Эпикурейство
Четыре принципа эпикурейства
Вся философия эпикурейства держится на четырех главных идеях: о богах, смерти, добре и зле. В этой части узнаем о них подробнее.
Самое ценное в учении Эпикура — «тетрафармакон», что можно перевести как «четверолекарствие» или «лекарство из четырех компонентов». Обсудим каждый из четырех.
💁🏻♂️ Тетрафармакон — четыре принципа эпикурейской философии, которые были записаны Филодемом. Он жил примерно на 200 лет позже Эпикура и был учеником его учеников. Рассмотрим первый принцип.
❇️ Не бойся Богов
🏛 Религия Древней Греции — олимпийская. 12 богов во главе с Зевсом составляли основу поклонения древних греков. Существовало представление о том, что боги постоянно следят за людьми, подвергают их испытаниям. Одни боги могут помогать людям, другие мешать. У богов есть свои интересы, конфликты и интриги, а люди всего лишь игрушки в их руках.
😧 Эпикур высмеивает страх перед богами. Он считает, что боги, возможно, существуют, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела. Эпикур спрашивает: если бы вы были бессмертным и блаженным существом, которое не испытывает страдания, а каждый день только пьет амброзию и ест нектар, зачем вам смотреть за людьми и вмешиваться в их дела?
🍇 Боги — тоже эпикурейцы. Они бессмертные и блаженные, заняты только наслаждениями, они не заботятся о мире и людях. Боги живут в пространстве между мирами («междумириях», метакосмиях), а миры их не волнуют.
⚡️ Эпикур выступает критиком обыденной религии. Он не отрицает богов, но критикует представление о них. Эпикур, вероятно, был первым философом, изложившим проблему зла. Как согласуется наличие зла в мире с существованием всезнающего, всемогущего и всеблагого бога?
Он сформулировал следующую трилемму 👇
1️⃣ Бог не знает про наличие зла? Тогда он не всезнающ.
2️⃣ Бог знает про наличие зла, но не может его исправить? Тогда он не всемогущ.
3️⃣ Бог может исправить зло, но не желает? Тогда он не всеблаг.
✝️ Позднее христианские богословы назвали Эпикура еретиком именно из-за формулировки этой трилеммы, которая отрицает утверждение о том, что бог может быть одновременно всеблагим, всемогущим и всезнающим.
🗣 «Прежде всего верь, что бог есть существо бессмертное и блаженное, ибо таково всеобщее начертание понятия о боге; и поэтому не приписывай ему ничего, что чуждо бессмертию и несвойственно блаженству, а представляй о нем лишь то, чем поддерживается его бессмертие и его блаженство. Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в представлении] такими, какими полагает. Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах, — ибо высказывания толпы о богах — это не предвосхищения, а домыслы, и притом ложные. Именно в них утверждается, будто боги посылают дурным людям великий вред, а хорошим — пользу: ведь люди привыкли к собственным достоинствам и к подобным себе относятся хорошо, а все, что не таково, считают чуждым». (Письмо к Менекею).
❇️ Не беспокойся о смерти
✨ Эпикур — материалист, он убежден, что душа человека умирает вместе с телом:
«Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
🌍 Этот аргумент Эпикура был созвучен философии других материалистов. Но для тех, кто верил в бессмертие души, например, для Платона, он не работал: неверно, что после смерти тела мы тоже перестаем существовать. Любопытно, что стоики — извечные оппоненты эпикурейцев — в этом вопросе тоже придерживались материалистических взглядов и с удовольствием использовали аргумент Эпикура.
⚰️ Думать о смерти, чтобы лучше жить. Думать о смерти, представлять будто день, который ты сейчас живешь и есть последний — стандартное мыслительное упражнение всех древнегреческих философов в духе memento mori (помни о смерти). Цель этого упражнения — полнее прочувствовать свое существование, острее наслаждаться каждой секундой. Эпикур утверждает, что наслаждаться острее каждой секундой верно, но размышления о смерти не должны приводить к страху смерти.
🗣 «Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, а самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным. Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо кончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть это одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто сказал: хорошо не родиться» (Письмо к Менекею).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
❇️ Благо легко достижимо
🙌🏼 Эпикур утверждает, что путь к счастью лежит через наслаждение текущим моментом и гармонию со своими желаниями.
Эпикур разделяет желания на 👇
1️⃣ Естественные и необходимые. Естественные — это желания, которые обусловлены нашей природой. Например, желание питаться — это естественное и необходимое желание.
2️⃣ Естественные и не необходимые. Например, желание вкусно поесть — естественное, но не необходимое, без этого можно прожить.
3️⃣ Неестественные — пустые желания, которые не удовлетворяют никакие физические потребности. Например, унижать других людей.
❗️ Не все желания достойны удовлетворения. Эпикур говорит, что разумный человек всегда стремится удовлетворить свои необходимые желания и испытывать от этого простые, естественные наслаждения. Целью всех деяний является безмятежное и блаженное состояние души. Эпикур учит воздерживаться от неестественных, пустых желаний, потому что странные, извращенные желания принесут больше проблем, чем удовольствий. Мудрец должен быть осмотрителен, потому что не все желания достойны удовлетворения.
➡️ Благо легко достижимо — разберись в своих желаниях, живи в гармонии с ними, сообразно виду каждого желания.
❇️ Зло легко переносимо
Эпикур страдал от мочекаменной болезни, боли были такие сильные, что иногда он терял сознание, но все-таки утверждал, что зло легко переносимо. Но как?
🤧 Болезнь можно заглушить. Если человек болеет, он должен лечиться. Но также можно заглушить болезнь отвлекающими, приятными моментами. Эпикур считал, что не нужно застревать в своем страдании, нужно дистанцироваться от него, относиться к нему так, будто оно чужое — и тогда зло легко переносимо.
😠 Если человек причиняет зло другим, он причиняет его себе. Зло, причиненное другими людьми в виде несправедливости, еще проще перенести. Любой человек, который причиняет зло, причиняет его и самому себе еще сильнее. Эпикур говорит, что к любому злу, причиненному другими людьми, нужно относиться как к чему-то безразличному. Большая часть наших негативных эмоций из-за поступков других людей, и в большинстве случаев то, что мы сами додумали.
Эпикур советует придерживаться следующей максимы 👇
❗️ Надо довольствоваться малым и тогда ты будешь избавлен от страданий, избегай излишеств, и ты не будешь страдать или твое страдание будет легче перенесено.
🗣 «Кому мало немногого, тому мало всего».
🤤 Эпикур предвосхищает парадокс гедонизма — если человеку нужны удовольствия только ради удовольствия, и он не обладает ими, а они обладают им, то ему не хватит никаких удовольствий. Он обречен — его тяга к удовольствиям никогда не насытится. Эпикур учит:
🗣 «Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?»
👉 Отличный рецепт для всякого, кто желает освободиться от всепоглощающей тяги к бесконечному потреблению ради потребления.
➡️ Эпикурейство — это своего рода средний путь: путь между крайностями аскетизма и гедонизма.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день