Эдгар Дега
Портреты и автопортреты
Дега известен как мастер характерного портрета. Давайте посмотрим, как складывалась его особая манера написания портретов на примере нескольких работ.
Эдгар Дега
1. Портрет Ашиля Дега, 1855
2. Портрет Рене-Илера Дега, 1857
3. Анри Руар перед своей фабрикой, 1875
4. Коллекционер гравюр, 1866
5. Портрет Джеймса Тиссо, 1867–1868
👨👦 Большую часть портретов Дега создает в ранний период творчества. К жанру портрета он приходит под влиянием отца, который считает, что навыки портретиста помогут Дега обеспечить себя в будущем.
🥱 Интерес Дега к жанру портрета появился еще в период работы в мастерской Ламота, хоть иногда художник и жаловался на скуку и усталость от работы над портретами.
☝️ Дега любил изображать людей в привычном для них окружении, поэтому писал только тех, кого хорошо знает. Он начал с автопортретов и членов семьи, а потом стал изображать друзей.
👨🏻🎨 В этих портретах проявляются черты индивидуального стиля художника. Он очень точно схватывал суть человека. Дега придерживался традиционных композиционных приемов. Также для его ранних работ характерна монохромность.
👦 Один из ранних портретов — портрет молодого Ашиля Дега, брата Эдгара. Ашиль совсем молод, но уже ощущает себя самодостаточным — он собирается стать морским офицером и понимает, какое это важное решение. Дега очень точно передает это сочетание непосредственного и напускного. Поза выдает стремление выглядеть элегантно. Силуэт четко вырисовывается на теплом серо-красном фоне.
👴 Еще одна работа того периода — портрет Рене-Илера Дега, дедушки художника. Рене-Илер во время революции бежал из Франции, добрался до Италии и остался там. Чтобы передать несгибаемый и прямолинейный характер, Дега прорисовывает прямые линии и острые углы — узор диванной обивки, трость, картина в раме, согнутая рука, колено, вырез и воротничок. Перед нами сложный человек, проживший насыщенную жизнь. Теперь это дряхлый старик.
🔎 Иногда Дега добавляет в сюжет картины детали, указывающие на социальный статус модели. Например, работа «Анри Руар перед своей фабрикой».
🔍 Также Дега мог дополнять сюжет детально выписанной обстановкой, как в работах «Коллекционер гравюр» и «Портрет Джеймса Тиссо».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Жан Огюст Доминик Энгр. Автопортрет, 1855
Эдгар Дега
2. Автопортрет, 1855
3. Автопортрет в мягкой шляпе, 1857–1858
4. Семья Беллелли, 1858–1867
Теперь разберем автопортреты художника.
⬛️ В автопортрете 1855 года Дега использует темный фон, что характерно для испанской школы и работ Франсиско де Гойи и Диего Веласкеса.
©️ Композиция напоминает автопортрет художника Энгра в молодости. Похожи поза, поворот головы, рука с карандашом. Энгр в автопортрете транслирует силу и уверенность, а о работе Дега можно сказать: максимальная выразительность при предельной экономии средств.
🟦 В работе «Автопортрет в мягкой шляпе» Дега отказывается от использования глубокого нейтрального фона. Темно-синий задник освещен солнечным светом из окна, которое находится за пределами полотна.
🟧 Дега изображает себя в обыденном костюме, главным аксессуаром которого является красно-оранжевый платок на шее. Именно цвет этого платка задает колорит портрета.
🚶♂️ Но в работах пока еще заметна статичность поз. Очень скоро Дега осознал этот недостаток и начал вводить движение, экспериментируя с ракурсами.
Портрет семьи Беллелли
Эдгар Дега
1. Женщина, сидящая у вазы с цветами, 1865
2. Мадемуазель Гортензия Вальписон, 1869
3. Портрет виконта Лепика с дочерьми (или Площадь согласия), 1876
Теперь поговорим о портретах более позднего периода — 1860–1870-х годов. Давайте посмотрим, чем они отличаются от предыдущих работ.
🏃♂️ Дега пытается избежать статичности и фронтальности за счет усиления динамичности композиции. Для этого он часто использует диагональное построение, композиционные сдвиги и неожиданные ракурсы.
🏺 В работе «Женщина, сидящая у вазы с цветами» Дега использовал смелое композиционное решение. Большую часть картины занимает букет. Героиня сидит около столика с цветами, слегка отвернувшись от них и устремив глаза в сторону. Создается ощущение, что героиня случайно попала в натюрморт. Задумчивое лицо словно подернулось дымкой воспоминаний.
👧 В работе «Мадемуазель Гортензия Вальписон» Дега изображает 9-летнюю дочку своего друга Поля Вальпинсона. На столе стоит корзинка для рукоделия. Гортензию как будто застали врасплох.
🎨 Такое построение композиции направлено на то, чтобы подчеркнуть живую непосредственную натуру ребенка. Этому способствует и фон полотна. Колорит строится на сочетании теплых охристо-золотистых оттенков, черного и белых тонов, создающих мажорное звучание.
📸 Композиционное решение в работе «Портрет виконта Лепика с дочерьми» напоминает фотокадр благодаря резким «обрезам». Линия горизонта сильно завышена. Площадь согласия — лишь фон для главных персонажей. Виконт пересекает площадь, а кем-то окликнутые дочери останавливаются, обернувшись в противоположную движению отца сторону.
🎨 Интересен и колорит. Дега изображает главных героев в светлых костюмах, практически сливая их фигуры с фоном, в то время как остальные фигуры на полотне одеты в черное. Темные тона математически точно распределены по холсту и создают плавный ритм.
🤷♂️ Создавая заказные портреты, Дега никогда не следовал требованиям модели. Все внимание он сосредоточивал не на внешней красоте, а на характере моделей, отчего многие отказывались от его услуг как портретиста.
В этой части урока мы сравнивали портреты двух выдающихся французских живописцев — Эдгара Дега и Жана Огюста Доминика Энгра.
В коллекции Дега числилось немало картин и рисунков Энгра, что повлияло на творчество художника.
Получится ли у вас отличить их картины? Предлагаем попробовать свои силы в тренажере👇
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день