Французская новая волна
Крис Маркер, Жан Руш: идеи «синема верите»
Некоторые режиссеры новой волны ставили себе задачу снять кино, не нарушая естественность жизни. Посмотрим, как они это сделали.
Знакомимся с режиссерами Крисом Маркером и Жаном Рушем. Чтобы лучше их понять, давайте немного поговорим про документальное кино и про советского документалиста Дзигу Вертова, эстетика которого колоссально повлияла на них👇
⚡️ Дзига Вертов — крупнейший документалист в истории кинематографа. Его фильмы — «Киноглаз» 1924 года, «Шестая часть мира» 1924 года, «Человек с киноаппаратам» 1929 года и «Энтузиазм: Симфония Донбасса» 1931 года стали культовыми.
Основные понятия его эстетики:
👁 «Киноглаз» или «кинооко». Вертов говорит, что камера совершеннее человеческого глаза, она может видеть и микромир, и мир с высоты птичьего полета.
🗣 «Я — киноглаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам. Я — киноглаз. Я у одного беру руки, самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и самые быстрые, у третьего голову, самую красивую и самую выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека».
🎥 Киноправда. Метод съемки, основанный на развернутых интервью и наблюдении. Расцвет этого направления в 1960-е годы стал возможен благодаря появлению легких и бесшумных камер и звукозаписывающей аппаратуры.
✋ Киноправда — это чаще всего ручная камера. И важный принцип невмешательства: ты просто наблюдаешь за героями.
Как термин разошелся по миру:
✍️ Вертов выпустил серию советских документальных фильмов под названием «Киноправда». Французский теоретик кино Эдгар Морен дословно перевел термин на французский как синемá веритé, а американцы назовут этот вид съемки «прямым кино». Также можно встретить термин «жизнь врасплох».
«Синемá веритé» повлияло на Новую волну: вспомните хотя бы фильм Аньес Варда «Клео от 5 до 7» есть длинные эпизоды, снятые в этой технике, когда героиня идет по городу, а камера фиксирует настоящую жизнь улицы и естественную реакцию людей.
Однако особенно сильно «синемá веритé» влияет на Жана Руша и Криса Маркера.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Жан Руш — один из главных представителей «синемá веритé». Он был не только кинематографистом, но и этнографом, и антропологом. Он считается создателем метода визуальной антропологии. Так называют фиксацию этнографического материала кинематографическими средствами.
Его основные методы — это наблюдение и интервью. Самые известные фильмы Жана Руша — «Хроника одного лета» и «Я — негр».
О фильмах «Я негр» и «Хроника одного лета»
Кадры из фильмов Жана Руша
1, 2. «Я — негр» (1958)
3, 4. «Хроника одного лета» (1961)
2. Стрельба в Государственном университете Кента, 1970
3. Кадр из фильма «Без солнца» (1983)
В рамках «синема верите» творит еще один режиссер — Крис Маркер. Он создатель отдельного жанра документалистики — фильма-эссе.
🧐 Эссе — это размышление автора. Не научное, без данных статистики, без интервью, а свободное взвешивание фактов и их вольное осмысление.
🚂 Маркер был поклонником Александра Медведкина — великого советского режиссера, который в 1931 году организовал Кинопоезд: это бригада работников кино, которая ездит на поезде по городам и весям, там же снимает фильмы и показывает. В 1960-е годы в некоторых странах Европы и Латинской Америки начали запускать кинопоезда по принципу Медведкина, так появился термин «Медведкино».
💣 В годы ВОВ Медведкин организовывал отряды кинооператоров, которые ставили камеры на пулеметы и считали своим долгом фиксировать реальность даже в такой момент.
Маркер во многом ориентируется на Медведкина, а в 1992 году выпускает про него фильм «Гробница Александра или последний большевик».
Главные фильмы Криса Маркера
Кадры из фильмов Криса Маркера
1, 2. «Взлетная полоса» (1962)
3. «Цвет воздуха — красный» (1977)
4. «Без солнца» (1982)
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день