Федерико Феллини
Разбор «Сладкой жизни» и «8 1/2»: натурные съемки и кино потока сознания
Феллини не показывает зрителю, где заканчивается реальность и начинается сон, поэтому его кино иногда тяжело понять. Научимся видеть особенности стиля режиссера на примере культовых фильмов.
🕋 В 60–70-х Феллини перестает снимать на натуре и уходит в павильон.
Там он выстраивает целый город для съемок фильма «Рим», искусственное море из целлофана для фильма «Казанова». Даже сцены строительства метро снимаются в павильонах.
Почему режиссер уходит от натурных съемок?
🧚🏻♂️Он фокусируется на мире, пропущенном через собственную фантазию. Это бегство от реальности, которая его больше не устраивает, в мир грез.
Посмотрите долгую сцену проезда по окружной автомобильной дороге. Часть сцены снята на натуре, а часть — в павильоне. Видите разницу?
Феллини практически жил на киностудии «Чинечитта». Он создавал на площадке суету, потому что только так и мог работать; никого не пускал в монтажную и кормил местных кошек 🐱
🗣«Все, что существует за пределами „Чинечитты“, — это источник, конечно, незаменимый, огромная, чудесная сокровищница, которую нужно посещать, грабить и жадно и неутомимо приносить все это в „Чинечитту“», — писал он.
Атмосфера места чувствуется к кадрах фильма Феллини «Интервью», посвященного 50-летнему юбилею студии.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПример анализа кадра от Олега Грознова👇🏼
🎬 Марчелло Мастроянни и Анита Экберг запечатлены на среднем плане.
🌟Свет. Фон подсвечен, чтобы актеры не сливались с задником. Фигуры героев освещены заполняющим светом. Он ложится мягко и не создает светотеневых эффектов, которые обычно привносят в кадр дополнительную экспрессию.
⚪️⚫️ Цвет героя — черный, героини — светлый (ее тело, волосы). Так подчеркивается закрытость героя (он интеллектуал, полный сомнений) и открытость героини (она телесна, чувственна).
👫 Композиция. Мастроянни отворачивается от героини, обозначая этим, что его персонаж находится в состоянии выбора. Иконографически этот кадр восходит к живописной трактовке темы искушения и борьбы с ним.
Эстетика нуара, контрасты света и тени в фильме «Сладкая жизнь»
Поговорим о фильме «8 ½».
🤯 Для начала познакомимся с термином «кино потока сознания». Он применяется к произведениям, которые показывают внутреннюю жизнь персонажа во всех ее проявлениях: сны, фантазии, ассоциации, воспоминания.
💤 Режиссеры четко разделяли фантазии и жизнь. Классический фильм потока сознания — это «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана. Там главный герой во время путешествия из одной точки в другую погружается в свои воспоминания. Бергман показывает его сновидения, но зритель четко видит, где жизнь, а где сон.
💭 Феллини стер эти границы — в этом его революция. Он отказался от наплывов и других технических приемов, которые обычно служат маяками для зрителя: «сейчас герой мечтает» или «сейчас герой вспоминает».
В фильме «8 ½» режиссер погружает нас в лабиринт психики героя и не дает подсказок. Его задача — показать зрителю, как развивается творческая мысль, на примере создания одного фильма. Главный герой «8 ½» — режиссер, похожий на самого Феллини. И, конечно, это рефлексия насчет собственного творчества 📽
Заканчиваем урок о Федерико Феллини словами Андрея Тарковского:
🗣 Сочетание в его картинах обаятельного, зримого, чувственного образа мира простого человека с поэтически тонким, сложным ощущением реальности — вот что делает Феллини художником уникальным, единственным и неповторимым среди всех остальных режиссеров, мне известных. Отличным от всех других.
📚 Ниже вы найдете список дополнительных материалов, чтобы и дальше знакомиться с Федерико Феллини.
Уже поняли, что было самым интересным и важным для вас в его творчестве?
🎥 Фильмы о Феллини
«Это странное имя Федерико!» 2013, Этторе Скола
«Феллини: Я великий лжец», 2002, Дамиэн Петтигрю
📖 Книги
«Феллини о Феллини: статьи, интервью, воспоминания, сценарии», 1984
📃Также рекомендуем 74-й номер журнала «Сеанс», посвященный Феллини
И главное: посмотрите все фильмы, которые мы не успели разобрать. Они скажут об авторе точнее всего остального 😉
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день