angle-down facebook instagram vkontakte warning

Дэвид Финчер

«Социальная сеть»: история Facebook

Финчер хотел снять легкий фильм, но при этом показать, что это лишь поверхность, под которой скрывается жесткое и глобальное. Разберемся, как это получилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Поговорим о фильме 2010 года «Социальная сеть».

💻 В фильме рассказывается история создания одной из самых популярных в Интернете социальных сетей — Facebook. Оглушительный успех среди пользователей по всему миру навсегда изменил жизнь студентов-однокурсников гарвардского университета, которые основали ее в 2004 году и за несколько лет стали самыми молодыми мультимиллионерами в США.

📒 В основе фильма лежит сценарий Аарона Соркина — одного из лучших современных сценаристов, блистательного мастера диалога. Сценарий был написан по книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве». Книга не претендовала на достоверность, диалоги Мездрич выдумал сам, о чем честно рассказал в предисловии.

🎬 Финчер ставил перед собой задачу снять легкий фильм в духе Джона Хьюза, но так, чтобы за этой поверхностной легкостью проскальзывало нечто куда более жесткое.

⭐️ Релиз фильма состоялся в США 1 октября 2010 года и стал хитом: на протяжении первых двух недель картина лидировала в национальном прокате. При бюджете 40 миллионов долларов кассовые сборы к концу 2010 года по всему миру составили 200 миллионов.

⭐️ При подведении киноитогов 2010 года «Социальная сеть» была признана многими кинокритиками одним из его основных событий. Опросив киноведов, британский журнал Sight & Sound поставил фильм Финчера на 1 место за год, а издание Film Comment, обобщив оценки более 100 профессионалов от кино, присудило фильму о Цукерберге 2-е место после 330-минутного «Карлоса» О. Ассаяса. Журнал «Кайе дю синема» и Американский институт киноискусства также включили фильм в десятку лучших.

⭐️«Социальная сеть» номинирована на премию «Оскар» 2011 года в 8 номинациях и на премию «Золотой глобус» в 6 номинациях и победила в номинациях «Лучший драматический фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий» и «Лучшая музыка».

⭐️Журнал Hollywood Reporter включил фильм в список лучших картин десятилетия, отдав ленте вторую строчку рейтинга.

✍️ Критики писали о том, что фильм высветил давно накопившиеся вопросы о том, как сетевая интерактивность меняет восприятие современниками самих себя. На Facebook выросло поколение подростков, для которого опыт общения не связан с традиционными ограничениями этического свойства.

Как представители Facebook отнеслись к фильму «Социальная сеть»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте посмотрим, как шла работа над фильмом 🔻

🎭 Кастинг

На роль основателя Фейсбука Марка Цукерберга изначально претендовали Шайа Лабаф и Майкл Сера, однако Финчер и Соркин решили не рассматривать кандидатуры актеров из традиционной молодежной обоймы: они ассоциируются у публики с комедийным амплуа. Создатели фильма искали ребят со «специальным скоростным интеллектом», которые будут способны без запинки проговаривать очень умные тексты из сценария. После того, как, по словам режиссера, были «попробованы человек пятьсот», выбор остановился на Эндрю Гарфилде, который в итоге сыграл Саверина. Цукерберга играть было некому.

Финчер пишет 👇

🗣 «Уже сроки поджимали, у меня уже появилась традиционная в таких случаях мысль: что надо идти набирать ванну и резать вены».

Наконец в сентябре 2009 года исполнителем главной роли был объявлен Джесси Айзенберг.

Более сложно с технической точки зрения было создать похожих, и в то же время разных близнецов, а также снять их выступление на королевской регате в Хенли-он-Темс. Финчер не нашел подходящих актеров-близнецов, пришлось раздвоить Арми Хаммера. Снимали и с помощью комбинированной съемки, и с помощью компьютерной графики.

📍 Локации

Съемки фильма начались в октябре 2009 года в Кембридже, штат Массачусетс, США. Действие фильма разворачивается в Гарварде, но университет не дал разрешение на съемки на своей территории. Некоторые сцены были отсняты вокруг студенческих городков двух массачусетских подготовительных школ, Академии Филлипса и Академии Мильтона. Также съемки проходили на площадях Кизера и Уимена в студенческом городке Хоумвуда Университета Джонса Хопкинса и в Калифорнийском государственном университете.

🎥 Техника

Стивен Содерберг убедил Финчера вместо цифровой камеры Thomson Viper, которой был снят «Зодиак», присмотреться к более современным камерам Red One. Таким образом, в качестве основного инструментария оператора было выбрано оборудование производства Red Digital Cinema Camera Company. При съемке вне помещений применялись светофильтры естественной плотности — это помогало выровнять картинку. Впоследствии отснятый материал прошел промежуточную цифровую обработку в голливудской студии компании Red.

✍🏻 Что писали после выхода фильма

Обобщив рецензии, сайт Rotten Tomatoes написал👇

🗣 «Безупречный сценарий, изумительная режиссура, первоклассные актерские работы делают „Социальную сеть“ захватывающим и амбициозным образцом современного киноискусства в его лучших проявлениях».

На страницах The New York Times уделено внимание искусности построения художественного мира «Социальной сети» 🔻

«Трудно вспомнить фильм, который рисовал бы Гарвард в столь унылых тонах; сами краски обесцвечены. Сдержанно-тусклая палитра и минимальная глубина кадра обрисовывают пределы мира главного героя, а частое, хотя и сглаженное переключение между пространственно-временными слоями дает представление о скорости, с какой он достиг успеха».

👌🏼 Критик Роджер Эберт поставил в заслугу создателям фильма то, что «весьма специфический и довольно запутанный сюжет из жизни программистов изложен ясно и четко, а диалоги своей скоростью и остроумием напоминают пулеметные очереди, воскрешая в памяти довоенные комедии Говарда Хоукса».

📱 С точки зрения Питера Трэверса из журнала Rolling Stone, «фильм наглядно показывает, что социальные сети и интерактивное общение — изнанка социопатии, неспособности на полноценное общение с реальными людьми, а нарциссизм и игра социальными масками в интернете — две стороны одной медали».

🌎 Наш критик Михаил Трофименков считает, что «Социальная сеть» продолжает линию фильмов Финчера «о стихийной самоорганизации общества по сетевому принципу. Как и в „Бойцовском клубе“, главный герой берется за создание собственной версии мира, альтернативной существующему».

Мифологизация фигуры Цукерберга

Мы поделились цитатами из рецензий критиков о фильме. А какую рецензию вы бы оставили на «Социальную сеть»?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;