angle-down facebook instagram vkontakte warning

Свобода воли: как решают проблему детерминизма

Религиозная картина мира

Христиане считали, что Бог — источник предопределения, а человек не может познать свою судьбу. В этой части узнаем о религиозном подходе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Поговорим о том, как понятие свободы воли вписывается в религиозную картину мира, рассмотрим виды теологического детерминизма, позицию относительно свободы воли одного из Отцов церкви — Аврелия Августина и узнаем, как свобода воли соотносится с совершенствами Бога.

✝️ Теологический детерминизм утверждает, что источником предопределения является Бог. Рассмотрим виды теологического детерминизма, которые определяются тремя ипостасями Бога 👇

Бог Отец — создатель мира, предопределяет историю из прошлого. Бог Отец является первопричиной всего, причиной появления мира и причиной чудес, именно он определял следствие из всех этих причин.

😇 Бог Сын — властелин не прошлого, а будущего. Бог Сын одновременно Бог и человек, он соединяет в себе две природы. Кажется, что Иисус Христос должен оказывать на мир меньшее влияние, чем Бог Отец, сотворивший мир, но именно он символизирует ту финальную точку, к которой стремится весь мир. Когда наступит конец света, Бог Сын будет всех судить и каждому воздаст по заслугам.

🕊 Святой дух — обитатель настоящего, он существует только здесь и сейчас, преисполняя человека вдохновением и благодатью. Святой дух влияет на ход истории через настоящее, он сподвигает людей на подвиги и важные решения.

🔺 В христианской картине мира складывается сложная модель предопределения — все, что происходит в мире, предопределено тремя способами и связь этих способов очень запутанная. Если спросить, может ли человек познать, что именно предначертано и сделать выводы — ответ скорее отрицательный, «пути Господни неисповедимы».

➡️ Если в античной философии преобладает рационалистический взгляд и если есть судьба, то она познаваема, у христиан судьба есть, но она непознаваема.

Одним из первых религиозных философов, размышлявших о свободе воли, был христианский богослов и философ, один из Отцов церкви Аврелий Августин (354—430). О том, что Августин думал о свободе воли, мы узнаем из антипелагианских трактатов и трактата «О свободе воли».

🗯 Августин жил в эпоху раннего Средневековья, в 4-5 веках нашей эры, к тому времени христианство еще не проработало свою догматику, происходили многочисленные споры. Одним из таких споров был спор о свободе воли.

🙋🏻‍♂️ Основатель еретического учения Пелагий утверждал, что свободная воля существует: каждый человек сам выбирает, как жить, что делать и кем быть. Последователи пелагианства были убеждены, что человек изначально свободен, то есть в конечном счете человек сам решает, исправиться ему или нет. Если все зависит только от человека, а Бог ни на что не влияет, то в такой картине мира Бог не нужен для спасения души.

🕊 Августин убежден, что свободная воля существует, но она незначима по сравнению с божественным провидением. Он объясняет, в чем человек свободен, а в чем нет: главная свобода человека, согласно Августину, выбрать правильное отношение, то есть определиться с приоритетами. Но если даже человек выбрал правильное отношение к жизни и захотел исправиться, одних только попыток самого человека не хватит. Человек должен рассматривать это как шанс, ждать от Бога помощи и прощения.

🙌🏼 В истории спасения души человек и свободен, и несвободен: что-то предопределено, а что-то в руках Бога.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о том, как свобода воли соотносится с разными совершенствами Бога. Как можно соотнести свободу воли человека с тем, что Бог всезнающий?

Свобода человека концептуально противоречит всезнанию Бога 👇

❓ Если Бог знает все, то он знает, как человек себя поведет. Если Бог заранее знал, как человек себя поведет, получается, что человек не мог повести себя иначе. Если Бог, заранее знал, что сделает человек, получается, что у человека не было выбора.

🕰 Раннесредневековый философ Боэций (480—524/526)предложил свой вариант интерпретации свободы воли. Он утверждал, что человек существует внутри времени: настоящее, прошлое и будущее существуют только для человека, а для Бога время не течет, Бог существует в вечности. Согласно Боэцию, неправильно утверждать, что Бог знает что-то заранее, наперед, потому что у Бога нет будущего, он одновременно видит и прошлое, и настоящее, и будущее. Божественное всезнание не является предзнанием.

🤔 Другое решение проблемы соотношения свободы воли и всезнания Бога предложил испанский философ Франциско Суарес (1548—1617). Он придумал концепцию так называемого среднего знания, согласно которой Бог действительно что-то знает заранее, но знание Бога — это не знание конкретных обстоятельств, конкретных событий чьей-то будущей биографии. Это знание того, как человек поведет себя в той или иной ситуации, знание, которое ничего конкретного не предсказывает, но в то же время такое знание утверждает, что Бог знает гораздо больше про человека, чем человек сможет проявить в своей реальной биографии. Согласно Суаресу, всезнание Бога не инвазивно, то есть не вмешивается в будущее, а значит оставляет человеку пространство для свободы.

Следующее совершенство Бога — всемогущество. Понятие всемогущества предполагает, что Бог может все. И здесь мы сталкиваемся с некоторыми противоречиями.

⛰ Одно из которых ярко иллюстрирует так называемый парадокс камня.

Может ли Бог создать такой камень, который он сам потом не сможет поднять?

Традиционно считается, что в данном парадоксе мы видим, как свобода Бога ограничивает сама себя: Бог либо несвободен сотворить такой камень, либо он не сможет его поднять.

💡 Человеческую свободу можно рассмотреть, как аналог такого камня. Может ли Бог создать человека свободным? Если Бог всемогущ, то конечно может. С другой стороны, в той степени, в которой Бог дает человеку свободу, получается, что он отнимает свободу у себя. Давая человеку свободу, он дает возможность действовать в том числе вопреки тем законам, которые он, как Бог, вложил в ход вещей, то есть дает человеку возможность иногда действовать непредсказуемо, возникает противоречие.

Философы пытались по-разному разрешить это противоречие 👇

🧠 Например, средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225—1274) предложил ограничить понятие божественного всемогущества. Он утверждал, что всемогущество означает, что Бог может все, но все, что логически непротиворечиво. То, что Бог ограничен законами логики не сковывает его свободу, а только оформляет ее.

💫 У Николая Бердяева (1874—1948) было совсем другое представление о свободе человека. Бердяев вдохновляется немецким мистиком эпохи Возрождения Якобом Беме, который предложил понятие безосновного, абсолютной первичной бездны (ungrund). Бердяев утверждает, что человеческая свобода — это и есть та самая бездна, сила, над которой даже Бог не властен. Бердяева можно назвать религиозным экзистенциалистом. Он находит в человеке не сущность, а экзистенцию, существование и фактически человека приравнивает к свободе. Свобода для Бердяева — это не какое-то качество, которое приходит и уходит, это суть человеческого бытия, которая даже для Бога является вызовом. По Бердяеву, историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода, как полноправный фактор, который никак нельзя исключить, и даже Богу она неподвластна.

Как соотносятся свободная воля человека с божественной всеблагостью?

❓ Как согласовать существование Бога всеблагого, всемогущего, всезнающего и существование зла. Бог точно знает про зло и, если он всемогущий, он мог бы его изменить или искоренить, но он этого не делает, значит, он этого не хочет, а раз он этого не хочет, то он не всеблагой.

🤗 Одно из решений проблемы теодицеи (оправдания Бога) предлагает Аврелий Августин. Он утверждает, что Бог мог бы сделать мир хорошим по определению, запрограммировано детерминистически хорошим, таким, в котором даже зло, разрушение или повреждение оказывалось бы благом. Но в мире такого запрограммированного добра не осталось бы места для свободы.

➡️ Богу нужно, чтобы люди сами пришли к добру, и поэтому он оставляет человеку свободу.

Августин Блаженный, Филипп де Шампень, 17 век

Божественная истина через разум попадает в сердце и воспламеняет его.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;