Свобода воли: как решают проблему детерминизма
Новое время
Позже взгляды кардинально изменились и пришли к тому, что даже один человек может изменить ход истории. В этой части говорим о Новом времени.
Поговорим о том, какое представление сложилось о свободе воли в Новое время.
⛓ В Новое время (17—18 века) складывается так называемая механистическая картина мира. После тысячелетия Средних веков, когда господствовала религиозная картина мира, философы и обычные люди начинают по-другому относиться к миру и Богу.
🌍 Мир не храм, в котором надо молиться и благоговейно созерцать, не понимая всех тайн. Мир — это мастерская, где надо разобраться, как все устроено, активно работать, осваивать, покорять, использовать в своих целях. Отношение к миру становится более проективным и потребительским.
😇 Отношение к Богу — больше не рабское почтение. Бог перестает быть творцом мироздания, он больше не всесильное личностное существо — Бог становится абстрактной первопричиной, первотолчоком. Деизм, философско-религиозное течение Нового времени, рассматривает Бога в качестве первопричины природы и человека, но отрицает религиозный догматизм и большинство сверхъестественных и мистических явлений.
⚙️ В эту эпоху возникает образ мира как механизма, мира, в основе которого лежит математика и законы — с их помощью можно все просчитать. А если все можно просчитать, значит все предсказуемо.
🕰 Французский философ-просветитель Вольтер (1694—1778) сравнивает создание мира Богом с созданием мастером часов. Какой часовой мастер лучше: тот, который завел часы один раз и после этого может не вмешиваться в их работу, или мастер, который время от времени должен вмешиваться в их работу, ставить точное время и заводить их? Вольтер убежден, что первый мастер лучше, настоящий Бог не нуждается в том, чтобы постоянно лезть в мирские дела и творить чудеса, его величие состоит в том, чтобы создать идеальную машину, где все работает самостоятельно по установленным законам.
➡️ В Новое время в абсолютно религиозной картине мира Бог как личность больше не представлен. Оказывается, что весь мир можно описать через причины и следствия, воцаряется каузальный детерминизм.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В чем проявляется свобода? Мысленный эксперимент Бенедикта Спинозы с летящим камнем
Формула «свобода есть осознанная необходимость», которая вытекает из размышлений Спинозы, находит свое развитие в философии одного из создателей немецкого идеализма Георга Гегеля (1770—1831).
💁🏻♂️ Гегель пытается объяснить исторический процесс и рассуждает о роли личности в истории.
❓ Он задает очень важный вопрос: способна ли отдельная личность поменять ход истории или историей правят внешние процессы или объективные причины?
➡️ Гегель приходит к выводу, что есть такие люди, как, например Наполеон, которые действительно меняли ход истории, но на это способен тот человек, который чувствует дух времени, дух эпохи.
💡 Фактически неличная свобода Наполеона изменила ход истории, Наполеон смог историю изменить, потому что лучше других понимал, в чем на данный момент заключается историческая необходимость. Согласно Гегелю, свобода есть не что иное, как осознанная необходимость. Чем полнее человек осознал момент, историческую необходимость, тем лучше в одиночку он может изменить ход истории и тем больше у него свободы.
🙌🏼 Формула свободы как осознанной необходимости является универсальной, она применима к естественным, социальным, историческим процессам.
⚖️ В области права ее можно проиллюстрировать знаменитыми словами «Свобода одного человека заканчивается около кончика носа другого человека» — свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Осознавая границы своей свободы, человек обретает ее и лучше понимает.
В понимании свободы в правовом отношении помогает разделение свободы на позитивную и негативную.
💁🏻♂️ Различие на позитивную и негативную свободу впервые было описано у британского философа Джона Стюарта Милля (1806—1873) в эссе «О свободе». В 20 веке эту тему полнее раскрывает английский философ Исайя Берлин (1909—1997). Рассмотрим подробно эти виды свободы.
➕ Позитивная свобода — это «свобода для». Это некоторая способность что-то сделать, реальная возможность достичь какого-то желаемого результата. Чаще всего на этом пути приходится чем-то жертвовать, в чем-то ограничивать себя, чтобы достичь цели.
Когда мы говорим: «У человека не было шансов получить эту работу», это значит, что у него не было позитивной свободы, ему никто не запрещал, но и реальной возможности у него не было. Позитивная свобода вовсе не абсолютная свобода, она покупается ценой жестких правил, реалистичных ограничений, самоограничений. Поэтому доведенная до логического предела позитивная свобода означает полное самоограничение, полнейшую самодисциплину.
➖ Негативная свобода — это «свобода от». Это отсутствие ограничений и запретов, иногда ее называют произволом. Для многих людей важно именно отсутствие запрета. Например, женатый мужчина может считать, что ничто ему не запрещает снять обручальное кольцо и не говорить, что он не женат.
🎨 Творческая свобода. В своем анализе свободы Николай Бердяев соглашается с разделением свободы на позитивную и негативную, но предлагает третий вид. Бердяев утверждает, что т.н. творческая свобода объединяет в себе и позитивную, и негативную — это одновременно и «свобода для» и «свобода от». Бердяев убежден, что есть только одна возможность оказаться свободным по-настоящему — создать то, чего в мире раньше не было. Именно в этот момент человек абсолютно ничем не связан.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день