angle-down facebook instagram vkontakte warning

Французская новая волна

Что такое новая волна

Французская новая волна добавила в фильмы естественности, а сюжеты сделала более непредсказуемыми. Изучим ключевые особенности и имена главной кинореволюции.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадр из фильма «Четыреста ударов» (1959), Франсуа Трюффо.

Почему Новую волну важно знать?

🔥 Новая волна — одна из последних грандиозных революций в кино. Это эксперимент, который расширил язык кино и сломал каноны, сложившиеся к середине 20 века.

🎬 Современный кинематограф не просто вдохновлен Новой волной, а сформирован ею. Режиссеры Новой волны открыли определенные ракурсы, монтажные переходы, движения камеры. Современные режиссеры, не всегда осознанно, но заимствуют у Новой волны. Мы мыслим кино так, как придумали режиссеры этого периода.

🎥 Режиссеры еще и активно цитируют фильмы Новой волны — Вуди Аллен, Ксавье Долан, Франсуа Озон. Их невозможно до конца понять, не изучив это направление.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Личное отношение к фильмам Новой волны

1. Париж, 1950
2. Рок-фестиваль Вудсток (Woodstock Music & Art Fair), 1969

Термин «новая волна» изначально носит социальный характер.

👨‍🎤 В 1958 году его ввела критик Франсуаза Жиру по отношению к интеллектуальной молодежи Франции второй половины 50-х годов, увлеченной левыми идеями. У нее философский подход к жизни, она критикует буржуазию.

📈 Это послевоенное время, но уже наблюдается экономический рост, который позволил перейти от проблем пропитания к проблемам внутреннего свойства.

📺 Постепенно термин перекочевал в кино.

Что влияет на Новую волну?

Структурализм
Это философское течение набирает популярность в 50-60 годы. Структурализм пытается понять, из чего сделана культура. Благодаря ему возрастает интерес к языку. Для искусства становится важна не сама история, не психология героев, не конфликт, а то, как эта история рассказана.

Многие фильмы Новой волны говорят о самом языке. Когда мы смотрим фильм Годара, нам не столько интересно посмотреть, что случится с персонажами, сколько интересно то, как это устроено, как снято.

🌱 Неореализм
Итальянский неореализм — это кино, снятое на улицах, с документальным взглядом на вещи, со свежей трактовкой действительности. Режиссеры снимают недорогое кино, часто приглашают непрофессиональных актеров. Такое «живое» кино режиссеры Новой волны противопоставляли «папиному кино».

👨‍🦰 «Папино кино» — хорошо сделанное, вылизанное, в котором актеры предсказуемо играют. Это кино, которое ориентируется на литературную или театральную традицию, кинематографического в этом кино мало.

👤 Большие режиссеры
В противовес «папиному кино» режиссеры Новой волны ставят имена других своих кумиров — Орсона Уэллса, Жана Ренуара, Жана Кoкто, Жана Пьера Мельвиля. Это режиссеры разных эпох и эстетик, каждый по-своему развивал язык кино.

🌴 Голливуд
Новая волна ориентируется на смелый кинематограф Хичкока, Джона Форда, Говарда Хоукса, Николаса Рейяса, Сэмюэла Фуллера.

😎 Движение битников и «молодые и рассерженные»
Когда мы говорим о поколении Новой волны, нельзя не вспомнить битников в Америке, которые называли себя «разбитым поколением», отрицали традиционные ценности и буржуазную культуру. Большее влияние они оказали на литературу — вспомним Керуака, Гинзберга, Берроуза. Но косвенное коснулись и кино.

В Англии была своя контр-культура, больше связанная с театром. Молодые драматурги назвали себя «молодыми и рассерженными», их основной темой был протест героя против общества.

Социальная основа Новой волны

Французский кинокритик Андре Базен

«Кайе дю синема» — французский журнал о кино, основанный в 1951 году Андре Базеном, выдающимся теоретиком кинематографа, которого называют крестным отцом Новой волны.

Оттуда вышли большие режиссеры, которые изначально были критиками, но устали писать о плохом кино и решили показать, как надо снимать. Это Годар, Трюффо, Шаброль, Риветт и Ромер.

Вот что ценил Базен 👇

✔️ План-эпизод — сцена, снятая одним долгим планом без выключения камеры.

✔️ Глубинная мизансцена, в которой режиссер осваивает все пространство кадра; работает и первый, и второй, и третий план. В «папином кино» работал только первый план. Базен говорит, что глубинная мизансцена создает эффект реальности на экране. Она не диктует зрителю, на что именно смотреть, а позволяет ему рассматривать кадр более свободно.

✔️ Интерпретация. Базен говорит, что зритель — главный интерпретатор произведения искусства.

Французский журнал о кино — «Кайе́ дю синема́» (Les Cahiers du cinéma)

Давайте выделим еще два важных термина, которые появились благодаря «Кайе дю синема» 👇

🔷 Авторское кино. В 1954 году в «Кайе дю синема» Трюффо публикует статью, в которой впервые говорит об авторском кино. Согласно теории авторского кино, один человек считается и автором произведения, и сценаристом, и режиссером, и оператором, и монтажером. В противовес голливудской системе, где производство кино — фабрика, конвейер.

🔷Камера-перо (или камера-стило). В 1948 году, до Трюффо, Александр Астрюк опубликовали статью «Рождение нового авангарда: камера-перо». Это тоже важнейшая часть эстетики и философии Новой волны. Камера уподобляется перу: режиссер держит ее в своих руках, как писатель — авторучку, и с ее помощью он пишет производную своей личности.

🎥 Обязательно к просмотру

🏃🏻 «400 ударов»
😎 «На последнем дыхании»
👩🏼 «Клео от 5 до 7»

И впечатляющий список дополнительного:

Жан-Люк Годар
▪️ «Банда аутсайдеров»
▪️ «Презрение»
▪️ «Альфавиль»
▪️ «Спасай кто может (свою жизнь)»
▪️ «Хвала тебе, Мария!»
▪️ «Имя Кармен»

Франсуа Трюффо:
▪️ «Жюль и Джим»
▪️ «Украденные поцелуи»
▪️ «Американская ночь»
▪️ «Последнее метро»

Эрик Ромер:
▪️ «Ночь у Мод»
▪️ «Колено Клер»
▪️ «Маркиза фон О»
▪️ «Полина на пляже»
▪️ «Зеленый луч»

Жак Риветт:
▪️ «Селин и Жюли совсем заврались»
▪️ «Очаровательная проказница»

Клод Шаброль:
▪️ «Красавчик Серж»
▪️ «Мясник»

Ален Рене:
▪️ «Хиросима, любовь моя»
▪️ «В прошлом году в Мариенбаде»
▪️ «Провидение»

Аньес Варда:
▪️ «Счастье»
▪️ «Без крыши, вне закона»

Жак Деми:
▪️ «Шербурские зонтики»
▪️ «Девушки из Рошфора»
▪️ «Ослиная шкура»

Жан Эсташ:
▪️ «Мамочка и шлюха»
▪️ «Грязная история»

Кадр из фильма «Безумный Пьеро» (1965), Жан-Люк Годар

Режиссеров Новой волны условно можно поделить на две группы👇

📙 Режиссеры из круга журнала «Кайе дю синема»: Годар,Трюффо, Шаброль, Риветт и Ромер. Это самые известные представители Новой волны, позже о каждом из них мы поговорим отдельно.

🏞 Группа Левого берега: Ален Рене, Аньес Варда, Жак Деми, Крис Маркер и другие. Это режиссеры, которые к моменту начала работы в рамках Новой волны уже имели режиссерский опыт, чаще всего в документалистике.

Эту группу выделяет связь с литературой, пластическими искусствами и живописью. Некоторые из критиков говорят, что они были более богемными и экспериментировали смелее.

✅ Было еще несколько режиссеров, которые не относились ни к «Кайе дю синема», ни к группе Левого берега, но тоже снимали в духе течения: Александр Астрюк, Жан Эсташ, Филипп Гаррель и другие.

Клод Шаброль и Жан-Люк Годар в офисе журнала «Кайе дю Синема», 1959 год

▪️ Андре Базен, основатель журнала «Кайе дю синема», выделял утонченных голливудских художников — Билли Уайлдера и Орсона Уэллса.

▪️ Жан-Люк Годар предпочитал более народных мастеров, например, Ховарда Хоукса, который не любил авторское заумное кино и снимал вестерны.

Чтобы посмотреть, кто повлиял на Годара, обратим внимание на режиссеров, которым он давал роли в своих фильмах. Это своеобразный мостик между ними, признание влияния.

Режиссер Жан-Пьер Мельвиль играл писателя в фильме «На последнем дыхании». Он был, как и Годар, синефилом и поклонником Голливуда.

🎬 Его фильмом «Молчание моря» восхищался французский режиссер Жан Ренуар, тоже повлиявший на Новую волну.

🎬 Фильм «Трудные дети» обожал Трюффо, он его постоянно пересматривал.

🎬 Его фильм «Боб-прожигатель» сильно повлиял на Новую волну 👇

🔸 В этом фильме он подражает Голливуду, одновременно иронизируя над голливудскими клише. То же самое потом будет делать Годар в фильме «На последнем дыхании». Мельвиль снимает на натуре: это тоже будет вдохновлять режиссеров Новой волны.

✂️ Кстати, есть версия, что Годар не знал, как монтировать кино, и обратился за советом к Мельвилю. Тот посоветовал просто смонтировать лучшие куски вместе, что и породило фирменный рваный монтаж.

Мельвиль говорил:

🗣 «Ничто не имеет значения, кроме кино».

🤝 Под этим и Годар, и Трюффо могли бы подписаться.

Американский кинорежиссёр Сэмюэл Фуллер

Сэмюэл Фуллер сыграл у Годара небольшую роль в фильме «Безумный Пьеро». Он тоже представитель Голливуда, мастер жанровых картин.

✅ Выбирает неудобные темы.

✅ Ценит импровизацию.

✅ Снимает малобюджетно и быстро. Например его фильм «Шоковый коридор» снят всего за 10 дней.

🌊 Все это мы увидим и в фильмах Новой волны.

Немецкий кинорежиссер Фриц Ланг

Фриц Ланг снимался у Годара в «Презрении» в роли самого себя. Он тоже один из тех, чье влияние на Новую волну важно отметить.

😱 Ланг — мастер голливудского триллера. Он снял ряд шедевров в эстетике немецкого экспрессионизма: «Метрополис», «Завещание доктора Мабузе», «Женщина на Луне».

✍️🏻 Немецкий экспрессионизм — кинематограф, порожденный трагедией Первой мировой войны.

Что ему характерно 👇

〽️ Нестандартные, очень острые пластические решения: костюмы и декорации изломанные, вывернутые наизнанку.

🌓 Сильные контрасты света и тени.

🔪 Болезненные сюжеты и характеры. Его персонажи — психиатры, сумасшедшие, маньяки и их жертвы, полицейские, бандиты. Люди из мира криминала и безумия.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;