Философия женщин 20 века
Феминистический экзистенциализм Симоны де Бовуар
Женщина — второй пол? Разберемся, что по этому поводу думала Симона де Бовуар и поговорим об ее необычных отношениях с Жан-Поль Сартром.
Посмотрим на самые интересные факты из ее биографии👇
💁🏻♀️ Симона де Бовуар (1908–1986) — французская писательница и философ, одна из идеологов феминизма.
🇫🇷 Симона родилась в Париже в аристократической семье, которая разорилась, как и многие дворянские семьи того времени. Она получила строгое воспитание и хорошее образование.
💡 Интересный факт: род де Бовуар происходил от средневекового философа Гийома де Шампо, учителя Пьера Абеляра.
🖋 К 15 годам она решила стать знаменитой писательницей. Защитив диплом по литературе в Парижском университете, она переключилась на изучение философии и стала девятой женщиной, окончившей Сорбонну.
💪 В 1941 году, когда Жан-Поль Сартр вернулся из лагеря для военнопленных в Париж, она вместе с ним участвовала в организации подпольной группы «Социализм и свобода».
📕 В 1945 году Симона опубликовала свой первую большую книгу — роман о Сопротивлении «Кровь других», который современники называли «учебником экзистенциализма».
👩🏻🏫 В 1947 году Симона отправилась в США с курсом лекций по литературе. Там она повстречала писателя Нельсона Олгрена — роман между ними продлился четырнадцать лет.
📚 В 1949 годы у Симоны де Бовуар вышла книга философских эссе «Второй пол», превратившая ее в мировую знаменитость и звезду философии феминизма.
📃 В 50–70-е годы Бовуар публикует много литературных и философских произведений, в том числе автобиографическую трилогию «Воспоминания благовоспитанной девицы».
🏆 В 1954 году ей присудили Гонкуровскую премию по литературе.
📋 В 1971 Симона написала манифест в защиту права женщин на аборт. Этот текст получил известность как «манифест трехсот сорока трех» — по количеству подписей под ним. Подписавшие его француженки — в их числе были и общенациональные знаменитости — требовали отменить уголовное наказание за аборты и признавались в том, что сами когда-либо делали аборт. Это положило начало мощной кампании за декриминализацию абортов, которая увенчалась успехом в 1975 году.
⚰️ В 1986 году Симона де Бовуар умерла в Париже от пневмонии.
Отношения Симоны де Бовуар с Жан-Полем Сартром — одна из самых интересных глав ее биографии. Как им удавалось быть вместе и при этом не принадлежать друг другу?
👩❤️👨 Симона де Бовуар познакомилась с Сартром еще в Парижском университете в 1928 году. В 1929 году она ушла из дома и начала новую жизнь со своим избранником.
🗣 «Это был мой двойник, в нем я обнаружила доведенными до последнего предела и мои вкусы, и мои пристрастия».
❤️ Манифест любви. Вместо предложения руки и сердца Сартр объявил своей избраннице «манифест любви»👇
🔺 Никаких пут, никакой собственности и совместного хозяйства.
🔺 Жить в гостинице, причем на разных этажах.
🔺 Полная свобода передвижений. Каждый может уезжать и приезжать, когда захочет.
🔺 Полное право обеих сторон на случайные связи и влюбленности.
🔺 Предельная откровенность друг с другом.
🧳 Симона и Жан-Поль всю жизнь состояли в открытых отношениях, полных не только любви и интеллектуального единства, но и ревности, многочисленных любовных приключений на стороне.
🥀 В общей сложности они были вместе 51 год, до смерти Сартра в 1980. Симона и Жан-Поль похоронены вместе на Монпарнасском кладбище. У поклонников пары есть обычай оставлять на их могиле билетики на метро.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1,2. Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр
3. Могила Симоны де Бовуар и Жан-Поля Сартра
Симона де Бовуар — одна из основных основателей феминизма второй волны и феминистского экзистенциализма.
🙅🏻♀️ «Женской сущности» нет. Симона де Бовуар была экзистенциалисткой и принимала тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности». Из него она сделала прямой логический вывод — нет никакой «женской сущности».
🗣 «Женщиной не рождаются, ею становятся».
👫 «Женщина» — «Другой» для мужчины. В ее анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» — именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически воспринимается как нечто девиантное и ненормальное, нуждающееся в восполнении. «Женщина» будто бы несет в себе какую-то метафизическую «тайну», но вся тайна состоит в том, что мужчинам нужны женщины, чтобы с их помощью воспринимать себя как мужчин.
🗣 «Для каждого из них идеальной женщиной будет та, что точнее всего воплотит в себе Другого, способного открыть мужчине его самого… Но единственный земной удел, который может быть уготован равной, женщине-ребенку, душе-сестре, женщине-вульве, женщине-зверю — это всегда мужчина».
💥 Критика феминизма первой волны. Феминистки конца 19 – начала 20 века просто хотели быть похожими на мужчин — они считали их идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперед, такие представления должны уйти в прошлое.
👩🏻💼 Феминизм второй волны. Феминистки 60–80-х годов выявили гораздо более широкий круг проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьей, рабочим местом и репродуктивными правами. Они не старались подражать мужчинам, а стали утверждать женскую личность как нечто самостоятельное, не нуждающееся в соотнесении с мужскими идеалами и понятиями.
Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» — одна из главных работ феминизма второй волны.
📗 «Второй пол» (1949) — книга, повествующая об обращении с женщинами на протяжении человеческой истории. Была внесена католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Главная идея книги состоит в том, что «женщина» — это культурный конструкт, созданный циничными социальными практиками, мужскими философскими размышлениями и христианской религией.
📌 Пол и гендер. Джудит Батлер говорила, что формулировка Бовуар «женщинами не рождаются, а становятся», помогла разделить понятия «пол» и «гендер»: книга предполагает, что гендер — это аспект идентичности, «постепенно приобретаемый».
👩🏻🦰 Почему женщина — «второй пол»? Бовуар сравнивает воспитание девочки с воспитанием мальчика, которому уже в возрасте 3 или 4 лет говорят, что он «маленький мужчина». Девочку же учат «быть женщиной». Ее «женская» судьба накладывается на нее ее учителями и обществом.
🍳 Девочки не имеют никакого врожденного «материнского инстинкта» — им просто дают кукол в качестве альтер-эго, для компенсации своей неполноценности по отношению к мужчинам и для усвоения социальной роли матери. Девочек часто просят делать такую работу по дому, приучая быть «хранительницей очага».
🙏 Взрослея, девушка начинает верить в мужского бога и поклоняться ему. В какой-то момент она осознает, что мир принадлежит мужчинам.
👨👩👦 Мужчина преуспевает благодаря своей трансцендентности, а имманентность является уделом женщины — мужчина открыто проявляет себя в этом мире, а женщина воспринимается лишь как встроенный в мир инструмент для воспроизводства мужчин. Притеснение женщин коренится в желании мужчин сохранить и продлить свой род.
🗣 «Товарообмен регулируется той ценностью предлагаемого товара, которую он представляет для покупателя, а не для продавца: женщину просто обманули, твердя ей, что она бесценна; на самом деле она лишь развлечение, удовольствие, спутница, то есть благо, конечно, но не самое основное; мужчина — центр всего, главный смысл, смысл ее жизни, так что обмен — сделка, имеющая место между ними, — строится не на принципах равноценности».
👩🏼🚀 Свое видение будущего Симона де Бовуар представляет в заключительной главе книги 👇
«Мир, общество, где мужчины и женщины были бы равноправны, нетрудно вообразить, так как это как раз то общество, которое обещала советская революция: женщины, получившие одинаковое с мужчинами воспитание и образование, будут работать вместе с мужчинами на одних и тех же условиях и за равную зарплату; эротическая свобода не станет возмущать общественные нравы, сексуальный акт уже не будет "службой" за положенную плату; женщине придется иначе обеспечивать себя; брак станет свободным, и супруги смогут разойтись, когда захотят; материнство будет добровольным, что означает предоставление каждой женщине права самой контролировать рождение детей, делать аборт; каждой матери, каждому ребенку гарантированы равные права, независимо от того, рождены ли дети в браке или нет; оплаченный отпуск по беременности, а после рождения ребенка забота о нем общества не означают, что ребенка забирают у родителей, он просто не остается на их полном попечении, часть забот о нем берет на себя общество».
1. Обложка американского издания книги «Второй пол»
2. Симона де Бовуар
❓ Подумайте, почему на обложке американского издания книги «Второй пол» изображена заколка?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день