Как создается псевдоистория
«Константинов дар» и подлоги Сулакадзева
Даже источники иногда врут. Выясним, кто создавал фальшивки еще в Средневековье и почему на их основе столетиями писали ложную историю.
⏳ История с давних времен использовалась в политической борьбе, отсылки к прошлому становились аргументами в актуальных политических спорах. В связи с этим возникали первые фальсифицированные источники, связанные прежде всего с религиозными вопросами.
🧑🏻🚀 Одна из самых первых и знаменитых подделок в истории — «Константинов дар» (Donatio Constantini). С его помощью римские папы обосновывали свои права на господство над светскими правителями Европы, на налоги в пользу церкви, а также на светскую власть в Италии.
✝️ Само сочинение включает в себя историю о том, как император Римской империи Константин Великий (у власти 306–337 год) исцелился от проказы. Сначала языческие жрецы обещали императору выздоровление в обмен на жертвоприношение младенцев в языческих храмах, но тот отказался убивать детей. Тогда во сне ему явились апостолы Петр и Павел. Они пообещали императору исцеление после крещения, что и произошло.
⛪️ В благодарность за исцеление и обращение в истинную веру император дарит римскому епископу Сильвестру власть над всей Западной Римской империей, а свою резиденцию переносит на восток — в Константинополь. Также Константин признает власть римского епископа (папы римского) над всеми христианами, священниками и другими епископами. Также в документе указывается, что император признал все церковные доходы неприкосновенными для светских властей.
✍️ Специалисты не могут установить точной истории возникновения «Константинова дара». Но скорее всего он был подделан в 8 веке майордомом (фактическим правителем) франков Пипином III (Коротким), который заключил сделку с римским папой, чтобы стать франкским королем. Затем эта сделка была подтверждена соглашением сына Пипина — Карла Великого с папой Андрианом I.
👤 Разоблачил фальсификацию итальянский философ-гуманист Лоренцо Валла в 1440 году. Сомнения в подлинности этого документа появились гораздо раньше — еще в начале 11 века, их разделяли немецкие императоры, выступавшие против власти римских пап, но доказательств не было.
🔎 Лоренцо Валла проанализировал документ и фактически создал основания для современной исторической науки, разработав процедуру критики (анализа) источника. Он показал, что с 4 по 9 век не было никаких свидетельств существования этого документа, не сохранилось никаких документов или монет, которых обязательно бы отчеканили в честь такого события. Также Лоренцо Валла проанализировал язык, которым была написана дарственная грамота, показав, что в 4 веке в Римской империи не могли использовать вульгарную латынь.
👑 Поддержку Валла оказывал неаполитанский король, который хотел защитить свое королевство от папы. Несмотря на публикацию исследования Валла в 1517 году, католические авторы продолжали доказывать его подлинность. В 18 веке они признали подложность документа, но настаивали на подлинности основного содержания.
☦️ В России «Константинов дар» использовался в 16 веке во время споров о церковном землевладении. Текст, переведенный на русский, в сокращенном виде использовался в тексте постановлений Стоглавого собора (1551), публиковался в Кормчих книгах (сборниках церковных и государственных законов) до 19 века включительно.
1 — Фреска в капелле Сан-Сильвестро: папа Сильвестр получает дар от императора Константина
2 — Лоренцо Валла
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
💬 В средневековые документы и летописи регулярно вставлялись вымышленные фрагменты, которые должны были подчеркнуть связь этих документов с христианской традицией.
📜 Такой фрагмент был включен в первой половине 11 века в «Повесть временных лет» — русскую летопись, главный источник по ранней истории Киевской Руси. Вот этот фрагмент в переводе на современный русский язык:
📖 Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.
🙏 Как показали исследования уже современных историков, этот фрагмент был создан при князе Ярославе Мудром в момент ухудшения отношений Киевской Руси и Византии. Этот фрагмент обосновывал независимость русской церкви от Византии, так как, согласно ему, христианство на Русь принес тот же апостол, что и в Византию.
❓ Как обосновывается подложность текста? Апостол Андрей в этом фрагменте отправляется из Синопа (южное побережье Черного моря) в Рим через... северную Европу, через путь «из варяг в греки», который существовал только с 9 по 12 век.
🧺 В документе явно видна неприязнь между новгородцами и киевлянами: если на Днепре апостол благословляет «горя киевские», то в Новгороде откровенно иронизирует над обычаем парной бани, которой в южной Руси тогда не знали. Такие обостренные отношения между Киевом и Новгородом существовали в 10–11 веках.
❌ Также документ свидетельствует об обострении отношений Руси и Византии. При Ярославе Мудром из-за такого обострения великий князь назначил киевским митрополитом Иллариона без санкции константинопольского патриарха.
☝️ В средние века отношение к подлинности источников было иным, чем сейчас. Летопись должна была не только излагать события, но и давать уроки с опорой на святое писание и тексты отцов церкви. И, конечно, летописи оставались политическими документами, важными для построения идеологий. Подлинность этого фрагмента признается многими деятелями церкви по сей день.
1 — Ломтев Н.П. «Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских»
2 — «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона
3 — Фрагмент «Повести временных лет»
👨💼 Фальсификацией древнерусских исторических источников прославился коллекционер и историк-любитель Александр Сулакадзев (1771–1829). Он интересовался историей, театральным искусством, а также мистикой. Для магических обрядов даже приобрел чучело крокодила!
📚Сулакадзев собрал весьма ценную коллекцию документов, но из-за того, что он убедил жену в их огромной ценности, после его смерти коллекцию не смогли купить, и только через много лет ее части были обнаружены в разных собраниях и музеях, а часть, судя по всему, погибла.
📜 В начале 19 века в России усилился интерес к истории, были обнаружены древние рукописи, именно тогда Николай Карамзин пишет «Историю государства российского». На этом фоне Сулакадзеву очень хотелось «состарить» свою коллекцию и прославиться как первооткрыватель древних документов.
✍️ В 1807 году Сулакадзев показал Державину некие «новгородские руны», а через три года — выписки из якобы найденного им «Гимна Бояну». Державин даже опубликовал фрагменты из него в своем переводе, поверив в их подлинность.
🤷♀️ Сам текст этого «гимна» был совершенно непонятен, что и должно было убедить читателя в его подлинности. Чем темнее, непонятнее такой текст, чем больше в нем заумных слов, искусственных архаизмов («удычь», «кон уряд умыч кипня»), тем более древним должен представляться источник.
📃Эта фальсификация была разоблачена довольно быстро. Но Сулакадзев после этого лишь усовершенствовал методы фабрикации подделок. Так, он взял подлинную новгородскую рукопись 14 века и приписал к ней несколько строк, выдав их за личные подписи самого князя Владимира.
🗞 Такое «удревнение» документов с помощью приписок Сулакадзев использовал очень часто. Еще в 1881 году известный литератор и дипломат князь Павел Вяземский сослался в своей работе о монастырях на Ладожском и Кубенском озерах на пергаменный «вселетник» новгородского митрополита 11 века Илариона как на достоверный источник. На самом деле это была рукопись 15 века, обработанная Сулакадзевым.
✈️ Сулакадзеву принадлежит также миф о том, что воздухоплавание было впервые создано на Руси — за полвека до братьев Монгольфье. Он сочинил целый набор «свидетельств» об этом:
«1731 года в Рязане при воеводе подьячей нерехтец Крякутной фурвин сделал как мячь большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив, его выгнали из города, он ушел в Москву и хотели закопать живого в землю или сжечь. Из записок Боголепова».
👨🏫 Тетрадь Сулакадзева «О воздушном летании в России» стала использоваться как вполне авторитетное справочное пособие по истории отечественного воздухоплавания. Сведения о полете Крякутного вошли даже в Большую Советскую энциклопедию, в честь 225-летия «полета» Крякутного выпустили почтовую марку, имя Крякутного упоминал в своем романе писатель Валентин Пикуль. Только в конце 1950-х годов подложность этой записи была доказана специалистами.
➡️ История подделок Сулакадзева показывает, как активный и образованный фальсификатор-авантюрист мог ввести в заблуждение даже специалистов, и как такие подделки могут быть востребованы через столетие для идеологических целей. Например, для того, чтобы подкрепить «патриотическую» идею о приоритете России в освоении воздухоплавания.
1,2 — Фальсификации Сулакадзева
3 — Советская марка 1956 года в честь мифического полета Крякутного на воздушном шаре
4 — Предполагаемый потрет А.И. Сулакадзева
Причины создания подделок
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день