angle-down facebook instagram vkontakte warning

Уолт Дисней

Особенности мультипликации

Уолт Дисней брал многие технические изобретения и доводил их до совершенства в своих мультфильмах. Узнаем, какими техниками он пользовался.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

1. Постер фильма «Певец джаза»
2. Устройство многоплановой камеры
3. Эрл Х
ерд, один из создателей послойной анимации

🎙 Синхронный звук в мультфильмах. Дисней увидел «Певца джаза», первый фильм с озвучиванием синхронных реплик, и тоже решил делать звуковые мультфильмы. Первый из них — «Пароходик Вилли», где музыка и звуки накладываются на изображение и комментируют происходящее на экране. Потом музыка будет играть важную роль во всех диснеевских работах.

🎬 Использование многоплановой камеры. Многоплановую камеру придумали в 1920-е. Дисней впервые применяет эту технику в 1937 году, когда снимает «Старую мельницу», за которую получил премию «Оскар». Многоплановая камера играет ключевую роль на съемках «Белоснежки и семи гномов».

📽 Многоплановая камера позволяет создавать пространство внутри мультфильма. Представим, что на заднем плане сияет луна, и нам надо к ней приблизиться. Но если делать наезд в традиционной технике, то увеличатся объекты и других планов. И многоплановая камера нужна, чтобы добиться эффекта многослойной пространственности.

🔢 Многоплановая камера состоит из следующих частей: стеллаж, на него сверху крепится камера вертикального положения, объектив находится снизу. Стеллаж заполняют написанными на стекле элементами фона и персонажами, их максимальное число — восемь. Каждый элемент пейзажа или каждый план можно двигать вверх-вниз: ближе или дальше от камеры или в разные стороны. Так и создается эффект глубинного пространства.

🎨 Применение техниколора. Дисней одним из первых начинает использовать техниколор и снимать цветные мультфильмы. Впервые он использовал технику цветной анимации, когда делал мультфильм «Цветы и деревья» 1932 года. За него Дисней получил премию «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный мультфильм».

🎓 Обучение сотрудников. Дисней развивал профессиональные навыки своих сотрудников. Когда аниматор сталкивался с новым для себя заданием, например, изобразить нового персонажа или освоить новое движение, Дисней находил способы этому обучить. Так, на съемках «Бэмби» художникам нужно было лучше понять, как двигаются животные. Поэтому Дисней организовывал походы в зоопарк. Позднее он создал небольшой зверинец на студии, чтобы аниматоры всегда могли посмотреть, как двигается кролик или олененок.

⭐️ Послойная анимация. Дисней не был создателем послойной анимации — ее изобрели в 1915 году Эрл Херд и Джон Брей. Но Дисней постоянно использовал технологию и развил ее до предела. Эта техника предполагает, что мультфильма создается слоями: отдельно прорисовывается фон, как правило, гуашью, а затем отдельно на прозрачном носителе рисуется персонаж. Когда мультипликация только начиналась, каждый кадр создавался вручную от начала до конца. Например, чтобы изобразить, как герой посмотрел в сторону, нужно было рисовать новый кадр с фоном и героем, который двинул глазами. Это занимало много времени, и полнометражный мультфильм при подобном подходе невозможен.

🏃 Технику послойной анимации изобрели для экономии сил и времени. Слой с фоном уже есть, на него надо добавить действующего персонажа. Например, Микки Маус идет по дорожке. Для этого берут готовый фон и поверх него кладут прозрачный лист, на котором нарисован Микки Маус в какой-нибудь фазе движения. Потом кадр запечатляют на пленке, ненужный лист убирают и кладут на тот же фон новую прозрачную бумажку с Микки Маусом в следующей фазе движения. Фон не надо перерисовывать, только немного передвигать, чтобы создавать впечатление идущего Микки Мауса.

🎬 Если фон не нужно двигать, все еще проще. Например, герой кувыркается или говорит. Тогда фон вообще не трогают, а используют новые целлюлозные пластинки, на которых изображены разные фазы движения одного и того же персонажа. Это сильно облегчает работу.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Кадр из мультфильма «Пароходик Вилли»
2. Кадр из мультфильма «Безумный самолет»
3. Кадр из мультфильма «Ревю Микки»
4. Дональд Дак

🐭 Мышонок Микки Маус. Первоначально Дисней хотел дать Микки другое имя — Морти. Но его коллеги, друзья и жена посчитали такое имя высокопарным. Дисней сохранил букву «М» в начале имени, но сократил его. Так и появился Микки Маус.

🛥 Микки Маус впервые появился в мультфильме «Пароходик Вилли» в 1928 году. Но первым мультфильмом с участием Микки Мауса был «Безумный самолет», однако до экранов он добрался в 1929 году. Мультфильм был немым, но когда Дисней увидел фильм «Певец джаза», то решил сделать звуковой мультфильм «Пароходик Вилли», его же и выпустил в первую очередь. «Безумный самолет» вышел уже после переозвучки.

👨‍🎨 Над образом Микки Мауса Дисней работал вместе с художником Абом Айверксом. Он помог усовершенствовать изначальные рисунки Диснея. После этого их стало проще анимировать.

🎙 Дисней сам озвучивал Микки Мауса до 1947 года. Позже Дисней прекратил озвучки персонажа из-за курения: когда ему надо было говорить низким писклявым голоском, он начинал задыхаться и сильно кашлять.

😲 Есть миф, что Уолт Дисней боялся мышей. Но это не так. Уолт Дисней придумал Микки Мауса, когда не смог продолжать работать с Кроликом Освальдом. Возможно, на персонажа-мышь Диснея вдохновил собственный питомец-мышонок.

🎬 Микки Маус стал героем 130 фильмов. Но помимо этого есть сериалы и камео. Например, на несколько секунд Микки появляется в фильме «Кто подставил кролика Роджера».

🏵 Микки Маус — икона современности. Персонаж часто появляется в поп-арте. Например, российский скульптор Александр Косолапов создал потрясающую скульптуру «Микки и Минни, рабочий и колхозница», где у рабочего и колхозницы вместо человеческих голов головы Микки Мауса и Минни.

🐶 Новые персонажи — Плуто, Гуффи, Дональд Дак. В начале 30-х годов во вселенной Диснея появляются персонажи-собаки: это Плуто, пес Микки Мауса, и Гуффи. Чуть позже к ним присоединяется утенок Дональд Дак. Гуффи впервые появился в мультфильме «Ревю Микки». Сначала его звали Диппи Дог. В этом образе герой появился шесть раз с 1932 года по 1933-й. А в мультфильме 1934 года «Концерт для сироток» персонажа уже зовут Гуффи. Это имя переводится как «недалекий» или «бестолковый».

👏 Трио героев. Начиная с мультфильма «Станция обслуживания Микки», Гуффи, Микки Маус и Дональд Дак работают вместе. Они появляются во множестве мультфильмов, например, «Пожарная команда Микки» или «День переезда». Это трио производит феерический эффект на зрителей.

1. Диснеевские принцессы
2. Шрам
3. Джафар

У Диснея довольно узнаваемый стиль, который часто критиковали. Давайте узнаем, почему 👇

🎞 Конвейер как основа производства Диснея. Мультипликатор Александр Татарский, автор мультфильмов «Падал прошлогодний снег» и «Следствие ведут Колобки», проекта «Гора самоцветов», говорил, что эстетика Диснея –— это эстетика рекламы мыла. Мультфильмы выглядят достаточно конвейерно. И Дисней действительно применял в работе принцип конвейера Форда: максимально рационально и выгодно организовывал труд мультипликаторов. Один департамент отвечает за фоны, другой — за отработку персонажей, третий — за съемку и анимацию. У каждого человека или отдела есть конкретные задачи. Поэтому студия Диснея — это хорошо отлаженный механизм.

🗂 Массовый характер мультфильмов. На студии Диснея работает большое количество разных художников, но они все работают в едином стиле. Его можно назвать стилем максимального упрощения. В большей степени это относится к короткометражкам. К полному метру применяют более ответственный подход. Однако все равно диснеевские фильмы часто выглядят как типовой продукт. Они не сильно отличаются друг от друга по стилю.

🎨 Некоторые мультфильмы отличаются от классических мультфильмов Диснея. Например, «Золушка» или «Спящая красавица», которая сделана в более упрощенной эстетике. А в мультфильме «101 далматинец» специфическая анимация, приближенная к иллюстрациям, которые создавали к этой книге. Дисней оставляет пространство для маневра в рамках производства, но чаще всего студия придерживается уже разработанного порядка действий. Персонажи из разных мультфильмов напоминают друг друга: большие глаза, условно наброшенный нос.

👯‍♀️ Типовые диснеевские персонажи. Диснеевская принцесса — группа героинь, которые немного меняются со временем, но в основе остаются таким же. Белоснежка, Спящая красавица, Золушка или фея из Пиноккио — они могут быть брюнетками или блондинками, но все примерно похожи друг на друга. Они красивые, стройные, большеглазые, с незаметными крошечными носиками. В 90-е годы тип принцессы меняется не сильно — Жасмин, Бэль. Зато появляется тип диснеевского злодея — Джафар из «Алладина», Шрам из «Короля льва». Визирь и Лев очень похожи, потому что над ними работала одна группа аниматоров.

Отношение Эйзенштейна к Диснею

🎬 Мы узнали много фактов о технических и стилистических особенностях Диснея. А какой из приемов вам кажется самым интересным и значимым?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;