Французская новая волна
Луи Маль, Роже Вадим и Клод Лелуш: рядом с новой волной
Этих режиссеров не всегда причисляют к новой волне, но некоторые фильмы были такими же смелыми и прорывными. Убедимся на примерах и подведем итоги урока.
Есть еще три режиссера, которые находятся около Новой волны. Иногда их к ней причисляют, иногда — нет. Речь идет о Луи Мале, Вадиме Роже и Клоде Лелуше.
🌊 Луи Маль учился кино у Жак-Ива Кусто. В 22 года он принял участие в двухлетней экспедиции Кусто на корабле «Калипсо». Вместе они сделали фильм «В мире безмолвия», который получил Оскар и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
🎬 Потом он был ассистентом у знаменитого французского режиссера Робера Брессона.
🙈 Как режиссер Маль делает зрительское кино, но по натуре он экспериментатор и провокатор. Чего только стоят темы, на которые он снимал 👇
💋 Фильм «Любовники» 1958 года — это стилизации, изящно перетекающие одна в другую. Начинается все в стиле дамских романов, потом превращается в провинциальную драму, а заканчивается все абсурдистски. Сцена секса в этом фильме обернулась легендарным скандалом. Директора одного из кинотеатров США арестовали и судили после демонстрации этого фильма за показ порнографии. Но судья определил, что этот фильм порнографией не является, и его можно показывать в кинотеатрах. Этот прецедент важен, так как это был удар по американской цензуре и морали.
❌ Фильм «Шум в сердце» 1971 года тоже нацелен на скандал и посвящен теме инцеста.
🗽 Фильм «Лакомб Люсьен» 1973 года — это самый знаменитый фильм Маля, в котором он очень откровенно исследует тему коллаборационизма. Главный герой хочет быть партизаном, но его не берут, и он идет сотрудничать с гестаповцами. За этот фильм его подвергли остракизму, он был вынужден уехать из Франции в Голливуд.
👶🏻 Фильм «Прелестное дитя» 1977 года про детскую проституцию. И снова Маль показывает эту тему деликатно.
Кадры из фильмов Луи Маля
1. «Любовники» (1958)
2. «Шум в сердце» (1971)
3. «Лакомб Люсьен» (1973)
4. «Прелестное дитя» (1977)
5. «Зази в метро» (1960)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О фильме Луи Маля «Зази в метро»
Вадим Роже в 1940-е годы был актером, а потом учился у Марка Аллегре, представителя кинематографа традиционного качества, того самого папиного кино.
💃🏻 В 1952 году Вадим женился на никому не известной красотке Брижит Бардо и в 1956 году снял фильм «И бог создал женщину», где Бордо сыграла одну из самых сексуальных ролей в истории кинематографа. Через год они развелись, но остались в хороших отношениях.
🙈 В 1970-е годы он работал в Голливуде, но делал фильмы категории «Б», то есть низкопробные. Но одному из них удалось стать культовым. Речь о фильме «Хорошенькие девушки встаньте в ряд». Фильм о маньяке-мачо, который спит со старшеклассницами и некоторых убивает, полюбил Тарантино и использовал его как источник вдохновения, когда снимал фильм «Доказательство смерти».
Кадры из фильма Роже Вадима «И Бог создал женщину» (1956)
О фильме «И Бог создал женщину»
⭐️ Режиссер Клод Лелуш выпустил в 1966 году фильм «Мужчина и женщина». Этот фильм произвел фурор и возродил Новую волну, которая к этому времени уже забронзовела. Фильм нашел отклик у зрителя, и в то же время был свежим и смелым.
👩❤️👨 Это история любви гонщика и помощницы режиссера, которые потеряли супругов и теперь им сложно принять новое счастье. За этот фильм Лелуш получил два Оскара и главный приз Каннского фестиваля.
🤨 Но с 1970-х годов все меняется: критики из журнала «Кайе дю синема» характеризует Лелуша как «позор профессии», потому что каждый раз он переснимает «Мужчину и женщину» в разных форматах.
Кадры из фильма «Мужчина и женщина» (1966), Клод Лелуш
Влияние Новой волны на кинематограф
Что дополнительно почитать, чтобы лучше понять Новую волну 📚
🔸 Антуан де Бек, Серж Тубиана. Франсуа Трюффо. 2020
🔸 Трюффо о Трюффо.1987
🔸 И.М. Беленький. Франсуа Трюффо. Мастера зарубежного искусства. 2012
🔸 Андре Базен. Что такое кино? 1972
🔸 Жан-Пьер Жанкола. Кино Франции. Пятая республика. 1958-1978. 1984
🔸 Хичкок/Трюффо. 1996
Подведем итоги и еще раз проговорим главное 👇
🔻 Новая волна — революция в кино, которая расширила его язык и сломала каноны, сложившиеся к середине 20 века.
На нее повлиял структурализм, неореализм, фильмы Орсона Уэллса, Жана Ренуара, Жана Кокто, Жана Пьер Мельвиля, а также кинематограф Хичкока, Джона Форда, Говарда Хоукса, Николаса Рейяса, Сэмюэла Фуллера. Движение битников, культура «молодых и рассерженных», синема-верите.
🔻 Новая волна противостояла «папиному кино» — пустым, предсказуемо сделанным фильмам, которые не пытаются развивать язык кино.
🔻 Режиссеров Новой волны условно можно поделить на две группы: режиссеров из круга журнала «Кайе дю синема» (Годар, Трюффо, Шаброль, Риветт и Ромеро) и группу Левого берега (Ален Рене, Аньес Варда, Жак Деми, Крис Маркер и другие).
▪️ На становление Годара повлияли следующие режиссеры: Жан-Пьер Мельвиль, Сэмюэл Фуллер и основатель немецкого экспрессионизма Фриц Ланг.
▪️ На Трюффо оказали воздействие и Альфред Хичкок, и представитель поэтического реализма Жан Ренуар.
▪️ Трюффо и Годар начинают как соратники, но постепенно расходятся: Трюффо все больше приближается к зрительскому кино — понятному и окупаемому, а Годар все больше радикализируется, делает смелые и экспериментальные картины.
🔻 «Кайе дю синема» — французский журнал о кино, основанный в 1951 году Андре Базеном, выдающимся теоретиком кинематографа, которого называют крестным отцом Новой волны. Базен ценит важные для Новой волны приемы: план-эпизод, глубинную мизансцену и зрительскую интерпретацию.
Журнал вводит в обиход важные для новой волны понятия: «авторское кино» и «камера-перо» (или камера-стило) — это ручная, подвижная камера, которой пользуются режиссеры Новой волны.
🔻 Новая волна отразилась на монтаже фильмов, сделав его отрывистым, коллажным, смелым.
🔻 Главные композиторы Новой волны — Мишель Легран и Жорж Делерю.
🔻 Два важных представителя Новой волны работают в эстетике синема верите — Крис Маркер и Жан Руш.
Есть еще три режиссера, которые находятся около Новой волны. Иногда их к ней причисляют, иногда нет — Луи Маль, Роже Вадим и Клод Лелуш.
🔻 Новая волна повлияла на будущее французского кино и определила вектор развития многих кинематографистов: Бертрана Блие, Франсуа Озона, Ксавье Долана (в его фильме «Я убил свою маму» даже висит постер фильма «400 ударов»). Волна оказала влияние на Пьера Паоло Пазолини, Киру Муратову, Квентина Тарантино, Вуди Аллена, Стивена Спилберга, Мартина Скорсезе, раннего Лукаса.
Без Новой волны не случилась бы чехословацкая новая волна и новое немецкое кино. Новый Голливуд не состоялся бы без открытия подвижной камеры и ритмически-импульсивного монтажа.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день