Эдгар Дега
Поздние увлечения: скульптура и фотография
В поздние годы Дега увлекается фотографией, а в конце жизни почти полностью теряет зрение и обращается к скульптуре. Поговорим о работах Дега позднего периода.
Дега называл скульптуру «ремеслом слепого». Давайте посмотрим на его работы.
🖐 Дега начал лепить скульптуры из воска еще с 1860 года. Многие работы создавались одновременно с его знаменитыми картинами.
🖼 В новом виде искусства Дега воплощал те же темы, что и в своих картинах: танцовщицы, купальщицы, скачущие жокеи. Небольшие по размеру работы он лепил для себя, поэтому лишь немногие из них доведены до конца.
🌪 Интерес к скульптуре связан с важной темой движения. Дега очень любил скачки, а чтобы исследовать положения тела движущейся лошади, лучше всего ее слепить.
🕯 В качестве материала Дега выбрал воск, потому что любил все переделывать, а этот материал предоставлял ему свободу действий и позволял дорабатывать и переделывать свои этюды.
🐎 Лошадям Дега придает очень сложные ракурсы. Ранние скульптуры лошадей были довольно статичными. На движение лошадей повлияли две работы: фотографии Э.-Ж. Маре и серия Мейбриджа «Движение животных» (поэтапные стоп-кадры, наглядно демонстрирующие тело животного в каждый момент движения).
Эдгар Дега
1. Маленькая танцовщица 14 лет
2. Танец: четвертая позиция, па на левой ноге
3. Балерина
4. Таз
5. Моющаяся женщина
6. Рентгеновские снимки скульптур
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяДавайте разберем несколько работ подробней.
🩰 Любимая тема Дега и в скульптуре — танцовщицы. Специалисты выяснили, что для придания работам объема автор использовал любые подручные материалы.
▪️ Каркасом служила металлическая проволока, а объем он заполнял чем придется: пробками от винных бутылок, деревянными стружками. После этого Дега обмазывал статуэтки воском, нанося его слой за слоем и заглаживая вручную. Отпечатки пальцев на работах — предмет особого внимания поклонников.
💃 В 1881 году Дега выставляет на Шестой выставке импрессионистов скульптуру «Маленькая танцовщица 14 лет». Скульптура вызвала шквал критики, и после этого Дега при жизни больше скульптур выставлять не будет.
💭 Комбинация искусственных и натуральных материалов сделала эту работу уникальной и стерла границу между реальностью и выдумкой. Скульптура сделана из воска, раскрашена в цвет тела и «одета»: на ней пачка и парик из натуральных волос.
▪️ Внутри скульптуры мастер использовал в качестве каркаса свои старые кисти.
🐒 Критики окрестил девочку «обезьяной». Дега изобразил известную бельгийскую балерину Мао фон Гете, но лицо и тело не имели ничего общего с канонами красоты.
💰 После смерти Дега наследники сделают 28 копий этой работы из бронзы. Одна из 28 фигур была продана в 2009 году за 19,2 миллионов долларов.
💃 Еще одна любопытная работа — «Танец: четвертая позиция, па на левой ноге». Танцовщица нашла устойчиво равновесие. Грациозная осанка и необычайное равновесие делают эту работу одной из самых популярных работ Дега.
🛁 Дега также работает над купальщицами и сидящими фигурами. Самая новаторская работа — «Ванна» (или «Таз»). Дега впервые создал скульптуру, смотреть на которую можно только стоя.
Посмотрим на интересную судьбу статуэток Дега.
3️⃣ Дега сделал только три скульптуры из гипса при жизни, а его восковые скульптуры были найдены уже после смерти художника, и только 74 из 150 хорошо сохранились.
🕯 Чтобы сохранить статуэтки, наследники решили перенести их в бронзу. С каждой статуэтки отлили по 22 бронзовых копии: одну наследникам, одну литейщикам и 20 на продажу и для музеев.
💔 Считалось, что восковые оригиналы были уничтожены во время изготовления бронзовых копий — литейщики должны были выплавливать воск из застывших гипсовых форм.
👏 Но в 1955 году дочь литейщика обнаружила 69 целых восковых оригиналов в подвалах мастерской — литейщик Альбион Палацоло смог изготовить формы, сохранив восковые скульптуры.
💲Наследница литейщика выставила все найденные работы на продажу, и все их скупил американский коллекционер Пол Меллан. Потом он раздал их по музеям: четыре в Лувр, три в Кембридж, десять музею Вирджинии, а большая часть хранится в Национальной галерее в Вашингтоне.
Эдгар Дега
1. Голубые танцовщицы
2–4. Фотографии балерин
5, 6. Портрет княгини Меттерних
7, 8. После ванны
Эдгар Дега
1. Автопортрет
2. Дега с Кристиной и Ивон Леролл
3. Автопортрет с Зои Клозье
4. Даниэль Галеви
5. Ренуар (сидит), Малларме (стоя) и Дега (в зеркале)
6. Улица
Ухудшение физического состояния Дега совпало с усилением его интереса к фотографии, поэзии и музыке.
📸 Дега фотографировал вечерами, потому что днем он работал в мастерской. Кроме того, он хотел найти в фотографическом изображении «атмосферу ламп или лунную».
👩 В доме своих друзей Галеви он сделал несколько лучших портретов, заставляя модель подолгу позировать, помещая ее в таинственное и иногда трудно определимое пространство и придавая ей почти призрачный облик.
▪️ Перед объективом поочередно позировали Ренуар и Малларме, Верхарн, семья Галеви, сам Дега — сосредоточенные, но не напряженные или не подающие виду, в тщательно продуманной мизансцене.
🎞 Считается, многие свои работы Дега писал по фотографии. Например, знаменитых «Голубых танцовщиц».
💔 С 1895 года Дега практически полностью перестал общаться с друзьями и редко выходил на улицу. В 1912 году Дега пережил сильный удар — умерла его сестра Тереза.
🏠 Тогда же ему пришлось переехать на новое место в связи с начавшейся реконструкцией его дома. В новом доме художник окончательно перестал работать.
🥺 Эдгар Дега умер 27 сентября 1917 года в возрасте 83 лет. Согласно его воле, похороны прошли скромно.
Мы подобрали несколько книг, чтобы вы могли больше узнать о жизни и творчестве Дега.
#чтопочитать
📕 А. Луаретт. Биография искусства. Дега. «Хочу быть знаменитым и неизвестным», 2021
Книга написана директором Лувра, что гарантирует профессиональный подход. Также отдельно здесь стоит выделить иллюстрации.
📗 Cерия «Великие художники». Дега, 2010
Книга читается легко и просто, повествует обо всем по чуть-чуть. Есть также и в электронном формате.
📘 Дж. Ревалд. История импрессионизма
Классическая книга по импрессионизму. Здесь излагается хронология и жизнь художников, но дается мало представления об особенностях стиля. Есть также и в электронном формате.
📙 Л. Вентури. Дневники импрессионистов, 2018
Здесь автор, наоборот, очень подробно анализирует творчество импрессионистов, но мало рассказывает о контексте.
📚 Книги небольших форматов, где можно найти главные сведения о художнике и познакомиться с репродукциями основных картин:
📒 Б. Гров. Дега, 2004 — дает самые основные сведения. Из плюсов можно выделить небольшую стоимость книги и наличие репродукций
📒 O. Аксенюк. Дега, 2011
📒 Ж. Торрес Рамос. Дега, 2006
Весь урок мы говорили об Эдгаре Дега. Давайте вспомним главное и подведем итоги.
🤨 Эдгар Дега — мастер характерного портрета. Он возродил искусство пастели, внес большой вклад в живопись импрессионистов и по-новому взглянул на женщин.
💭 В своих работах Дега умел безошибочно показать в человеке самое важное, любил передавать движение даже в портрете, выбирал неожиданные ракурсы, продумывал взаимодействие фигур с пространством.
🧖♀️ Дега показал женщин без внешней мишуры. Он изображает женщин в те моменты, когда их будто никто не видит. Женщины в работах Дега могут быть немного смешными, угловатыми, неряшливыми.
💓 Любимые темы Дега: женщины в быту, танцовщицы, певицы и скачки.
👶 Дега родился 19 июля 1834 года в обеспеченной семье, поэтому у него не было нужды подстраиваться под требования заказчиков, чтобы продать свои картины. Настоящая фамилия художника де Га. В молодости ему поставили диагноз «отслоение сетчатки», вызванное диабетом. Эта болезнь в конце жизни приведет к полной слепоте.
〰️ Для ранних работ характерны резкий, четкий рисунок и точное воспроизведение действительности.
🏛 В работах на историческую тему Дега следует классицистическим канонам, но не идеализирует античный сюжет.
🏠 Большую часть портретов Дега создает в ранний период творчества. Дега любил изображать людей в привычном для них окружении, поэтому писал только тех, кого хорошо знал. Он начал с автопортретов и членов семьи, а потом стал изображать друзей. Иногда Дега дополняет сюжет картины деталями, указывающими на социальный статус модели, или детально выписанной обстановкой.
↗️ Дега пытается избежать статичности и фронтальности за счет усиления динамичности композиции. Для этого он часто использует диагональное построение, композиционные сдвиги и неожиданные ракурсы.
👩 Создавая заказные портреты, Дега никогда не следовал требованиям модели. Все внимание он сосредоточивал не на внешней красоте, а на характере моделей, отчего многие отказывались от его услуг как портретиста.
🙅♂️ Несмотря на то, что Дега принимал участие в выставках импрессионистов, причислить его к этому направлению довольно сложно. Он отвергал термин «импрессионизм» и в конце жизни дистанцировался от группы.
🎨 Работы Дега стали наиболее близки к импрессионистам по стилю именно после распада группы. Однако размытые формы и яркие тона были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма формам и цветам.
➕ Что связывало Дега с импрессионистами:
⁃ «уловленные мгновения»: только импрессионисты передавали их через движение света и воздух, а Дега через движение человека;
⁃ влияние японских гравюр;
⁃ неожиданные ракурсы, оригинально построенная композиция.
➖ Что отличало его от импрессионистов:
⁃ вырос из традиционной живописи старых мастеров и считал, что самое важное в живописи — это рисунок;
⁃ не интересовался пейзажем, главное место в его творчестве занимало движение;
⁃ интересовался социальным контекстом работ, писал не отвлеченные образы, а сюжеты, связанные с повседневным трудом людей.
✔️ Особенности творчества Дега:
⁃ придавал большое значение композиции и отказывался от традиционных принципов ради смелых ракурсов. В результате поисков Дега сумел добиться точной выверенности композиции, в которой нет ничего случайного;
⁃ запечатлевал героев в непринужденных и естественных позах.
🗣 «Моя работа — это результат размышления, изучения мастеров, это дело вдохновения, характера, терпеливого наблюдения».
🖌 В 1870 году меняется манера письма художника. Цвет стал очень сложным и наполненным светом. Упростился рисунок, очистившись от всего лишнего. Детали сводились к минимуму.
🌘 Дега практически не работал на пленэре, большинство его работ написано при газовом освещении. За это Дега получил прозвище «импрессионист ночи».
📸 В поздние годы Дега увлекается скульптурой и фотографией.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день