Милош Форман
Отличия режиссуры Формана
Чехословацкий Форман — это бунтарство. Американский Форман — это сдержанность. Посмотрим, как режиссер сочетал эксперименты и реализм и что отличало его фильмы от других.
Что отличает стиль Милоша Формана❓
⚡️ Милош Форман — неоднородный режиссер. Его фильмография как бы распадается на два периода: чехословацкий и американский.
🎬 Форману присущи все те черты, которые присущи кинематографу чехословацкой новой волны:
— молодежный задор;
— бунт (причем бунт и на уровне темы, и на уровне воплощения этой темы — киноязыка);
— эксперименты и все то, что обогащает язык и делает его не всегда простым для восприятия;
— стремление к эстетике;
— cinéma vérité — стремление показывать жизнь, как она есть.
✅ Документальность в кинематографе Формана приобретает особенный оттенок: Форман прибавляет элемент гротеска. Он как бы подмешивает к «правде жизни» гротеск — это делает его стиль таким особенным.
🎬 Американский период Формана уже совсем другой: режиссер становится частью Нового Голливуда. Новый Голливуд свеж, молод и экспериментален, но многие его картины в первую очередь стремятся быть понятными зрителям. По-настоящему смелых картин в нем не так много. Например, есть «Беспечный ездок», но такое кино скорее носит характер манифеста.
📽 Когда Милош Форман начинает снимать кино в Голливуде, он не сразу отходит от чехословацкой манеры. Его первый американский фильм «Отрыв», снятый в 1971-м году, все еще очень эксцентричный.
🎞 После нескольких лет безденежья и безработицы Форман вырабатывает более сдержанную манеру: теперь это уже не сinéma vérité, а очень четко составленный и драматургически структурированный реализм.
🎥 В этом сдержанном стиле сняты «Пролетая над гнездом кукушки», «Народ против Ларри Флинта», «Амадей» — почти все фильмы Формана американского периода.
⭐️ Тем не менее, между этими двумя периодами есть свои переклички. Например, в фильмах «Бал пожарных» и «Пролетая над гнездом кукушки» есть элемент социальной притчи.
👀 Притчевое начало в «Бале пожарных» лучше считывается, хотя элемент социальной сатиры его затмевает. В «Гнезде» оно считывается хуже: там его затмевает реалистическая компонента. Однако и там, и там мы имеем дело с рассказом о мире, причем о мире несвободном, замкнутом. Рассказ раскрывается через образ маленького сообщества: пожарные в «Бале пожарных» и сумасшедшие в «Пролетая над гнездом кукушки». В итоге тема несвободы и там, и там основная.
Стиль Формана чехословацкого периода
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Стиль Формана американского периода
🎞 Основные темы Милоша Формана
1️⃣ Молодое поколение и война поколений. Например, отцы и дети, дочки и матери. Эта тема работает у Формана и в чехословацкий, и в американский период.
🎬 К этой теме относятся «Черный Петр», «Любовные похождения блондинки», «Отрыв» и «Волосы». Эти картины можно назвать рок-оперой, где главные герои — хиппи.
2️⃣ Тема художника и общества возникает больше в американский период.
🎬 Сюда относятся «Амадей», «Человек на Луне», «Призраки Гойи» и в некоторой степени «Народ противЛарри Флинта». В «Волосах» и «Отрыве» это уже не так ярко проявляется.
У каждого крупного режиссера есть любимый оператор. Давайте поговорим о Мирославе Ондржичеке — операторе Милоша Формана.
👤 Мирослав Ондржичек родился 4 ноября 1934 года в Праге и скончался 28 марта 2015 года там же. Он учился на оператора в киношколе при главной чехословацкой киностудии «Баррандов». Дебютировал Ондржичек в кино в 1956 году и начинал как оператор чешской новой волны.
📽 Во время работы над фильмом «Любовные похождения блондинки» и произошла судьбоносная встреча Ондржичека с Форманом. На съемочную площадку пришел английский режиссер Линдсей Андерсон, он в то время по какой-то причине оказался в Чехословакии и его привели на киностудию смотреть, как работает Форман. Ондржичек настолько привлек внимание Андерсона, что тот сказал: «Я нашел новую пару глаз».
🎬 Андерсон пригласил Ондржичека поработать в Англию, где они сделали несколько фильмов. В числе лучших совместных произведений фильм «Если...» (If...) 1968 года — великий английский фильм с Малкольмом Макдауэллом в главной роли. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
🏙 В 1968-м, после вторжения советских войск в СССР, Ондржичек переехал на Запад — сначала в Великобританию, где он работал с Андерсоном, а затем в США, где он продолжил сотрудничать с Милошем Форманом.
🎞 Вместе с Форманом они сделали фильмы «Конкурс», «Блондинка», «Бал пожарных», «Отрыв», «Волосы», «Рэгтайм», «Амадей» и «Вальмон».
1 — Мирослав Ондржичек с Милошем Форманом на съемках фильма «Отрыв»,
2 — Мирослав Ондржичек и Милош Форман.
О сотрудничестве Милоша Формана с Мирославом Ондржичеком
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день