Дэвид Финчер
«Бойцовский клуб»: бунт против системы
«Бойцовский клуб» сочетает радикальность, насилие и глубокий взгляд на проблемы общества. Изучим все мнения об этом фильме и составим свое.
«Бойцовский клуб» — культовый фильм 1999 года, снятый Дэвидом Финчером по мотивам одноименного романа Чака Паланика, вышедшего тремя годами ранее.
🥊 Главные роли в фильме исполняют Эдвард Нортон, Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер. Нортон играет безымянного рассказчика — обезличенного обывателя, который недоволен своей жизнью в постиндустриальном потребительском обществе «белых воротничков». Он создает подпольную организацию «Бойцовский клуб» вместе с Тайлером Дерденом — продавцом мыла, роль которого исполнил Брэд Питт.
😳 Фильм вызвал общественный резонанс, но был воспринят публикой и критиками неоднозначно. Он собрал в прокате США лишь 37 млн долларов против 63 миллионов, вложенных в его производство. Кассовые сборы «Бойцовского клуба» не оправдали ожиданий руководства студии. Продюсер фильма вспоминает пепельные лица руководителей компании 20th Century Fox на первом, допремьерном показе «Бойцовского клуба»: нужно было как-то объяснить владельцу студии Руперту Мёрдоку, почему был профинансирован столь неполиткорректный проект.
🤼♂️ Многие издания констатировали новаторство повествования, отмечали спецэффекты и хвалили Бреда Питта за лучшую роль в карьере. Но большинство средств массовой информации преподносили «Бойцовский клуб» как пропаганду бездумного насилия и нигилизма. Такому восприятию способствовала и неудачная маркетинговая кампания: рекламные ролики размещались в перерывах матчей по реслингу.
💣 Подлили масла в огонь и опасения насчет того, что молодежь станет копировать уличные бои, описанные в фильме. Некоторые экстремистские организации с помпой приветствовали выход фильма, а один нью-йоркский подросток попытался повторить увиденное на экране, взорвав кафе сети «Старбакс».
🙅🏼♀️ Влиятельная телеведущая Рози О’Доннелл в своем ток-шоу посоветовала зрителям не ходить на фильм и для верности раскрыла его главный сюжетный трюк.
🤜🤛 Повсюду высказывались упреки в «бездумной романтизации сцен кулачных боев».
«Бойцовский клуб» получил репутацию беспрецедентно радикального для Голливуда проекта, в котором слишком много насилия. Финчер отвечал, что каждое поколение в истории Голливуда бунтовало против предыдущего — только так и расшатывается система.
⭐️ Фильм был номинирован на «Оскар» только за лучшую работу звукорежиссера, но даже эта награда прошла мимо него.
⏳ По замечанию актера Эдварда Нортона, «Бойцовский клуб» в очередной раз подтвердил, что нельзя оценивать произведение искусства в рамках короткого производственного цикла. Через 10 лет после премьеры влиятельное издание The New York Times напечатало статью Денниса Лима, в которой «Бойцовский клуб» был назван «по всей вероятности, определяющим культовым фильмом нашего времени». Общая сумма сборов от фильма по всему миру превысила отметку в $100 млн, а падение «башен-близнецов» 11 сентября 2001 года благодаря созвучию с финалом «Бойцовского клуба» вернуло его в центр внимания интеллектуалов. Как яркий культурный феномен, «Бойцовский клуб» сплотил вокруг себя армию верных поклонников, в число которых записал себя Квентин Тарантино. Сегодня он числится в десятке лучших фильмов по версии IMDb. Одни критики интерпретируют картину с фрейдистской точки зрения, другие называют ее левой, марксистской, а третьи и вовсе фашистской. Все спорят о том, что же хотел сказать автор.
Как создавался фильм 👇
📕 Сценарий
Студия 20th Century Fox заинтересовалась книгой Паланика еще до публикации и приобрела права на ее экранизацию всего за 10 тысяч долларов.
🧠 Режиссер
Как только сценарий был готов, его разослали четырем перспективным режиссерам — Питеру Джексону, Дэнни Бойлу, Брайану Сингеру и Дэвиду Финчеру. Сингер так и не прочитал сценарий, Джексон был занят на съемочной площадке «Страшил», Бойла продюсеры выкинули из списка после встречи. В результате режиссером «Бойцовского клуба» в августе 1997 года был назначен Финчер.
🎥 Оператор
В качестве оператора он выбрал своего сверстника и старого знакомого — Джеффа Кроненвета, который учился операторскому мастерству у своего отца Джордана, снявшего культовый фильм «Бегущий по лезвию».
🔅 Свет и цвет
Создатели «Бойцовского клуба» отталкивались от фильма Лукаса «Американские граффити», где ночные сцены переливались всеми цветами, не теряя при этом предельной реалистичности. Большая часть «Бойцовского клуба» также снималась ночью, для съемок дневных сцен подбирали затененные локации. Предпочтение отдавалось блеклым тонам: по наблюдению кинокритика Тарасова фильм «выдержан в болотных, канализационных, ядовитых желто-зелено-коричневых тонах, лишь изредка переходящих в мертвенные, механические темно-синие, стальные». Сцены до появления Тайлера были сняты в более приземленной, реалистичной цветовой гамме — это объективная реальность, появление Тайлера сопровождалось всплеском цветовых эффектов, чтобы подчеркнуть субъективный взгляд главного героя: его подсознание вырывается наружу и овладевает им.
🎧 Звук
Первоначально продюсеры фильма хотели обойтись без голоса за кадром, так как эта техника в 1990-е годы вышла из моды. Финчер же считал, что без закадрового рассказа фильм потеряет изрядную долю того юмора, который обеспечил успех книге.
👥 Актеры
Эдвард Нортон и Бред Питт договорились, что по ходу съемочного процесса Нортон будет соблюдать строгую диету и постепенно худеть, в то время как Питт будет наращивать мышечную массу. Так появится впечатление, что его герой «питается» и растет за счет своего двойника. Этот прием создает классический мотив повестей о доппельгангерах — злых двойниках. Герой Брэда Питта таким доппельгангером и выступает.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Разбор сцены из фильма «Бойцовский клуб»
«Бойцовский клуб» получил множество интерпретаций в критической и академической литературе 🔻
💔 Сам автор романа «Бойцовский клуб» Чак Паланик называет этот проект памятником концу века, когда эпидемия ВИЧ стала повседневной реальностью для миллионов людей по всему миру:
🗣 «Поколение „Бойцовского клуба“ — первое, для которого секс и смерть стали синонимами».
В самом романе про ВИЧ ничего нет, но это важный бэкграунд романа. Для поколения хиппи секс был метафорой жизни и свободы. Но для поколения конца 90-х то, что раньше считалось источником жизни, приобретает мрачный флер. Это определяет настроение романа и фильма.
👥 В психоаналитической интерпретации Тайлер Дерден толкуется как внутренний сверхчеловек, наглядное воплощение того слоя сознания, которое известно в психоанализе как Оно. Психиатры даже называют «Бойцовский клуб» конспектом фрейдовского трактата «Недовольство культурой».
👩👦 С точки зрения учения об Эдипове комплексе возмужание главного героя подразумевает символическое «убийство» фигур, заменяющих ему родителей. Так, на Дердена рассказчик проецирует образ отца и в итоге убивает его.
💪🏼 Героя Брэда Питта уподобляют сверхчеловеку: так в контексте картины возникает тень Фридриха Ницше. Критики отмечают, что фильм анализирует правую идеологию ницшеанства, идею о сверхчеловеке, который пытается как будто бы расшатать эту бессмысленную жизнь массы.
🤘 Популярность фильма у подростковой аудитории связывают с тем, что картина завязана на идеях максимализма и гипермаскулинности.
🛍 Большинство пишущих о фильме критиков сходятся на том, что финчеровский фильм вскрывает пагубное влияние на мужскую психологию культуры потребительства. По шутливому определению New York Times, это самый гламурный рекламный ролик, который только можно было придумать для антиглобализма.
🛋 Для Нортона «Бойцовский клуб» — способ проникнуть внутрь «паралитического отчаяния, которое мы испытываем перед лицом той системы ценностей, которую нам навязала реклама».
😬Для Питта «Бойцовский клуб» — «метафора потребности раздвинуть те стены, которые мы воздвигли вокруг себя, и впервые испытать боль».
А вот что говорит сам Дэвид Финчер👇
🗣 «Мы созданы быть охотниками, а живем в мире шоппинга. Некого убивать, не с чем бороться, нечего преодолевать и исследовать. И в таком выхолощенном обществе рождается этот всечеловек... Он пытался делать все, чему его учили, пытался приспособиться к этому миру, став тем, кем он не является».
Знаменитый диалог из фильма 👇
— С кем бы ты подрался из знаменитостей?
— Живых или мертвых?
— Все равно.
Герои выбирают Шетнера и Хемингуэя. А кого бы выбрали вы, чтобы подраться? Ну, или менее радикальный вариант — с кем бы вы хотели поговорить из знаменитостей?
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день