angle-down facebook instagram vkontakte warning

Французская новая волна

Жак-Люк Годар

Годар снял фильм, который стал символом новой волны — «На последнем дыхании». Изучим его особенности.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Франко-швейцарский кинорежиссер Жак-Люк Годар

🎬 Поговорим о Жан-Люке Годаре — символе Новой волны, одном из самых важных ее представителей.

🍞 Годар учился в Сорбонне на антрополога, но увлекся кино. Он говорит, что в 50-е годы кино для него было важно, как хлеб.

🤴 Сначала он работал критиком в журнале «Кайе дю синема», а потом начал снимать собственное кино. Годар стал самым передовым, авангардным и экспериментальным режиссером, а его первый фильм «На последнем дыхании» — манифестом Новой волны.

Вот что он говорит о приходе в кино Новой волны👇

🗣 «Мы ворвались туда, как пещерные люди — в Версаль Людовика XV».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте посмотрим на фишки Годара, по которым его фильмы можно безошибочно вычислить:

🎹 Ритмически-импульсивный монтаж. Резкие, скачкообразные переходы от одного кадра к другому, от одной сцены к другой. Складывается ощущение, что кинематографическая ткань разбивается на осколки.

Представьте, что у вас разбился кувшин. Вы видите части, уже не связанные друг с другом, но все еще являющиеся элементам чего-то одного — вот так с материалом работает Годар.

🙌 Ручная камера. Снова, как у Трюффо, мы видим «камеру-перо», даже более живую, экспрессивную, парящую, скользящую, совершающую самые невообразимые кульбиты.

Трюффо работал с оператором Анри Декаэ, а соратник Годара, Рауль Кутар, считается одним из величайших операторов в истории.

🎭 Импровизационность. Актеры не следуют жесткому сценарию: часть диалогов Годар написал прямо перед съемкой, часть актеры сочиняли на ходу.

👁 Синема верите. Термин позаимствован у советского режиссера 1920-х годов Дзиги Вертова и означает «правду жизни» или «жизнь врасплох».

Годар снимает на улице, не в павильоне. Мы видим реальных прохожих, которые с любопытством заглядывают в камеру. Это тоже разрушает четвертую стену: кинематограф делает реальность частью своего иллюзорного мира.

✂️ Коллажность. Годар вставляет в кино не только отснятые кадры, но и вырезки из газет, надписи, пародию на рекламу, сцены, не имеющие прямого отношения к развитию сюжета. Например, долго показывает чашку кофе, в которой растворяется сахар. Это разрушает привычную последовательную структуру повествования.

Кадр из фильма «На последнем дыхании» (1960), Жан-Люк Годар

«На последнем дыхании» — это фильм-иллюзия. Почему?

🔖 Сценарий для фильма «На последнем дыхании» придуман Трюффо и Годаром и основан на реальных событиях. В газетах того времени появилась заметка о молодом человеке, который убил жандарма, а потом его выдала девушка. Но в качестве реальной истории Годару она неинтересна. Он рассказывает ее условно, как бы говорит, что все это неправда.

😉 Главный герой периодически смотрит в камеру и говорит со зрителем.

🤫 Годар берет клише из голливудского жанрового кино 1950-х, например, любимый жест Мишеля — провести пальцем по губам. Так же делал знаменитый американский актер Хамфри Богарт, это отсылка к нему.

👩‍❤️‍💋‍👨 Герои будто бы осознают, что снимаются в кино. Годар напоминает, что это иллюзия, в некотором смысле даже шутка.

На что стоит обратить внимание в фильме «На последнем дыхании»

Жан-Поль Бельмондо

Жан-Поль Бельмондо и Жан-Люк Годар

⭐️В фильме блистает Жан-Поль Бельмондо.

😎 К моменту выхода фильма «На последнем дыхании» Бельмондо уже играл в кино даже у крупных мастеров, но теперь он стал звездой. Во всем мире началась «бельмандомания».

🧨 Не только во Франции, но и в США, и в Советском союзе любили Бельмондо и подражали ему. Его воспринимали как хулигана и бунтаря без причины: он просто так убивает, просто так влюбляется, просто так бросает, курит и выпивает. Или он так бунтует против буржуазного общества и ненавидит его всем нутром?

🎬 Бельмондо еще будет работать с Годаром над фильмами «Женщина есть женщина» и «Безумный Пьеро». Снимется он и у Трюффо в фильме «Сирена с „Миссиссиппи“». Будет играть у других режиссеров Новой волны, а в 1970-е годы окончательно уйдет в мейнстрим.

Вот как Жан-Поль Бельмондо рассказывал о первом съемочном дне в Марселе 17 августа 1959 года 👇

🗣 «Снималась сцена в телефонной будке. Я вошел в нее и ждал указаний от Годара. Увидев мой вопросительный взгляд, он сказал мне: „Делай что хочешь“, а потом: „Давай отложим съемку до завтра. Ничего не соображаю, пошли-ка отсюда“.

Продюсер Борегар злился, а меня это расслабило. Ведь большого опыта у меня не было. Я не знал, как себя вести, не понимал намерений Годара. Тот, похоже, сам пока не знал, чего хочет. Решение возникало у него спонтанно, интуитивно. Фильм снимался без синхронной записи звука. Для актера это замечательно!

Я и безобразничал перед камерой, совершенно уверенный, что подобная дилетантская картина никогда не выйдет на экран. Ни разу потом я не ощущал такого чувства свободы, как на съемках у Годара. Казалось, перед нами любитель, который развлекается».«/i>

Кадр из фильма «На последнем дыхании» (1960), Жан-Люк Годар

Что говорит о фильме кинокритик Антон Долин 👇

🗣 «Годар не только показал публике новых героев, которые протестовали против лицемерных установок предыдущего поколения и были готовы идти на преступление, чтобы порвать с коллективным прошлым. Он произвел на свет новый тип искусства, по сути, став родоначальником интеллектуального, ироничного, радикального постмодернизма в кино».

Квентин Тарантино

Продюсерская компания Квентина Тарантино «A Band Apart» названа в честь фильма Годара «Банда аутсайдеров» (второй перевод — «Посторонние»). Тарантино большой поклонник Годара, Новая волна колоссально повлияла на него. Впрочем, у этих двух режиссеров особые отношения 😅

Вот что сказал Годар 👇🏼

🗣«Тарантино назвал продюсерскую компанию в честь моего фильма, лучше бы он просто дал мне денег».

А как вам такое? 👇🏼

🗣«Тарантино нисколько не интересует меня, презренный наглец, как сказали бы в 18 веке».

Тарантино тоже за словом в карман не лезет:

🗣 «Начиная с „Последнего дыхания“ и до „Уикенда“ все его фильмы — огромное достижение в истории кинематографа. Годар игривый — это Годар в своем лучшем виде, а Годар, начиная с „Мужское и женское“, слишком серьезен и жутко бесит меня».

Как Бертолуччи в фильме «Мечтатели» цитирует сцену из фильма Жан-Люка Годара «Банда аутсайдеров»

📖 Фильм «Банда аутсайдеров» поставлен по англоязычному роману «Золото дураков». Годар и Трюффо иногда делали экранизации, при этом они могли обращаться к низкопробной литературе категории Б. Из этих романов они делали интеллектуальные или около-интеллектуальные фильмы. В этом суть игры: взять что-то очень посредственное и сделать из этого шедевр.

Кадр из фильма «Банда аутсайдеров» (1964), Жан-Люк Годар

Разбор сцены из фильма «Банда аутсайдеров»

💣 Узнаем о творчестве Годара после переломного 1968 года.

Чтобы понять, что происходило во Франции в мае 1968 года и как это отразилось на кино, советуем прочитать статью с ответами на главные вопросы.

После майских событий Годар заканчивает свою индивидуальную карьеру в кино. Он настолько радикализируется, что перестает снимать фильмы под именем Жан-Люк Годар.

👯‍♀️ Он основывает группу «Дзига Вертов», названную в честь культового советского режиссера. Группа снимает политическое кино коллективно, чтобы индивидуальный стиль не проскочил подобно тому, как сегодня коллективно пишут романы в Северной Корее.

Вот что говорил о группе Годар👇

🗣 «Мы самовыражаемся значительно лучше и больше, но по-иному, диалектически. Однако верно то, что сегодня во Франции трудно самовыражаться. Палестинец или угнетенный негр в США умеют лучше самовыражаться, чем я. Я самовыражаюсь плохо, но при этом не утратил воли к самовыражению, к изменению моего метода самовыражения с тем, чтобы оно становилось все более и более совершенным».

⚡️ Фильмы группы для истории кино оказались менее интересны, чем само явление. Оно в значительной степени повлияло на Догму 95 — направление в кинематографе, которое возникло благодаря Ларсу фон Триеру. Догма 95 базировалась на ряде правил, одно из которых «Имя режиссера не должно фигурировать в титрах». Это тоже отказ от индивидуальности.

🌊 После карьеры в группе «Дзига Вертов», Годар возвращается в 1980 году под своим именем. Начинается новая волна его индивидуального кинематографа. Он с новой силой начинает делать прекрасные интеллектуальные фильмы — «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен», «Хвала тебе, Мария».

🎬 В 1995 году Годар снимает историю французского кино от Жан-Люка Годара. Это чисто авангардный подход к истории кино. В фильме нет истории как таковой, но есть мысли Годара о кино.

О фильме «Хвала тебе, Мария»

Собрали важные цитаты Годара из интервью разных лет👇

🗣 «Так называемой документальности ни в живописи, ни в литературе не существовало. В живописи, правда, говорят, что Брейгель создавал документальные произведения, когда изображал простых людей, а вот Веласкес — мастер вымысла, поскольку пишет королей, принцесс... В музыке подобного различия нет, никто не скажет: «Рок — документалистика, а Бах — творец художественной музыки». В кино — не знаю, почему — считается, что ясно, где «документальное», а где «художественное»... Согласен, какое-то различие между ними есть, но не все так просто».

🗣 «Я все больше убеждаюсь, что кино — это не сами вещи, а то, что между ними — между кем-нибудь одним и кем-нибудь другим, между тобой и мной, а после на экране то, что между запечатленными явлениями».

🗣 «Вряд ли Спилберг в состоянии думать о зрителях. Как можно — о двенадцати миллионах? Его продюсер может думать о двенадцати миллионах долларов, но о стольких зрителях... исключено! Спилберг претендует на образованность, он кончил университет. Вот такое кино учат делать в университетах. Если б выпал случай, я бы сказал ему: «Чтоб так снимать, особой смелости не надо». Да он и сам не так чтобы смельчак, и, встреть он НЛО, не знал бы, что сказать. Вот я бы в карман за словом не полез, так как и сам я — НЛО».

🗣 «Почему кадр четырехугольный, прямоугольный, а не круглый? И почему, чтобы запечатлеться в виде четырехугольника, изображение должно пройти сквозь круглый объектив?».

1. Джин Сиберг
2. Анна Карина и Жан-Люк Годар
3. Анна Карина
4. Изабель Юппер

Давайте посмотрим на главных актрис Годара 👇

⭐️ Джин Сиберг снималась не много, но после фильма «На последнем дыхании» стала настоящей звездой.

⭐️ Анна Карина — жена и муза Годара. Она снималась во многих его фильмах — «Жить своей жизнью», «Женщина есть женщина», «Посторонние», «Альфавиль» и других. Она тоже икона Новой волны, уникальный тип, лицо, которое совмещает в себе святость и сексуальность.

⭐️ Изабель Юппер — звезда поздних фильмов Годара: «Спасай, кто может (свою жизнь)» и «Страсть».

Музы Годара
1. Анна Вяземски
2,3 Анна Вяземски и Жан-Люк Годар
4. Натали Бай
5. Брижит Бардо в фильме Роже Вадима «И бог создал женщину»
6. Бриджит Бордо в фильме Годара «Презрение»

👩🏼 Актриса Анна Вяземски по материнской линии приходится внучкой нобелевскому лауреату по литературе Франсуа Мориаку, по отцовской — принадлежит к русскому княжескому роду Вяземских. С фильма «Китаянка» начались ее профессиональные и личные отношения с Годаром, они были женаты до 1979 года.

💋 Натали Бай — в первую очередь муза Трюффо, но у Годара она сыграла заметные роли в картинах «Детектив» и «Спасай, кто может (свою жизнь)».

💃🏻 Брижит Бардо в фильме «Презрение» создала один из самых великолепных женских образов. Годар специально взял ее на эту роль. После фильма «И бог создал женщину», Бриджит Бордо стала международным секс-символом. Годар хотел показать ее не как драматическую актрису, а как тело — разобрать образ секс-символа и проанализировать его.

Оператор фильма «Банда аутсайдеров» Рауль Кутар — один из крупнейших операторов в мире. Вместе с Годаром он снял более десятка фильмов. На короткое время они разошлись, но в 80-е снова начали снимать вместе.

Как узнать руку Кутара 👇

Долгие планы — непрерывные кадры, которые длятся дольше других кадров в фильме.

Ручная камера, которая не стоит на штативе, а находится в руках оператора. Это позволяет ему быть более подвижным, а камере — живой.

Съемка с плеча, а не со штатива или постановки на рельсы. Это более маневренно и дешево: Кутар вообще славится своей изобретательностью в условиях маленького бюджета.

Естественное освещение, съемка без использования световых приборов.

Имитация журналистского репортажа: резкие повороты камеры, перевод фокуса.

Игра света и тени — резкие контрасты между темными и светлыми участками кадра.

🗣 «Горилла-легионер Кутар и хлюпик-интеллектуал с анархистскими замашками Годар могли встретиться лишь в страшном сне, но и там бы не составили величайший творческий дуэт в истории кино. Реальность переплюнула сон» 👇🏼

Советуем вам статью, посвященную гениальному оператору.,

Кадр из фильма «Презрение» (1963), Жан-Люк Годар

Давайте разберем еще один важный для понимания фильмов Годара термин — деконструкция. Годар пересоченяет язык кинематографа: на наших глазах складывается новая грамматика кино.

Что это значит?

▪️ Возьмем сцену из фильма «Презрение». Герои оказываются в кинотеатре, там стоит шум. Но в тот момент, когда один герой обращается к другому, шум затихает. Годар играет с соответствием звукового ряда визуальному. Он по своей воле может включить, а может отключить звук.

▪️ Ритмический импульсивный монтаж. Мы привыкли, что монтаж должен быть гладким. Годар выпячивает свой монтаж, тем самым говоря: неважно, что именно делают и говорят герои; важно, как я это склеил и оформил.

Влияние Годара и Новой волны на Бернардо Бертолуччи

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;