angle-down facebook instagram vkontakte warning

Милош Форман

Отличия режиссуры Формана

Чехословацкий Форман — это бунтарство. Американский Форман — это сдержанность. Посмотрим, как режиссер сочетал эксперименты и реализм и что отличало его фильмы от других.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Что отличает стиль Милоша Формана❓

⚡️ Милош Форман — неоднородный режиссер. Его фильмография как бы распадается на два периода: чехословацкий и американский.

🎬 Форману присущи все те черты, которые присущи кинематографу чехословацкой новой волны:

— молодежный задор;

— бунт (причем бунт и на уровне темы, и на уровне воплощения этой темы — киноязыка);

— эксперименты и все то, что обогащает язык и делает его не всегда простым для восприятия;

— стремление к эстетике;

cinéma vérité — стремление показывать жизнь, как она есть.

✅ Документальность в кинематографе Формана приобретает особенный оттенок: Форман прибавляет элемент гротеска. Он как бы подмешивает к «правде жизни» гротеск — это делает его стиль таким особенным.

🎬 Американский период Формана уже совсем другой: режиссер становится частью Нового Голливуда. Новый Голливуд свеж, молод и экспериментален, но многие его картины в первую очередь стремятся быть понятными зрителям. По-настоящему смелых картин в нем не так много. Например, есть «Беспечный ездок», но такое кино скорее носит характер манифеста.

📽 Когда Милош Форман начинает снимать кино в Голливуде, он не сразу отходит от чехословацкой манеры. Его первый американский фильм «Отрыв», снятый в 1971-м году, все еще очень эксцентричный.

🎞 После нескольких лет безденежья и безработицы Форман вырабатывает более сдержанную манеру: теперь это уже не сinéma vérité, а очень четко составленный и драматургически структурированный реализм.

🎥 В этом сдержанном стиле сняты «Пролетая над гнездом кукушки», «Народ против Ларри Флинта», «Амадей» — почти все фильмы Формана американского периода.

⭐️ Тем не менее, между этими двумя периодами есть свои переклички. Например, в фильмах «Бал пожарных» и «Пролетая над гнездом кукушки» есть элемент социальной притчи.

👀 Притчевое начало в «Бале пожарных» лучше считывается, хотя элемент социальной сатиры его затмевает. В «Гнезде» оно считывается хуже: там его затмевает реалистическая компонента. Однако и там, и там мы имеем дело с рассказом о мире, причем о мире несвободном, замкнутом. Рассказ раскрывается через образ маленького сообщества: пожарные в «Бале пожарных» и сумасшедшие в «Пролетая над гнездом кукушки». В итоге тема несвободы и там, и там основная.

Стиль Формана чехословацкого периода

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Стиль Формана американского периода

🎞 Основные темы Милоша Формана

1️⃣ Молодое поколение и война поколений. Например, отцы и дети, дочки и матери. Эта тема работает у Формана и в чехословацкий, и в американский период.

🎬 К этой теме относятся «Черный Петр», «Любовные похождения блондинки», «Отрыв» и «Волосы». Эти картины можно назвать рок-оперой, где главные герои — хиппи.

2️⃣ Тема художника и общества возникает больше в американский период.

🎬 Сюда относятся «Амадей», «Человек на Луне», «Призраки Гойи» и в некоторой степени «Народ противЛарри Флинта». В «Волосах» и «Отрыве» это уже не так ярко проявляется.

Мирослав Ондржичек

У каждого крупного режиссера есть любимый оператор. Давайте поговорим о Мирославе Ондржичеке — операторе Милоша Формана.

👤 Мирослав Ондржичек родился 4 ноября 1934 года в Праге и скончался 28 марта 2015 года там же. Он учился на оператора в киношколе при главной чехословацкой киностудии «Баррандов». Дебютировал Ондржичек в кино в 1956 году и начинал как оператор чешской новой волны.

📽 Во время работы над фильмом «Любовные похождения блондинки» и произошла судьбоносная встреча Ондржичека с Форманом. На съемочную площадку пришел английский режиссер Линдсей Андерсон, он в то время по какой-то причине оказался в Чехословакии и его привели на киностудию смотреть, как работает Форман. Ондржичек настолько привлек внимание Андерсона, что тот сказал: «Я нашел новую пару глаз».

🎬 Андерсон пригласил Ондржичека поработать в Англию, где они сделали несколько фильмов. В числе лучших совместных произведений фильм «Если...» (If...) 1968 года великий английский фильм с Малкольмом Макдауэллом в главной роли. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

🏙 В 1968-м, после вторжения советских войск в СССР, Ондржичек переехал на Запад сначала в Великобританию, где он работал с Андерсоном, а затем в США, где он продолжил сотрудничать с Милошем Форманом.

🎞 Вместе с Форманом они сделали фильмы «Конкурс», «Блондинка», «Бал пожарных», «Отрыв», «Волосы», «Рэгтайм», «Амадей» и «Вальмон».

1 — Мирослав Ондржичек с Милошем Форманом на съемках фильма «Отрыв»,
2 — Мирослав Ондржичек и Милош Форма
н.

О сотрудничестве Милоша Формана с Мирославом Ондржичеком

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;