angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Философия женщин 20 века

Феминистический экзистенциализм Симоны де Бовуар

Женщина — второй пол? Разберемся, что по этому поводу думала Симона де Бовуар и поговорим об ее необычных отношениях с Жан-Поль Сартром.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Посмотрим на самые интересные факты из ее биографии👇

💁🏻‍♀️ Симона де Бовуар (1908–1986) — французская писательница и философ, одна из идеологов феминизма.

🇫🇷 Симона родилась в Париже в аристократической семье, которая разорилась, как и многие дворянские семьи того времени. Она получила строгое воспитание и хорошее образование.

💡 Интересный факт: род де Бовуар происходил от средневекового философа Гийома де Шампо, учителя Пьера Абеляра.

🖋 К 15 годам она решила стать знаменитой писательницей. Защитив диплом по литературе в Парижском университете, она переключилась на изучение философии и стала девятой женщиной, окончившей Сорбонну.

💪 В 1941 году, когда Жан-Поль Сартр вернулся из лагеря для военнопленных в Париж, она вместе с ним участвовала в организации подпольной группы «Социализм и свобода».

📕 В 1945 году Симона опубликовала свой первую большую книгу — роман о Сопротивлении «Кровь других», который современники называли «учебником экзистенциализма».

👩🏻‍🏫 В 1947 году Симона отправилась в США с курсом лекций по литературе. Там она повстречала писателя Нельсона Олгрена — роман между ними продлился четырнадцать лет.

📚 В 1949 годы у Симоны де Бовуар вышла книга философских эссе «Второй пол», превратившая ее в мировую знаменитость и звезду философии феминизма.

📃 В 50–70-е годы Бовуар публикует много литературных и философских произведений, в том числе автобиографическую трилогию «Воспоминания благовоспитанной девицы».

🏆 В 1954 году ей присудили Гонкуровскую премию по литературе.

📋 В 1971 Симона написала манифест в защиту права женщин на аборт. Этот текст получил известность как «манифест трехсот сорока трех» — по количеству подписей под ним. Подписавшие его француженки — в их числе были и общенациональные знаменитости — требовали отменить уголовное наказание за аборты и признавались в том, что сами когда-либо делали аборт. Это положило начало мощной кампании за декриминализацию абортов, которая увенчалась успехом в 1975 году.

⚰️ В 1986 году Симона де Бовуар умерла в Париже от пневмонии.

Отношения Симоны де Бовуар с Жан-Полем Сартром — одна из самых интересных глав ее биографии. Как им удавалось быть вместе и при этом не принадлежать друг другу?

👩‍❤️‍👨 Симона де Бовуар познакомилась с Сартром еще в Парижском университете в 1928 году. В 1929 году она ушла из дома и начала новую жизнь со своим избранником.

🗣 «Это был мой двойник, в нем я обнаружила доведенными до последнего предела и мои вкусы, и мои пристрастия».

❤️ Манифест любви. Вместо предложения руки и сердца Сартр объявил своей избраннице «манифест любви»👇

🔺 Никаких пут, никакой собственности и совместного хозяйства.

🔺 Жить в гостинице, причем на разных этажах.

🔺 Полная свобода передвижений. Каждый может уезжать и приезжать, когда захочет.

🔺 Полное право обеих сторон на случайные связи и влюбленности.

🔺 Предельная откровенность друг с другом.

🧳 Симона и Жан-Поль всю жизнь состояли в открытых отношениях, полных не только любви и интеллектуального единства, но и ревности, многочисленных любовных приключений на стороне.

🥀 В общей сложности они были вместе 51 год, до смерти Сартра в 1980. Симона и Жан-Поль похоронены вместе на Монпарнасском кладбище. У поклонников пары есть обычай оставлять на их могиле билетики на метро.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1,2. Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр

3. Могила Симоны де Бовуар и Жан-Поля Сартра

Симона де Бовуар — одна из основных основателей феминизма второй волны и феминистского экзистенциализма.

🙅🏻‍♀️ «Женской сущности» нет. Симона де Бовуар была экзистенциалисткой и принимала тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности». Из него она сделала прямой логический вывод — нет никакой «женской сущности».

🗣 «Женщиной не рождаются, ею становятся».

👫 «Женщина» — «Другой» для мужчины. В ее анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» — именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически воспринимается как нечто девиантное и ненормальное, нуждающееся в восполнении. «Женщина» будто бы несет в себе какую-то метафизическую «тайну», но вся тайна состоит в том, что мужчинам нужны женщины, чтобы с их помощью воспринимать себя как мужчин.

🗣 «Для каждого из них идеальной женщиной будет та, что точнее всего воплотит в себе Другого, способного открыть мужчине его самого… Но единственный земной удел, который может быть уготован равной, женщине-ребенку, душе-сестре, женщине-вульве, женщине-зверю — это всегда мужчина».

💥 Критика феминизма первой волны. Феминистки конца 19 – начала 20 века просто хотели быть похожими на мужчин — они считали их идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперед, такие представления должны уйти в прошлое.

👩🏻‍💼 Феминизм второй волны. Феминистки 60–80-х годов выявили гораздо более широкий круг проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьей, рабочим местом и репродуктивными правами. Они не старались подражать мужчинам, а стали утверждать женскую личность как нечто самостоятельное, не нуждающееся в соотнесении с мужскими идеалами и понятиями.

Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» — одна из главных работ феминизма второй волны.

📗 «Второй пол» (1949) — книга, повествующая об обращении с женщинами на протяжении человеческой истории. Была внесена католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Главная идея книги состоит в том, что «женщина» — это культурный конструкт, созданный циничными социальными практиками, мужскими философскими размышлениями и христианской религией.

📌 Пол и гендер. Джудит Батлер говорила, что формулировка Бовуар «женщинами не рождаются, а становятся», помогла разделить понятия «пол» и «гендер»: книга предполагает, что гендер — это аспект идентичности, «постепенно приобретаемый».

👩🏻‍🦰 Почему женщина — «второй пол»? Бовуар сравнивает воспитание девочки с воспитанием мальчика, которому уже в возрасте 3 или 4 лет говорят, что он «маленький мужчина». Девочку же учат «быть женщиной». Ее «женская» судьба накладывается на нее ее учителями и обществом.

🍳 Девочки не имеют никакого врожденного «материнского инстинкта» — им просто дают кукол в качестве альтер-эго, для компенсации своей неполноценности по отношению к мужчинам и для усвоения социальной роли матери. Девочек часто просят делать такую работу по дому, приучая быть «хранительницей очага».

🙏 Взрослея, девушка начинает верить в мужского бога и поклоняться ему. В какой-то момент она осознает, что мир принадлежит мужчинам.

👨‍👩‍👦 Мужчина преуспевает благодаря своей трансцендентности, а имманентность является уделом женщины — мужчина открыто проявляет себя в этом мире, а женщина воспринимается лишь как встроенный в мир инструмент для воспроизводства мужчин. Притеснение женщин коренится в желании мужчин сохранить и продлить свой род.

🗣 «Товарообмен регулируется той ценностью предлагаемого товара, которую он представляет для покупателя, а не для продавца: женщину просто обманули, твердя ей, что она бесценна; на самом деле она лишь развлечение, удовольствие, спутница, то есть благо, конечно, но не самое основное; мужчина — центр всего, главный смысл, смысл ее жизни, так что обмен — сделка, имеющая место между ними, — строится не на принципах равноценности».

👩🏼‍🚀 Свое видение будущего Симона де Бовуар представляет в заключительной главе книги 👇

«Мир, общество, где мужчины и женщины были бы равноправны, нетрудно вообразить, так как это как раз то общество, которое обещала советская революция: женщины, получившие одинаковое с мужчинами воспитание и образование, будут работать вместе с мужчинами на одних и тех же условиях и за равную зарплату; эротическая свобода не станет возмущать общественные нравы, сексуальный акт уже не будет "службой" за положенную плату; женщине придется иначе обеспечивать себя; брак станет свободным, и супруги смогут разойтись, когда захотят; материнство будет добровольным, что означает предоставление каждой женщине права самой контролировать рождение детей, делать аборт; каждой матери, каждому ребенку гарантированы равные права, независимо от того, рождены ли дети в браке или нет; оплаченный отпуск по беременности, а после рождения ребенка забота о нем общества не означают, что ребенка забирают у родителей, он просто не остается на их полном попечении, часть забот о нем берет на себя общество».

1. Обложка американского издания книги «Второй пол»

2. Симона де Бовуар

❓ Подумайте, почему на обложке американского издания книги «Второй пол» изображена заколка?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;