angle-down facebook instagram vkontakte warning

Федерико Феллини

Разбор «Сладкой жизни» и «8 1/2»: натурные съемки и кино потока сознания

Феллини не показывает зрителю, где заканчивается реальность и начинается сон, поэтому его кино иногда тяжело понять. Научимся видеть особенности стиля режиссера на примере культовых фильмов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

🕋 В 60–70-х Феллини перестает снимать на натуре и уходит в павильон.

Там он выстраивает целый город для съемок фильма «Рим», искусственное море из целлофана для фильма «Казанова». Даже сцены строительства метро снимаются в павильонах.

Почему режиссер уходит от натурных съемок?

🧚🏻‍♂️Он фокусируется на мире, пропущенном через собственную фантазию. Это бегство от реальности, которая его больше не устраивает, в мир грез.

Посмотрите долгую сцену проезда по окружной автомобильной дороге. Часть сцены снята на натуре, а часть — в павильоне. Видите разницу?

Феллини практически жил на киностудии «Чинечитта». Он создавал на площадке суету, потому что только так и мог работать; никого не пускал в монтажную и кормил местных кошек 🐱

🗣«Все, что существует за пределами „Чинечитты“, — это источник, конечно, незаменимый, огромная, чудесная сокровищница, которую нужно посещать, грабить и жадно и неутомимо приносить все это в „Чинечитту“», — писал он.

Атмосфера места чувствуется к кадрах фильма Феллини «Интервью», посвященного 50-летнему юбилею студии.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадр для анализа

Пример анализа кадра от Олега Грознова👇🏼

🎬 Марчелло Мастроянни и Анита Экберг запечатлены на среднем плане.

🌟Свет. Фон подсвечен, чтобы актеры не сливались с задником. Фигуры героев освещены заполняющим светом. Он ложится мягко и не создает светотеневых эффектов, которые обычно привносят в кадр дополнительную экспрессию.

⚪️⚫️ Цвет героя — черный, героини — светлый (ее тело, волосы). Так подчеркивается закрытость героя (он интеллектуал, полный сомнений) и открытость героини (она телесна, чувственна).

👫 Композиция. Мастроянни отворачивается от героини, обозначая этим, что его персонаж находится в состоянии выбора. Иконографически этот кадр восходит к живописной трактовке темы искушения и борьбы с ним.

Эстетика нуара, контрасты света и тени в фильме «Сладкая жизнь»

Поговорим о фильме «8 ½».

🤯 Для начала познакомимся с термином «кино потока сознания». Он применяется к произведениям, которые показывают внутреннюю жизнь персонажа во всех ее проявлениях: сны, фантазии, ассоциации, воспоминания.

💤 Режиссеры четко разделяли фантазии и жизнь. Классический фильм потока сознания — это «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана. Там главный герой во время путешествия из одной точки в другую погружается в свои воспоминания. Бергман показывает его сновидения, но зритель четко видит, где жизнь, а где сон.

💭 Феллини стер эти границы — в этом его революция. Он отказался от наплывов и других технических приемов, которые обычно служат маяками для зрителя: «сейчас герой мечтает» или «сейчас герой вспоминает».

В фильме «8 ½» режиссер погружает нас в лабиринт психики героя и не дает подсказок. Его задача — показать зрителю, как развивается творческая мысль, на примере создания одного фильма. Главный герой «8 ½» — режиссер, похожий на самого Феллини. И, конечно, это рефлексия насчет собственного творчества 📽

Фредерико Феллини

Заканчиваем урок о Федерико Феллини словами Андрея Тарковского:

🗣 Сочетание в его картинах обаятельного, зримого, чувственного образа мира простого человека с поэтически тонким, сложным ощущением реальности — вот что делает Феллини художником уникальным, единственным и неповторимым среди всех остальных режиссеров, мне известных. Отличным от всех других.

📚 Ниже вы найдете список дополнительных материалов, чтобы и дальше знакомиться с Федерико Феллини.

Уже поняли, что было самым интересным и важным для вас в его творчестве?

🎥 Фильмы о Феллини

«Это странное имя Федерико!» 2013, Этторе Скола

«Феллини: Я великий лжец», 2002, Дамиэн Петтигрю

📖 Книги

«Феллини о Феллини: статьи, интервью, воспоминания, сценарии», 1984

📃Также рекомендуем 74-й номер журнала «Сеанс», посвященный Феллини

И главное: посмотрите все фильмы, которые мы не успели разобрать. Они скажут об авторе точнее всего остального 😉

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;