Философия женщин 20 века
Либерал-феминизм Марты Нуссбаум
Против «левого феминизма», мимо Джудит Батлер. Выясним, по какой дороге идей шла Марта Нуссбаум и вместе подумаем о том, что нужно человеку для достойной жизни.
💁🏼♀️ Марта Нуссбаум — американская исследовательница, специалистка по этике и античной философии, профессор Чикагского университета.
💸 Марта родилась в 1947 году в Нью-Йорке, в семье юриста. Свое взросление она описала как «типичное для семьи белых англосаксонских протестантов» (своеобразное привилегированное сословие в США) — семья была озабочена деньгами и статусом.
🤓 В 1969 году Марта окончила Нью-Йоркский университет, в 1975 получила степень доктора философии в Гарварде. В Гарвардском университете она стала первой женщиной, вошедшей в престижную группу «кадрового резерва».
🧠 В своих исследованиях Нуссбаум развивала теорию эмоций и античную аретологию — этику добродетелей. Она показала, как идеи стоиков и Аристотеля применимы в современном мире.
✡️ Уже в зрелом возрасте, после развода с мужем Алано Нуссбаумом, сделала гиюр — приняла иудаизм. Несмотря на то, что ее научная точка зрения во многом расходится с основными трактовками иудейского священного писания Танаха, она все же считает, что философия иудаизма во многом открыла ей глаза на современное понимание мира и человека.
🏆 Марта Нуссбаум — обладательница множества почетных премий в области философии и культуры. В частности, в 2016 году она получила Премию Киото (японский аналог Нобелевской премии) за личный вклад в развитие культуры и науки, а в 2018 году удостоилась Берггрюновской премии в 1 миллион долларов за «идеи, которые глубоко очертили человеческое самопонимание в быстро меняющемся мире».
🌟 Марта одна из наиболее известных женщин-философов современности. Она имеет 60 почетных степеней различных университетов по всему миру. Не раз включалась в число ста ведущих интеллектуалов мира по версии журналов Foreign Policy и Prospect Magazine.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В своих работах Марта Нуссбаум доказывает, что античная философия сегодня не теряет своей актуальности.
🏛 В работе «Уязвимость добра: удача и этика в греческой трагедии и философии» (1986) Марта Нуссбаум спорит с Платоном, утверждавшим, что добродетель делает человека счастливым и неуязвимым к жизненным бедам. Она присоединяется к учению Аристотеля и древнегреческих трагиков, считавших, что именно наша хрупкость помогает нам лучше чувствовать и понимать благо.
🌷 Уязвимость добра оказывается, с ее точки зрения, центральной аксиомой аретологии — этики добродетелей. Добродетель тем ценнее, чем отчетливее мы осознаем ее хрупкость — «делай, что должен, и будь что будет», как учили стоики.
🌍 В книге «Культивируя человечность: защита реформы либерального образования с опорой на классику» (1997) Нуссбаум использует идеи древнегреческих стоиков и киников, чтобы продемонстрировать, как важно быть «космополитом» — «гражданином мира». Она перебрасывает мост от Диогена и Цицерона к Адаму Смиту и Иммануилу Канту, защищая ценности мультикультурализма (сохранения культурных различий) и этического плюрализма (ценности разных моральных систем).
💁🏻♂️ Согласно Нуссбаум, человек — существо несовершенное, уязвимое, но стремящееся к счастью. Есть только один путь к счастью — поступать сообразно добродетелям, то есть постепенно становиться лучшей версией себя. Совершая те или иные поступки, человек изнутри определяет сам себя и становится «вполне человеком».
⚡️ При этом важно помнить, что мир сложен и противоречив, а многие моральные дилеммы неразрешимы однозначным образом. Индивиду приходится постоянно искать свой путь. Среди множества путей, которые предлагают ему обстоятельства и различные моральные учения, он должен выбирать тот, который подсказывает его разум и его природа.
Посмотрим как Марта Нуссбаум рассуждает о поле, социальной справедливости и человеческом развитии.
⚖️ Критика либеральной демократии. В работе «Пол и социальная справедливость» (1998) года Марта Нуссбаум обрушивается с критикой на либеральную демократию. Она доказывает, что, формально уравнивая в правах всех членов общества, либерализм незаметно ущемляет права меньшинств, которые не вписываются в общую социальную структуру.
📌 Например, она задается вопросом: почему считается разумным забирать у женщин право заниматься проституцией, в то время как именно проституция является одной из отраслей, где спрос рождает предложение, а не наоборот? В этой книге Нуссбаум показывает, как пол используется для того, чтобы лишить индивидов — например, гомосексуальных женщин и мужчин — социальной справедливости и равенства.
♀️Критика «левого феминизма». Вместе с тем, в 1999 году Марта Нуссбаум выступила с жесткой критикой «левого феминизма» в лице Джудит Батлер. Она предъявила к ней претензии как методологического, так и политического характера: постструктуралистский стиль мышления ей кажется намеренно туманным, а призыв к личным гендерным «перформансам» (актам, утверждающим самостоятельную гендерную идентичность индивида в противовес навязываемым обществом нормам) — отвлекающим от серьезной политической борьбы за права женщин.
🔎 Критерии оценки успешности и эффективности общества. В книге «Создавая возможности: подход с точки зрения человеческого развития» (2011) Нуссбаум предложила новый подход к критериям оценки успешности и эффективности общества, призванный прийти на смену устаревшим утилитаристским подходам, измеряющим страны на основе сухих цифр ВВП. Эти идеи уже нашли частичное применение в Индексе развития человеческого потенциала, который публикуется ежегодно с 1990 года.
🗣 «В конечном счете, главное — это интересы людей; доходы — лишь инструментальные средства обеспечения человеческой жизни. Задача современного развития как на международном, так и на национальном уровне — позволить людям жить полноценной творческой жизнью, развивая собственный потенциал и обустраивая свое существование в соответствии с присущим всем людям в равной мере человеческим достоинством. Другими словами, истинной целью развития является человеческий прогресс; все остальные подходы и показатели в лучшем случае средства для этого».
📃 Давайте прочтем отрывок из интервью Марты Нуссбаум 2011 года.
🗣 Что необходимо для жизни, подобающей человеческому достоинству? Чтобы определить эту необходимость хотя бы в ее минимуме, я говорю о десяти основополагающих возможностях:
1️⃣ Жизнь. Возможность прожить человеческую жизнь до старости, не умереть раньше срока или до того, как жизнь станет настолько несносной, что потеряет ценность.
2️⃣ Физическое здоровье. Иметь возможность наслаждаться хорошим здоровьем, в том числе здоровьем репродуктивным, нормально питаться и иметь пристойное жилье.
3️⃣ Телесная неприкосновенность. Иметь возможность свободно перемещаться с места на место; не опасаться насилия, в том числе сексуального, насилия в семье; иметь возможности сексуального удовлетворения и выбора в репродуктивных вопросах.
4️⃣ Чувства, воображение и мысли. Иметь возможность использовать органы чувств, воображать, мыслить и рассуждать, причем делать это так, как подобает «полноценному человеку», обладающему адекватным образованием, в том числе навыками грамотности и базовыми знаниями математики и естественных наук.
5️⃣ Эмоции. Иметь возможность испытывать привязанность к вещам и людям; любить тех, кто любит и заботится о нас; огорчаться их отсутствием; в целом иметь возможность любить, печалиться, испытывать страсти, благодарность и оправданный гнев. Человек должен иметь право на эмоциональное развитие, не омраченное страхом и тревогой.
6️⃣ Практический разум. Иметь возможность формировать представление о благе посредством критического осмысления и планирования своей жизни (Для этого необходимы гарантии свободы совести и соблюдения религиозных обрядов).
7️⃣ Членство. (А) Иметь возможность жить с другими людьми и ради их блага, признавать других и заботиться о них, вступать в разнообразные формы социального взаимодействия с ними; быть способным входить в чужое положение. (B) Иметь социальные основания самоуважения и неунижения; иметь возможность быть существом, требующим от других уважения собственного достоинства и равного обращения.
8️⃣ Другие виды живых существ. Иметь возможность заботиться о животных и взаимодействовать с ними, а также с растениями и другими частями природного мира.
9️⃣ Игра. Иметь возможность смеяться, играть, наслаждаться отдыхом и развлечениями.
🔟 Контролировать свою среду обитания. (А) В политическом плане. Иметь возможность действенного участия в принятии политических решений, от которых зависит жизнь человека. (B) В материальном плане. Иметь возможность владеть собственностью (как движимой, так и недвижимой), а также обладать правами на собственность наравне с другими; обладать равным со всеми правом на труд; быть свободным от угрозы несанкционированного обыска и изъятия имущества.
❓Сколько из этих 10 базовых возможностей вы считаете надежно гарантированными в вашей жизни?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день