Эпикурейство
Об идеальном человеке и обществе
Эпикур считал, что общество неразумно, а идеальный человек — тот, кто это осознает. В этой части разберемся в истоках этой теории.
Поговорим об эпистемологии — теории познания Эпикура. Узнаем, как он относился к государству и как видел место философа в обществе.
🧠 Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, Эпикур первичным и главным критерием истины считал ощущения, в которых дается нам жизнь. Разум он считал полностью зависимым от ощущений.
Эпикур выделяет три критерия истины 👇
1️⃣👀 Пролепсис — предвосхищение на основании ощущений.
💡 Утверждения Эпикура о том, что некоторые вещи являются прямым продолжением текущих ощущений, предвосхищает достижения современной когнитивной психологии. Сегодня экспериментально доказано, что человек видит, слышит, чувствует не то, что есть прямо сейчас, в данную секунду, а немного забегает вперед. Особенно это характерно для зрительного восприятия — когда мы наблюдаем за движущимся объектом в поле нашего зрения, глаз настроен так, что физически луч света достигает глаза и какое-то время тратится на обработку этого сигнала, и если бы не было «забегания» вперед, мы бы всегда видели предмет уже не там, где он есть.
2️⃣❤️ Патхэ — страсти или претерпевания. Эпикур утверждает, что базовые ощущения и эмоции точнее, чем рассудочные конструкции. Философ учит слушать свое сердце и доверять чувствам при принятии решений.
3️⃣✨ Эпибола — образный бросок мысли, интеллектуальная интуиция. Эпибола возникает, когда множество отдельных ощущений складываются в одну картину. Сегодня мы называем это инсайтом, интуицией или прозрением. Вот как Эпикур рассуждал об эпиболе:
🗣 «В самом деле, главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли, [а это бывает, когда все] сводится к простым основам и словам. Ибо кто не может в кратких словах охватить все, что изучается по частям, тот не может познать толщу всегоохватываемого. […]»
🌍 Эпикур предлагает человеку смириться с тем, что наши знания о мире всегда неполны и противоречивы. Стремиться к познанию полного, окончательного постижения мира — неправильная цель. В этом Эпикур солидарен со скептиками, которые утверждают, что о любом предмете могут существовать противоположные мнения и смысла в спорах нет.
Идеалом человека для Эпикура является мудрец, который отделяет себя от общества и понимает, что оно несовершенно, неразумно, несправедливо, и его не исправить.
👥 Эпикур считал, что социум следует воспринимать как внешний фактор и относиться к нему с невозмутимым спокойствием, пребывая в гармонии с собой. Такое отношение роднит Эпикура со стоиками и скептиками.
🗳 В отличие от стоиков, Эпикур не интересовался участием в ежедневной политике, считая, что это приводит к неприятностям. Он был убежден, что к общественности, особенно государству и культу, мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно.
😌 Эпикур проповедовал принцип «живи неприметно». Он считал, что нужно идти по жизни, не привлекая к себе внимания, не стремиться к славе, власти или богатству, а наслаждаться маленькими радостями жизни — вкусной едой, компанией друзей.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Несмотря на то что Эпикур считал, что общество неразумно, несправедливо и исправить законами государства его нельзя, он высказал идею о справедливости как общественном договоре.
🤝 Эпикур предложил договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда. Философ считал, что такой договор необходим, чтобы пользоваться всеми выгодами совместного проживания в упорядоченном обществе. Эпикур был убежден, что если люди научатся договариваться друг с другом, то такое живое и непосредственное общение, такая система договоров и сделок создаст в обществе терпимость, миролюбие, гармонию.
⚖️ Законы и наказания необходимы для удержания в узде глупцов, из-за которых договор может пострадать. Однако мудрецу польза договора очевидна, и ввиду того, что его желания невелики, ему нет никакой нужды в нарушении законов.
🙌🏼 Полезные для человеческого общения и счастья законы справедливы, бесполезные — несправедливы. Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединенно и руководствующимися естественным правом людьми. Заключен он с целью непричинения друг другу вреда. При этом Эпикур считал, что люди склонны забывать о том, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе.
Эпикур и современная физика
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день