angle-down facebook instagram vkontakte warning

Милош Форман

«Пролетая над гнездом кукушки»: история шедевра

Фильма могло и не быть: продюсеры сомневались, книгу конфисковывали, а актеров никак не могли подобрать. Изучим, как удалось снять кино и что сделало его легендарным.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Обсудим шедевр Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки».

🎞 В советском прокате фильм назывался «Полет над гнездом кукушки», а его оригинальное название One Flew Over the Cuckoo’s Nest («Кто-то пролетел над гнездом кукушки»). Фильм-драма — экранизация одноименного романа Кена Кизи.

🏆 Премьера фильма состоялась 19 ноября 1975 года на кинофестивале в Чикаго. Он пользовался большой популярностью у зрителей и стал вторым фильмом в истории мирового кинематографа, завоевавшим «Оскар» в 5 самых престижных номинациях — ранее это удавалось только картине «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры (1934). Такую же «большую пятерку» ему удалось взять в 5 номинациях на «Золотой глобус». Первый раз в истории кино фильм получил награды за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую мужскую и женскую роль.

⭐️ Картина относится к «Новому Голливуду» и без нее сложно представить американский и мировой кинематографы. Но, как часто бывает, дорога к этому фильму была сложной и долгой.

💰 Книга вышла в 1962 году и великий актер Кирк Дуглас сразу приобрел права на кино и театральную постановку романа. Это стоило ему за 47 000 долларов. Сценическую версию романа написал драматург Дэйл Вассерман, а уже в 1963 году Кирк Дуглас поставил роман в театре «Корт» на Бродвее. Постановку разнесли в пух и прах.

🕰 Через год Кирк Дуглас по заданию госдепартамента отправился в Чехословакию. Там он познакомился с молодым Милошем Форманом. Дуглас задумал позвать Формана в Америку для того, чтобы там снимать «Кукушку».

📩 Он даже выслал роман Форману по почте, но тот его так и не получил: на таможне книга была конфискована. К тому же продюсеры не сильно верили в успех фильма. В итоге Дуглас разочаровался в идее поставить картину: «Я им принес настоящую классику, а они даже не поняли этого».

❗️ В 1971 году Кирк Дуглас решает избавиться от прав на экранизацию. Его сын Майкл, молодой и перспективный продюсер, уговаривает отца отдать ему права. Кирк соглашается, и Майкл вместе с продюсером Саулом Зейнцем начинают продвигать этот проект.

💰 Фильм собрал свыше 100 млн долларов в прокате в США. Критики высоко оценили режиссуру и актерскую игру, признав «Пролетая над гнездом кукушки» одним из важнейших событий американского кинематографа 1970-х годов.

«Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Бюджет картины был ограничен, но продюсеры понимали, что фильму нужны хорошие актеры — без них эта сложная история не оживет. Давайте узнаем, как проходил кастинг.

👨‍🦱 Джек Николсон был первой кандидатурой на главную роль. В то время он уже становился очень востребованным исполнителем, поэтому рассматривались запасные варианты: Марлон Брандо, Джин Хэкмен, а также сам Кирк Дуглас. Сын продюсера, Майк Дуглас, вежливо и тактично объяснил отцу, что он уже слишком стар для этой роли.

⭐️ Николсон был хорошо известен в профессиональной среде и уже зарекомендовал себя в таких картинах, как «Беспечный ездок», «Пять легких пьес». Продюсеры решили, что он на многое способен и доверили ему исполнение роли Макмерфи.

👩🏻 На главную женскую роль рассматривались известные актрисы: Энн Бэнкрофт, Джеральдин Пейдж, Эллен Берстин. В итоге Форман пригласил никому не известную Луизу Флетчер. Роль медсестры Рэтчед стала единственной звездной ролью Луизы Флетчер, за нее она получила «Оскар». Форман хотел, чтобы в начале зрителю понравилась Луиза, а потом зритель понял, насколько она ужасна, что она воплощает зло этого мира. Флетчер действительно виртуозно справилась с этой ролью.

👥 Сложно было найти актеров на второй план: они должны были соответствовать уровню главных. Особенно большая проблема возникла с подбором актера на роль Вождя: хотя в фильме он играет на втором или даже третьем плане, Форман все равно считал персонажа очень важным. Создатели искали огромного, высокого индейца на эту роль. Практически случайно был найден актер Уилл Сэмпсон, коренной американец из племени Крики, ростом 203 см.

🎬 Другие второстепенные роли исполнили молодые актеры, дебютанты, которые потом станут звездами и корифеями: Бред Дуриф, Дэнни Де Вито, Кристофер Ллойд (он потом прославится по фильму «Назад в будущее») и Уилл Сэмпсон.

Как фильм встретила критика❓

👍 Картина была положительно воспринята большинством критиков и ее признали важным событием в мировом и американском кинематографе.

🗣 Винсент Кэнби из «Нью-Йорк Таймс» написал, что картина не дает ни на йоту усомниться в безупречном вкусе режиссера.

👌 Сергей Кудрявцев привел работу Формана в качестве редкого примера того, как фильм получил высочайшие оценки и со стороны массовой аудитории, и от самых требовательных специалистов. По его мнению, этот фильм трогает одновременно всех.

⭐️⭐️⭐ Роджер Эберт, обозреватель «Чикаго Сан» поставил картине три звезды из четырех по своей шкале. Он остался не совсем доволен некоторыми сценами. Поездку на рыбалку он нашел слишком надуманной и символичной, выдающей замысел режиссера не запирать всю интригу в четыре стены. Также, по его мнению, выпадает из общего настроения и ритма самоубийство Билли Биббита. Однако, резюмируя, он сказал: _«Фильм настолько хорош, что хочется ему простить, если что-то не так»_.

🗣 Один из критиков Гленн Хетт (Slant Magazine) привлекает внимание зрителя к мастерству оператора и изяществу визуального решения: «Проскальзывающая иногда легкая небрежность в построении кадра напоминает аналогичный подход Роберта Олтмена с его особой магией мизансцены. В результате сцены социальной терапии создают для зрителя высокий эффект присутствия».

☝️ Эта небрежность является следствием революций в кино: операторы перешли к ручной камере и к ритмически-импульсивному монтажу, когда не нужно выстраивать кадр слишком четко.

💥 Согласно списку AFI (Американский киноинститут), героиня Флетчер занимает пятое место среди самых известных злодеев мирового киноэкрана всех времен:

«Она ужасна, но не чудовище. Омерзительна, но не гротескна. Образцовый гражданин, убийственно хорошо исполняющий обязанности. Ослепшая в своем гневе и любви к власти, выжимающая из пациентов последние остатки человечности, с леденящей душу улыбкой на лице».

🏵 Помимо богатого урожая кинопремий, картина была также весьма успешна в финансовом плане: она собрала свыше $100 млн только в американском прокате и заняла третье место в годовом прокате. Во всемирном прокате, по некоторым оценкам, сборы составили около $300 млн.

📽 В Советском Союзе фильм вышел только в 1988 году в кинотеатрах с одноголосым закадровым переводом, который был сделан на киностудии «Ленфильм». Текст читал замечательный актер Сергей Шакуров.

📽 Попробуйте сравнить операторские решения Мирослава Ондржичека.

1️⃣ «Любовные похождения блондинки»

2️⃣ «Бал пожарных»

3️⃣ «Пролетая над гнездом кукушки»

👉 Внимательно посмотрите на цвет, формат и другие характерные черты картин: чем они отличаются?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;