angle-down facebook instagram vkontakte warning

Французская новая волна

Другие режиссеры «Кайе дю синема»

Новую волну основали критики журнала «Кайе дю Синема». В этой части поговорим о Клоде Шаброле, Эрике Ромере, Жаке Риветте, Жане Эсташу и узнаем особенности кино каждого из них.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

1. Клод Шаброль
2. Кадр из фильма «Красавчик Серж» (1958)
3. Кадр из фильма «Мясник» (1970)
4. Стефан Одран в фильме «Мясник»

Посвятим время другим режиссерам Новой волны, которые тоже пришли из журнала «Кайе дю Синема»: Клоду Шабролю, Эрику Ромеру, Жаку Риветту, Жану Эсташу.

🎬 Новая волна началась с Клода Шаброля — именно он в 1958 году снял фильм «Красавчик Серж» в новой эстетике. Этот фильм уже был похож на триллеры Хичкока. Такое направление и выбрал впоследствии Шаброль.

Кстати, в мейнстрим и жанровое кино ушел и Трюффо. «Нежная кожа», «Две англичанки», «Континент», «Соседка» — это уже мелодрама с простой фабулой, легкостью подачи, нежностью и импрессионистичностью.

Что характерно для фильмов Клода Шаброля:

🙌 Сдержанная манера съемки и интонация повествования.

👹 Мизантропический взгляд на вещи.

🌾 Действие фильмов разворачивается в провинции — получаются такие провинциальные триллеры французского склада.

🦅 Шаброль равняется на Хичкока — это его кумир, у которого он, будучи кинокритиком, несколько раз брал интервью.

😊 Снимает часто, часто повторяется, из-за чего соратники «Кайе дю Синема» относятся к нему с иронией и говорят, что одним Шабролем стало больше, когда выходит очередной фильм.

👍 Советуем посмотреть фильм «Мясник». Это наиболее признанный фильм Шаброля. В главной роли — выдающаяся французская актриса, его муза и жена Стефан Ордан.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Эрик Ромер
2. Кадр из фильма «Любовь Астреи и Селадона» (2007)
3. Кадр из фильма «Англичанка и герцог» (2001)
4. Кадр из фильма «Летняя сказка» (1969)
5. Кадр из фильма «Ночь у Мод» (1996)

Эрик Ромер был главным редактором «Кайе дю Синема» с 1958 по 1963 год. Кино он начал снимать еще в 1950-е годы, но подлинная популярность пришла к нему в конце 1960-х.

Что важно в подходе Ромера

😶 Максимальная сдержанность.

🗣 Диалоги. Режиссер берет несколько героев, помещает их в одну комнату, и они полчаса о чем-то говорят. Это разговоры на философскую тематику: они часто обсуждают вопросы этики, цитируют Паскаля, обращаются к религиозным текстам. Диалоги непохожи на бытовую речь, они стилизованы под литературу. Герои выражаются изящно, выстраивают долгие и красивые изощренные предложения.

📜 Ромер часто обращается к литературе 18 века. Мы смотрим фильм про современность, но в основе может лежать экранизация старого литературного произведения.

👍 Рекомендуем главный фильм Ромера — «Ночь у Мод». Об этом фильме герой Джина Хэкмена в фильме Артура Пенна «Ночные ходы» сказал так: «Смотреть такое кино все равно, что смотреть за тем, как сохнет краска».

Французский кинорежиссер Жак Риветт

Жак Риветт, как и Годар, тоже революционер. Он до последнего сохранял задор и был верен Новой волне.

Что важно знать о Жаке Риветте

💣 Придерживался левых взглядов и был радикален, во многом даже радикальнее Годара. Трюффо за это называл его террористом.

🎭 Его фильмам часто свойственна театральная условность.

🕘 Он снимает очень длинные фильмы:
«Out 1: Не прикасайся ко мне» 1971 год — 773 минуты.
«Селин и Жюли совсем заврались» 1974 год — 192 минуты.
«Очаровательная проказница» 1991 год — 240 минут.

О фильме «Очаровательная проказница»

Кадры из четырехчасового фильма «Очаровательная проказница» (1991)

1. Жан Эсташ
2. Кадр из фильма «Мамочка и шлюха» (1973)
3. Постер фильма «Грязная история» (1977)
4. Кадр из фильма «Дед Мороз с голубыми глазами» (1967)

Французский кинорежиссер Жак Эсташ

Жан Эсташ — последний режиссер, о котором мы поговорим в этой части. Он не примыкает ни к «Кайе дю Синема», ни к группе Левого берега. Однако у него были довольно близкие отношения с Трюффо, поэтому его часто относят к этой группе режиссеров.

👋 В фильме Трюффо «Семейный очаг» есть привет Эсташу: герой, уже взрослый Антуан Дуанель, идет к телефонной будке и просит позвать к телефону Жана Эсташа.

🙅‍♂️ Эсташ тоже радикальный режиссер.

👶🏻 Его истории автобиографичны.

👬 Он склонен к театральности и любит диалоги.

🎥 Много экспериментировал со смещением границы между игровым кино и документальным кино.

Вот что пишет о нем журнал «Сеанс» 👇

🗣 «Электрик из пригорода Бордо и самоучка, он вторгается в буржуазный парижский киномир, как летчик Жюрье в аристократическое общество — со своими историями про циничных негодяев, жалких типов и лживых бездельников».

👍 Советуем посмотреть его главные фильмы — «Мамочка и шлюха» и «Грязная история».

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;