Французская новая волна
Аньес Варда, Ален Рене и Жак Деми: режиссеры левого берега
У режиссеров группы Левого берега уже был опыт работы в документальном кино, но они смело экспериментировали с игровыми формами. Узнаем, что из этого вышло.
А теперь познакомимся с режиссерами группы Левого берега — Аленом Рене, Аньес Варда и Жаком Деми. Они представители богемы, у них ярче проявлены левые взгляды, они берут много из литературы и пластических искусств.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяАньес Варда считается предтечей Новой волны 🌊
🌟 Первый свой фильм «Пуэнт-Курт» она сняла в 1955 году: там уже были смешаны игровые и документальные кадры, искусственная манера актерской игры и новаторский монтаж, поэтому считается, что Варда стояла у истоков.
🎥 Она тоже много экспериментирует в кино и равное значение придает игровому и документальному.
Чтобы лучше понять фильм «Клео от 5 до 7» давайте разберемся с понятием экзистенциализма.
✍ Это направление философии иррационального свойства. Она говорит о том, что жизнь надо не понять, а ощутить. Экзистенциализм противопоставляет себя рационалистическим концепциям.
🎢 Вы чувствуете экзистенцию, когда спускаетесь с горы на санках: вы просто едете с горы, вам просто хорошо, и вы в этот момент ощущаете жизнь.
😱 Камю в «Мифе о Сизифе» говорит, что жизнь бессмысленна, как Сизифов труд: мы катим камень на гору, он скатывается, мы катим его снова. Но экзистенция чувствуется в те минуты, когда мы оказываемся на грани гибели.
❤️ У Камю в «Постороннем» главный герой приговорен к смертной казни. В камере смертника он ощущает экзистенцию. Ее же ощущает тот, кто лишает жизни человека, спуская на него всю обойму пистолета. В этот момент он чувствует себя живым, он пробивается сквозь рутину жизни.
⚡️ Экзистенциализм оказал большое влияние на фильм «Клео: от 5 до 7». В 1950-60 годы это направление философии было очень модным в богемной среде. Крупнейшие представители экзистенциализма во Франции —философ и литератор Альбер Камю и Жан-Поль Сартр.
🧨 В фильме «Клео от 5 до 7» молодая и красивая девушка прошла обследование у онколога и ждет результатов. У нее самые плохие мысли, она думает, что умрет. Мы наблюдаем за ее ожиданием и видим ее экзистенцию. Она по-новому ощущает свое бытие, переосмысливает жизнь, свое творчество, на все смотрит новыми глазами.
🕳 В конце фильма она находит новую любовь. Но этот человек уезжает воевать в Алжир — может быть, он оттуда уже не вернется. Таким образом, он тоже находится в состоянии экзистенции.
Ален Рене приходит в кинематограф, как документалист.
🎞 Он снимает документальный фильм «Ночь и туман» о концлагере «Освенцим». В нем он один из первых совмещает черно-белое изображение с цветным, показывая и современный Освенцим и хроникальные кадры.
😰 Трюффо говорил, что этот фильм — подлинная трагедия. Он не подвластен критике, о нем не хочется говорить, его нельзя обсуждать. Это просто огромный кусок истории и жизни.
🏆 В 1959 году выходит фильм «Хиросима, любовь моя» — один из главных шедевров Алена Рене, где рассказывается о любви французской актрисы и японца. Оба они пережили травматический опыт. Японец — Хиросиму, француженка — оккупацию нацистами Франции. Рене как бы сравнивает французскую историю войны и японский опыт.
🤓 Ален Рене — это интеллектуальный кинематограф. Он использует очень сложные конструкции, прибегает к языку символов и скрытых метафор.
✅ Он базируется на эстетике нового романа, который разрушает правила традиционного, так называемого бальзаковского романа
📖 Отказ от традиционных повествовательных структур и сюжета. Роман может быть без начала и без конца или с альтернативными концовками и вариантами развития событий.
💁♂️ Не нужен герой с психологизмом, целостным внутренним миром. Его образ можно расщепить, сделать из одного героя нескольких.
✂️ Нарушение синтаксиса, пунктуации автор радикально экспериментирует со структурой.
👥 Главные представители Нового романа — Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас. Ален Рене сотрудничает с Аленом Роб-Грийе и они вместе делают фильм «Прошлым летом в Мариенбаде».
Кадры из фильмов Алена Рене
1. «Ночь и туман» (1956)
2. «Хиросима, любовь моя» (1959)
3. «В прошлом году в Мариенбаде» (1961)
Еще один яркий режиссер группы левого берега — Жак Деми.
🎥 Он снимает фильмы, которые близки к Франсуа Трюффо — легкие, импрессионистические. В 1961 году он выпускает фильм «Лола» с Анук Эме. Это драма, но в ней виден легкий почерк режиссера, фильм выписан пастельно и акварельно.
🌂 В 1964 году Деми выпускает знаменитый мюзикл «Шербургские зонтики» с Катрин Денёв. Этот фильм запустил ее звездную карьеру.
👯 В 1967 году выходят «Девушки из Рошфора» с Катрин Денёв и ее сестрой Франсуазой Дорлеак. В этом фильме главное — танец. Деми пытается соревноваться с голливудскими танцевальными фильмами.
✨ В 1970 году он ставит сказку «Ослиная шкура» по Шарлю Перро, снова с его главной музой Катрин Денёв. Этот фильм можно считать как чистой детской сказкой, так и авангардистским высказыванием.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день