angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Французская новая волна

Крис Маркер, Жан Руш: идеи «синема верите»

Некоторые режиссеры новой волны ставили себе задачу снять кино, не нарушая естественность жизни. Посмотрим, как они это сделали.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Знакомимся с режиссерами Крисом Маркером и Жаном Рушем. Чтобы лучше их понять, давайте немного поговорим про документальное кино и про советского документалиста Дзигу Вертова, эстетика которого колоссально повлияла на них👇

⚡️ Дзига Вертов — крупнейший документалист в истории кинематографа. Его фильмы — «Киноглаз» 1924 года, «Шестая часть мира» 1924 года, «Человек с киноаппаратам» 1929 года и «Энтузиазм: Симфония Донбасса» 1931 года стали культовыми.

Основные понятия его эстетики:

👁 «Киноглаз» или «кинооко». Вертов говорит, что камера совершеннее человеческого глаза, она может видеть и микромир, и мир с высоты птичьего полета.

🗣 «Я — киноглаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам. Я — киноглаз. Я у одного беру руки, самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и самые быстрые, у третьего голову, самую красивую и самую выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека».

🎥 Киноправда. Метод съемки, основанный на развернутых интервью и наблюдении. Расцвет этого направления в 1960-е годы стал возможен благодаря появлению легких и бесшумных камер и звукозаписывающей аппаратуры.

✋ Киноправда — это чаще всего ручная камера. И важный принцип невмешательства: ты просто наблюдаешь за героями.

Как термин разошелся по миру:

✍️ Вертов выпустил серию советских документальных фильмов под названием «Киноправда». Французский теоретик кино Эдгар Морен дословно перевел термин на французский как синемá веритé, а американцы назовут этот вид съемки «прямым кино». Также можно встретить термин «жизнь врасплох».

«Синемá веритé» повлияло на Новую волну: вспомните хотя бы фильм Аньес Варда «Клео от 5 до 7» есть длинные эпизоды, снятые в этой технике, когда героиня идет по городу, а камера фиксирует настоящую жизнь улицы и естественную реакцию людей.

Однако особенно сильно «синемá веритé» влияет на Жана Руша и Криса Маркера.

Французский кинорежиссер Жан Руш

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Жан Руш — один из главных представителей «синемá веритé». Он был не только кинематографистом, но и этнографом, и антропологом. Он считается создателем метода визуальной антропологии. Так называют фиксацию этнографического материала кинематографическими средствами.

Его основные методы — это наблюдение и интервью. Самые известные фильмы Жана Руша — «Хроника одного лета» и «Я — негр».

О фильмах «Я негр» и «Хроника одного лета»

Кадры из фильмов Жана Руша
1,
2. «Я — негр» (1958)
3,
4. «Хроника одного лета» (1961)

1. Французский кинорежиссер-документалист Крис Маркер
2. Стрельба в Государственном университете Кента, 1970
3. Кадр из фильма «Без солнца» (1983)

В рамках «синема верите» творит еще один режиссер — Крис Маркер. Он создатель отдельного жанра документалистики — фильма-эссе.

🧐 Эссе — это размышление автора. Не научное, без данных статистики, без интервью, а свободное взвешивание фактов и их вольное осмысление.

🚂 Маркер был поклонником Александра Медведкина — великого советского режиссера, который в 1931 году организовал Кинопоезд: это бригада работников кино, которая ездит на поезде по городам и весям, там же снимает фильмы и показывает. В 1960-е годы в некоторых странах Европы и Латинской Америки начали запускать кинопоезда по принципу Медведкина, так появился термин «Медведкино».

💣 В годы ВОВ Медведкин организовывал отряды кинооператоров, которые ставили камеры на пулеметы и считали своим долгом фиксировать реальность даже в такой момент.

Маркер во многом ориентируется на Медведкина, а в 1992 году выпускает про него фильм «Гробница Александра или последний большевик».

Главные фильмы Криса Маркера

Кадры из фильмов Криса Маркера
1,
2. «Взлетная полоса» (1962)
3. «Цвет воздуха — красный» (1977)
4. «Без солнца» (1982)

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;