Философия женщин 20 века
Гендерная философия Джудит Батлер
Пионер гендерной теории. Выясним, почему Джудит Батлер считает, что «нормальное» гендерное поведение определяется политикой, а гендерную идентичность можно изменить.
Посмотрим на ключевые факты ее биографии👇
💁🏼 Джудит Батлер — американский философ, представительница постструктурализма. Она была одной из первых исследовательниц, кто увидел в гендере не только социальный конструкт, но и политическую проблему.
👧🏼 Джудит родилась в 1956 году в американском городе Кливленде, в семье еврейских эмигрантов из Венгрии и России. Воспитанная в строгих религиозных традициях иудаизма, она с детства интересовалась вопросами этики, религии и природой социальных норм.
🎓 В 1978 году она окончила Йельский университет, в 1984 получила степень доктора философии.
🗽 В молодости Джудит Батлер принимала активное участие в движении за права сексуальных меньшинств и в антивоенных протестах.
💥 В последние годы она часто делала публичные высказывания, направленные против агрессивной милитаристской политики Израиля. Она выступала в защиту Палестинской автономии, что израильские власти считают неприемлемым и враждебным для себя.
🏳️🌈 Джудит — открытая лесбиянка. В знак солидарности с представителями небинарных гендеров она просит называть себя местоимением «они» (they) — именно с использованием этого местоимения написана статья о ней в англоязычной Википедии.
👩🏼🏫 За годы своей профессорской карьеры она преподавала в различных университетах США и Европы, ее основное место работы — Калифорнийский университет в Беркли.
🏆 Джудит Батлер — член Американского философского общества (2007) и Американской академии искусств и наук (2019), членкор Британской академии (2015), лауреат ряда философских премий — например, премии Теодора Адорно (2012).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В 1990 году Джудит Батлер написала революционную для того времени работу «Гендерная тревога: феминизм и ниспровержение идентичности».
📚 В книге она утверждает, что категории пола (биологического) и гендера (социально-культурного) конструируются определенными структурами подавления — фаллогоцентризмом, гетеросексуальной матрицей, принудительной гетеросексуальностью, гетеронормативностью.
♂ Фаллогоцентризм (термин введен постмодернистом Жаком Деррида) — это гендерная асимметрия в языке, неравномерная представленность в языке лиц разного пола. Пример: отождествление понятий «человек» и «мужчина». Во многих европейских языках они обозначаются одним словом: «man» в английском, «homme» во французском, «mann» в немецком.
🧠 Гендер как социальный конструкт. Джудит Батлер утверждает: то, что мы считаем правильным гендерным поведением мужчин и женщин, является политически обусловленным конструктом*, который задается обществом при помощи повторяющихся практик. В первую очередь, это практики речевой нормализации: мужчинам и женщинам предписывается вести себя определенным образом.
*Конструкт — производимый сознанием идеальный объект.
👫 Гетеронормативность — для каждого гендера свои роли. В обществе гендерные роли строго определены: мужчина должен быть мужественным, женщина — женственной. Они не могут меняться ролями, а главное, никто из них не в состоянии самостоятельно выбрать для себя эту идентичность.
🏠 Гетеронормативность как политическая проблема. Батлер увидела в гетеронормативности политическую проблему. Ее тезис заключался в том, что просто заявить о равенстве мужчин и женщин недостаточно. Прежний феминизм преследовал ложную цель — он отстаивал фактически ту самую идентичность, которая была навязана всей предшествующей историей и обществом. Женщины хотели быть равноправными и свободными, но по-прежнему должны были обладать стандартными женскими добродетелями.
👤 Квир-теория. Также Джудит Батлер — специалист по квир-теории. «Queer» в переводе с английского означает «иной». В широком смысле слова это любой человек, который отличается от некоего предзаданного нормативного образца. В контексте гендерной теории квир — это люди, которые придумали для себя свою собственную идентичность или по крайней мере заявили такую цель.
Джудит Батлер утверждает, что политика напрямую влияет на определения гендера, но мы можем оказывать сопротивление этому влиянию и менять его по своему желанию.
🏢 Диффузная власть. Ссылаясь на французского философа Мишеля Фуко, Батлер утверждает, что власть не сводится к государственным учреждениям и выборам, она окружает нас со всех сторон. В том числе, она проявляется в том, чего мы не можем сделать в рамках существующего общества. Власть навязывает нам то, как мы определяем самих себя. Например, «я — белый цисгендерный мужчина, и я уже не могу быть никем другим». Батлер заявила, что это и есть политическая проблема, с которой надо бороться.
🍳 Перформативная теория гендера. Идея Батлер заключается в том, что гендерные роли создаются перформативно, то есть через осуществление определенных актов, а не через конструирование понятий. Если профессор объявляет, что лекция окончена, то она окончена. Это не констатация внешнего факта, а декларация, изменяющая положение вещей. Если человек нарекает своего сына Иваном, он становится Иваном — и дело не в том, что внутри него заложена какая-то «ивановская» сущность. Точно так же и гендерный статус надо оценивать в качестве перформатива: если человек объявляет себя относящимся к определенному гендеру и, главное, ведет себя соответствующим образом, то тем самым он к этому гендеру действительно относится.
⚙️ Самоопределение. Батлер утверждает, что так же, как можно подать апелляцию на приговор или сменить свое имя, люди в состоянии прилагать определенные усилия, для того чтобы переопределять свою идентичность, в частности гендерную. Философ убеждена, что мы не обречены играть навязанные нам роли — в наших силах преодолеть власть общественного мнения. Мы можем разглядеть работу машины нормализации, превращающей всех в объектов нормального поведения, и попытаться ей сопротивляться. Через это сопротивление и создается наша идентичность.
🥊 Сопротивление нормализации как политический акт. Батлер говорит, что мы должны увидеть, что гендерная идентичность конструируется, и признать право людей выбирать гендерные идентичности, конструировать их так, как мы считаем нужным. В результате мы избавимся от некоторых особенностей тиранической власти, от патриархата, под которым в феминистской традиции понимается принцип мужского господства — зачастую незаметного, но от этого не менее реального.
Джудит Батлер об открытом письме Джоан Роулинг и о жизни в антиинтеллектуальные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день