angle-down facebook instagram vkontakte warning

Французская новая волна

Крис Маркер, Жан Руш: идеи «синема верите»

Некоторые режиссеры новой волны ставили себе задачу снять кино, не нарушая естественность жизни. Посмотрим, как они это сделали.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Знакомимся с режиссерами Крисом Маркером и Жаном Рушем. Чтобы лучше их понять, давайте немного поговорим про документальное кино и про советского документалиста Дзигу Вертова, эстетика которого колоссально повлияла на них👇

⚡️ Дзига Вертов — крупнейший документалист в истории кинематографа. Его фильмы — «Киноглаз» 1924 года, «Шестая часть мира» 1924 года, «Человек с киноаппаратам» 1929 года и «Энтузиазм: Симфония Донбасса» 1931 года стали культовыми.

Основные понятия его эстетики:

👁 «Киноглаз» или «кинооко». Вертов говорит, что камера совершеннее человеческого глаза, она может видеть и микромир, и мир с высоты птичьего полета.

🗣 «Я — киноглаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам. Я — киноглаз. Я у одного беру руки, самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и самые быстрые, у третьего голову, самую красивую и самую выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека».

🎥 Киноправда. Метод съемки, основанный на развернутых интервью и наблюдении. Расцвет этого направления в 1960-е годы стал возможен благодаря появлению легких и бесшумных камер и звукозаписывающей аппаратуры.

✋ Киноправда — это чаще всего ручная камера. И важный принцип невмешательства: ты просто наблюдаешь за героями.

Как термин разошелся по миру:

✍️ Вертов выпустил серию советских документальных фильмов под названием «Киноправда». Французский теоретик кино Эдгар Морен дословно перевел термин на французский как синемá веритé, а американцы назовут этот вид съемки «прямым кино». Также можно встретить термин «жизнь врасплох».

«Синемá веритé» повлияло на Новую волну: вспомните хотя бы фильм Аньес Варда «Клео от 5 до 7» есть длинные эпизоды, снятые в этой технике, когда героиня идет по городу, а камера фиксирует настоящую жизнь улицы и естественную реакцию людей.

Однако особенно сильно «синемá веритé» влияет на Жана Руша и Криса Маркера.

Французский кинорежиссер Жан Руш

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Жан Руш — один из главных представителей «синемá веритé». Он был не только кинематографистом, но и этнографом, и антропологом. Он считается создателем метода визуальной антропологии. Так называют фиксацию этнографического материала кинематографическими средствами.

Его основные методы — это наблюдение и интервью. Самые известные фильмы Жана Руша — «Хроника одного лета» и «Я — негр».

О фильмах «Я негр» и «Хроника одного лета»

Кадры из фильмов Жана Руша
1,
2. «Я — негр» (1958)
3,
4. «Хроника одного лета» (1961)

1. Французский кинорежиссер-документалист Крис Маркер
2. Стрельба в Государственном университете Кента, 1970
3. Кадр из фильма «Без солнца» (1983)

В рамках «синема верите» творит еще один режиссер — Крис Маркер. Он создатель отдельного жанра документалистики — фильма-эссе.

🧐 Эссе — это размышление автора. Не научное, без данных статистики, без интервью, а свободное взвешивание фактов и их вольное осмысление.

🚂 Маркер был поклонником Александра Медведкина — великого советского режиссера, который в 1931 году организовал Кинопоезд: это бригада работников кино, которая ездит на поезде по городам и весям, там же снимает фильмы и показывает. В 1960-е годы в некоторых странах Европы и Латинской Америки начали запускать кинопоезда по принципу Медведкина, так появился термин «Медведкино».

💣 В годы ВОВ Медведкин организовывал отряды кинооператоров, которые ставили камеры на пулеметы и считали своим долгом фиксировать реальность даже в такой момент.

Маркер во многом ориентируется на Медведкина, а в 1992 году выпускает про него фильм «Гробница Александра или последний большевик».

Главные фильмы Криса Маркера

Кадры из фильмов Криса Маркера
1,
2. «Взлетная полоса» (1962)
3. «Цвет воздуха — красный» (1977)
4. «Без солнца» (1982)

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;