Эдгар Дега
Бытовые сцены и женщины за туалетом
Еще две сферы интересов Дега — жители города, занимающиеся своими делами, и женщины за туалетом. Он умел видеть красоту в любом движении. Давайте посмотрим, чем его работы отличались от подобных работ других художников и разберем основные серии.
🏙 Интерес к современности свойственен не только Дега. Эти темы мы находим в работах Милле, Курбе, Мане и Домье.
▪️ Первым живописцем труда является Милле. Но его живопись славила труд крестьянский, связанный с землей и природой. Курбе тоже писал образы провинции. Только в работах Оноре Домье впервые мелькнула рабочая жизнь на фоне Парижа. Но и Курбе, и Мане изображали людей как бы позирующими.
🌪 Дега же первый заинтересовался красотой движения. Художник анализирует человека через жесты и позы. Каждая эпоха, каждый образ жизни накладывает на человека особый отпечаток и развивает в нем привычные жесты.
🚶♂️ Дега интересовался характерами и особенностями поведения людей, принадлежащих разным сословиям. Его занимали их движения, пластика и жесты.
🏃♂️ Дега показывает не героизированный образ персонажа, а человека конкретной профессии, находящегося в движении. Художник схватывает это движение и отмечает наиболее характерные элементы.
👯♀️ Поэтому больше всего Дега привлекают профессии, сущность которых заключается в движении. Спорт, труд, цирк, балет.
1. Оноре Домье. Прачка, 1850–1853
Эдгар Дега
2. Прачки с бельем, 1876
3. Гладильщица, 1869
4. Гладильщица, 1873
5. Две гладильщицы, 1884
6. У модистки, 1882
7. У модистки, 1883
8. У модистки, 1884
9. Модистки, 1882
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Дега нравилось писать сцены c гладильщицами, продавщицами, прачками. Во всех сюжетах Дега привлекали профессиональные движения. Также художник часто писал посетительниц шляпных салонов. Давайте посмотрим на несколько работ и их особенности.
🧼 Cравним «Прачек» Дега и «Прачку» Домье. Прачка Домье исполнена пафосом женской силы. На фоне домов она стоит как монументальная статуя.
🧺 В «Прачках» Дега художнику интересен сам процесс приложения женской силы. Его привлекает тело, привычно изогнутое ношей.
💨 В работе «Гладильщица» 1869 года Дега стремится передать монотонность и рутинность каждодневного труда через движения рук и контур. Левой передвигает ткань, а правой держит утюг. Двойной контур юбки подчеркивает усилия, которые надо прилагать, чтобы гладить.
👕 Еще одну «Гладильщицу» 1873 года Дега пишет сразу же после возвращения из Америки. Ему удается передать атмосферу французских прачечных. Здесь для Дега нет ничего второстепенного: и крахмальное белье, и тряпки, висящие на веревке, для него не второстепенные аксессуары, а свидетели труда.
👭 Работу «Две гладильщицы» 1884 года Дега пишет размашистыми, широкими мазками, чтобы усилить ощущение тяжелого труда. При этом цветовая гамма здесь подчеркнуто декоративная.
🎩 Работа «У модистки» 1882 года в отличие от «Гладильщиц» выполнена осторожными бархатистыми штрихами, соответствующими изящным движениям модисток.
🙌 И композиция здесь другая. В «Гладильщицах» движение рук противоположное — вверх и вниз. А движение в «Модистках» почти параллельное, легкое.
📸 Композиционное построение фрагментировано и строится на принципах фотографии. Для того, чтобы создать единый ритмичный силуэт Дега намеренно упрощает объемы среднего плана и бытовая сцена приобретает монументальный характер.
▪️ На картине изображена ученица Мэри Кассат.
Эдгар Дега
1. Ванная, 1883
2. Женщина вытирает руку, 1884
3. Женщина вытирается, 1886
4. Женщина выходит из ванной, 1888
5. Женщина принимает ванну, 1888
6. Туалет, 1886
7. Женщина за туалетом, 1892
С начала 1880 года Дега обращался к изображению обнаженного тела. В трактовке женских образов он отходил от всех канонов и представлений.
🔬 Дега противопоставлял обнаженную натуру полную характера и жизни культу шаблонной академической красоты. Женское тело стало для него объектом изучения и наблюдения.
🧖♀️ Вместо божественной Афродиты он показал Афродиту простонародную, выходящую не из пены морской, а из таза.
🛀 Вместо высокой идеологии у него причесывающиеся, моющиеся, сидящие в ванне женщины.
🧽 Вместо пышного будуара мы видим банальную умывальную комнату, стрижку ногтей и умывание на корточках.
🦵 Дега показывает нам современную наготу: мы видим тело, не знающее солнца и гимнастики, худосочное или рыхлое, с увядшими грудями, с ногами, испорченными каблуками.
🛁 Это была пощечина общественному вкусу. Его героини заняты собой: моются, причесываются, вытираются и совершенно не заботятся о том, чтобы принять грациозные позы.
🗣 «До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины — честные человеческие существа, не имеющие никаких других интересов, кроме тех, что вытекают из их физического положения. Вот одна из них. Она моет ноги. Это все равно, что подсматривать через замочную скважину».
👤 Дега часто располагает женщин спиной, потому что этот поворот, как и профиль лица, наиболее выразителен и определяет движение человека.
📐 Композиция кажется случайной, но это не так. У Дега всегда все точно выверено, взвешено и учтено.
➿ Мы можем видеть два принципа построения композиции: по диагонали и спиралью (фигура в центр картины и изогнута в форме буквы S).
▪️ В произведениях, построенных спирально, сама ванная берется под таким углом, что ее поворот усиливает движение женского тела.
Эдгар Дега
1. Таз, 1885
2. Таз, 1886
3, 4. Женщина, расчесывающая волосы, 1886
5. Женщина, выходящая из ванны, 1887
Женщины Дега никогда не пребывают в покое. «Красота должна быть характерной». Характер обнаженного тела проявляется в движении, а движения могут быть естественными только во время купания.
🚿 В работе «Таз» девушка только нагнулась, чтобы намочить в воде губку. Дега намеренно не включает в композицию ничего лишнего, чтобы не отвлекать внимание зрителей.
🧽 Через год пишет еще одну работы с таким названием. Девушка присела в центре большого таза и моет шею. Для большей выразительности использует контрасты — контур то есть, то исчезает, сливаясь с пространством. Треть всей композиции занимает широкая полка, на которой стоят кувшины с чистой водой и предметами туалета.
🔁 Дега снова и снова возвращается к одним и тем же позам и жестам, чтобы достичь максимальной реалистичности.
💆♀️ Особенное место в работах Дега занимают женщины, причесывающие волосы. При этом Дега не копирует ранее найденные композиционные приемы, а каждый раз ищет новые.
🔎 Постепенно Дега выработал свою эстетику движения. Он пишет несколько версий «Женщины, расчесывающая волосы» в поисках максимально выразительной позы девушки.
〰️ В поздних работах движения становятся более резкими, форма передается более упрощенно и очерчивается резким контуром.
🛀 В работе «Женщина, выходящая из ванны» тело не менее выразительно, чем лицо. Рыхлое тело, волосатое тигровое кресло и пушистая простынь создают ощущение «животности».
💨 В работах Дега нет привычной эротичности. У Дега это какая-то душная комнатная чувственность.
💭 Дега не мог расстаться с образами нагого тела, даже когда почти ослеп. Не в силах писать красками, он продолжал лепить их из воска.
1. Альфред Дрейфус
2. Письмо Эмиля Золя «Я обвиняю!»
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день