angle-down facebook instagram vkontakte warning

Французская новая волна

Другие режиссеры «Кайе дю синема»

Новую волну основали критики журнала «Кайе дю Синема». В этой части поговорим о Клоде Шаброле, Эрике Ромере, Жаке Риветте, Жане Эсташу и узнаем особенности кино каждого из них.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

1. Клод Шаброль
2. Кадр из фильма «Красавчик Серж» (1958)
3. Кадр из фильма «Мясник» (1970)
4. Стефан Одран в фильме «Мясник»

Посвятим время другим режиссерам Новой волны, которые тоже пришли из журнала «Кайе дю Синема»: Клоду Шабролю, Эрику Ромеру, Жаку Риветту, Жану Эсташу.

🎬 Новая волна началась с Клода Шаброля — именно он в 1958 году снял фильм «Красавчик Серж» в новой эстетике. Этот фильм уже был похож на триллеры Хичкока. Такое направление и выбрал впоследствии Шаброль.

Кстати, в мейнстрим и жанровое кино ушел и Трюффо. «Нежная кожа», «Две англичанки», «Континент», «Соседка» — это уже мелодрама с простой фабулой, легкостью подачи, нежностью и импрессионистичностью.

Что характерно для фильмов Клода Шаброля:

🙌 Сдержанная манера съемки и интонация повествования.

👹 Мизантропический взгляд на вещи.

🌾 Действие фильмов разворачивается в провинции — получаются такие провинциальные триллеры французского склада.

🦅 Шаброль равняется на Хичкока — это его кумир, у которого он, будучи кинокритиком, несколько раз брал интервью.

😊 Снимает часто, часто повторяется, из-за чего соратники «Кайе дю Синема» относятся к нему с иронией и говорят, что одним Шабролем стало больше, когда выходит очередной фильм.

👍 Советуем посмотреть фильм «Мясник». Это наиболее признанный фильм Шаброля. В главной роли — выдающаяся французская актриса, его муза и жена Стефан Ордан.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Эрик Ромер
2. Кадр из фильма «Любовь Астреи и Селадона» (2007)
3. Кадр из фильма «Англичанка и герцог» (2001)
4. Кадр из фильма «Летняя сказка» (1969)
5. Кадр из фильма «Ночь у Мод» (1996)

Эрик Ромер был главным редактором «Кайе дю Синема» с 1958 по 1963 год. Кино он начал снимать еще в 1950-е годы, но подлинная популярность пришла к нему в конце 1960-х.

Что важно в подходе Ромера

😶 Максимальная сдержанность.

🗣 Диалоги. Режиссер берет несколько героев, помещает их в одну комнату, и они полчаса о чем-то говорят. Это разговоры на философскую тематику: они часто обсуждают вопросы этики, цитируют Паскаля, обращаются к религиозным текстам. Диалоги непохожи на бытовую речь, они стилизованы под литературу. Герои выражаются изящно, выстраивают долгие и красивые изощренные предложения.

📜 Ромер часто обращается к литературе 18 века. Мы смотрим фильм про современность, но в основе может лежать экранизация старого литературного произведения.

👍 Рекомендуем главный фильм Ромера — «Ночь у Мод». Об этом фильме герой Джина Хэкмена в фильме Артура Пенна «Ночные ходы» сказал так: «Смотреть такое кино все равно, что смотреть за тем, как сохнет краска».

Французский кинорежиссер Жак Риветт

Жак Риветт, как и Годар, тоже революционер. Он до последнего сохранял задор и был верен Новой волне.

Что важно знать о Жаке Риветте

💣 Придерживался левых взглядов и был радикален, во многом даже радикальнее Годара. Трюффо за это называл его террористом.

🎭 Его фильмам часто свойственна театральная условность.

🕘 Он снимает очень длинные фильмы:
«Out 1: Не прикасайся ко мне» 1971 год — 773 минуты.
«Селин и Жюли совсем заврались» 1974 год — 192 минуты.
«Очаровательная проказница» 1991 год — 240 минут.

Кадры из четырехчасового фильма «Очаровательная проказница» (1991)

1. Жан Эсташ
2. Кадр из фильма «Мамочка и шлюха» (1973)
3. Постер фильма «Грязная история» (1977)
4. Кадр из фильма «Дед Мороз с голубыми глазами» (1967)

Французский кинорежиссер Жак Эсташ

Жан Эсташ — последний режиссер, о котором мы поговорим в этой части. Он не примыкает ни к «Кайе дю Синема», ни к группе Левого берега. Однако у него были довольно близкие отношения с Трюффо, поэтому его часто относят к этой группе режиссеров.

👋 В фильме Трюффо «Семейный очаг» есть привет Эсташу: герой, уже взрослый Антуан Дуанель, идет к телефонной будке и просит позвать к телефону Жана Эсташа.

🙅‍♂️ Эсташ тоже радикальный режиссер.

👶🏻 Его истории автобиографичны.

👬 Он склонен к театральности и любит диалоги.

🎥 Много экспериментировал со смещением границы между игровым кино и документальным кино.

Вот что пишет о нем журнал «Сеанс» 👇

🗣 «Электрик из пригорода Бордо и самоучка, он вторгается в буржуазный парижский киномир, как летчик Жюрье в аристократическое общество — со своими историями про циничных негодяев, жалких типов и лживых бездельников».

👍 Советуем посмотреть его главные фильмы — «Мамочка и шлюха» и «Грязная история».

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
25 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;