрессионистами:

1️⃣ Дега, как и импрессионисты, изображал «уловленные мгновения». Только импрессионисты передавали их через движение света и воздух, а Дега через движение человека.

2️⃣ Так же, как и на импрессионистов, на Дега оказали большое влияние японские гравюры.

3️⃣ Дега тоже использовал неожиданные ракурсы, оригинально строил композицию и часто помещал в центр второстепенных персонажей.

Что отличало его от импрессионистов:

1️⃣ В отличие от импрессионистов, Дега вырос из традиционной живописи старых мастеров. Он считал, что самое важное в живописи — это рисунок.

2️⃣ Дега не интересовал пейзаж. Главное место в его творчестве занимало движение. Поэтому его идеалом был современный город — прогуливаясь по шумным улицам, он подмечал все характерное. Передавая ритм города, Дега создавал фотографически точные образы.

3️⃣ Дега интересовал социальный контекст работ. Он писал не отвлеченные образы, а сюжеты, связанные с повседневным трудом людей.

Особенности творчества Дега:

1️⃣ Дега придавал большое значение композиции и отказывался от традиционных принципов ради смелых ракурсов. В результате поисков Дега сумел добиться точной выверенности композиции, в которой нет ничего случайного, и все элементы призваны работать на выражение общего смысла картины.

🗣 «Моя работа — это результат размышления, изучения мастеров, это дело вдохновения, характера, терпеливого наблюдения».

2️⃣ Дега запечатлевал героев в непринужденных и естественных позах.

3️⃣ Художник имел возможность писать то, что хотел, благодаря финансовой независимости.

Эдгар Дега

1. Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане, 1873
2. Торговцы хлопком, 1873
3. Фондовая биржа, 1878–1879

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь давайте узнаем, почему Дега выставлялся с импрессионистами, хотя сам себя к ним не причислял.

💔 Дега добровольно записался в пехотный полк, когда началась франко-прусская война. Однако уже на первых стрельбищах обнаружилось, что у него плохо видит правый глаз.

👁 Ему поставили диагноз «отслоение сетчатки», вызванное диабетом. Это стало началом болезни, которая в конце жизни приведет к полной слепоте.

🔚 В 1871 году война закончилась, Дега совершает короткую поездку к своим американским родственникам в Лондон, затем в Новый Орлеан. Здесь он пишет портреты свой семьи. В апреле Дега возвращается в Париж.

▪️ После этого он создает полотно «Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане», где композиция строится на сопоставлении контрастных цветов: белого и черного.

🏚 Вскоре умирает отец художника, оставив огромные долги. Пытаясь сохранить семейную репутацию, Дега выплатил часть долга из своего наследства, однако этого оказалось мало. Чтобы выйти из положения, он вынужден был продать дом и собранную отцом коллекцию картин старинных мастеров.

🤔 Дега впервые задумывается о продаже своих картин. Одним из эффективных способов продажи он считал выставки импрессионистов, которые иногда помогал организовывать.

😬 С 1874 по 1886 год Дега принял участие в семи из восьми выставок импрессионистов. В отличие от других художников, его работы имели успех и прекрасно продавались.

Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане

Эдгар Дега

1. Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879
2. Элен Руар в кабинете отца, 1886
3. Герцогиня Ди Монтаджеси с дочерями Еленой и Камиллой, 1870
4. Карло Пеллигрини, 1876
5. Сестры Беллелли, 1865–1866
6. Юджин Мане, 1874

В 1870 году меняется манера письма художника. Давайте посмотрим, в чем особенность новых работ Дега.

🆓 Пространственное построение приобрело еще больший динамизм и свободу.

🟢 Цвет стал очень сложным и наполненным светом. В колорите теперь преобладали пурпурный, розовый и зеленоватый оттенки.

〰️ Упростился рисунок, очистившись от всего лишнего. Детали сводились к минимуму. Теперь Дега мог только с помощью одного контура передать игру мышц движущегося человеческого тела. Контуры он подчеркивал толстой, почерченной углем линией.

⬆️ Стали преобладать сложные ракурсы, как в работе «Мисс Лала в цирке Фернандо».

🙅‍♂️ С середины 19 века Дега практически не писал портретов маслом. Вместо этого он начал работать пастелью.

🔚 Последним портретом Дега стала картина с изображением дочери своего друга Анри Руана Элен — «Элен Руар в кабинете отца».

🔝 Дега перестал выставлять свои картины для публики после заключительной выставки импрессионистов в 1886 году, предпочитая продавать их по высокой цене через торговых агентов.

💔 Примечательно, что работы Дега стали наиболее близки к импрессионистам по стилю именно после распада группы. Однако размытые формы и яркие тона были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма формам и цветам.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;