Французская новая волна
Франсуа Трюффо
Трюффо — один из основоположников направления. Узнаем, почему он первый из режиссеров новой волны получил Оскар и что автобиографичного в его культовом фильме «400 ударов».
«400 ударов» Франсуа Трюффо — один из первых фильмов Новой волны.
🏆 Он вышел на экраны в 1959 году. Его показали на Каннском фестивале, и он сразу получил признание и приз за лучшую режиссуру. В начале фильма есть посвящение Андре Базену, тому самому основателю журнала «Кайе дю синема».
Что отметим про этот фильм?
😡 «400 ударов» — это устойчивое выражение, которое можно сравнить с русским «33 несчастья». У Трюффо были и другие варианты названия, например, «маленькие рассерженные» — это мостик к английским молодым рассерженным.
🎥 Фильм снимался всего 46 дней в технике «камера-перо», то есть камера вела себя очень свободно, могла залететь на крышу вслед за героем, делала разные движения, не свойственные камере тех лет.
👀 Последний кадр фильма, когда герой смотрит в камеру, стал культовым. Обращение напрямую к зрителю — тоже находка Новой волны, которая разрушила четвертую стену. Герой смотрит на нас, и дистанция исчезает.
👶🏻 Фильм автобиографичен, он отсылает к событиям детства самого Трюффо. Поговорим об этом подробнее.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Что из биографии Трюффо есть в фильме «400 ударов»?
🔍 Франсуа Трюффо был внебрачным ребенком, он так и не узнал личности отца до конца своих дней. Хотя даже нанял детектива, который нашел предположительного родителя, но его семья все отрицала.
👩👦 Мать Трюффо отдала ребенка кормилице: до 10 лет он рос у бабушки, а после ее смерти мать забрала Франсуа к себе. Ее новый муж усыновил мальчика и дал ему свою фамилию — Трюффо. В квартире родителей не было комнаты для ребенка, поэтому он спал в коридоре.
🔫 Трюффо был ребенком-катастрофой: вел себя очень плохо и в семье, и в школе, а еще постоянно врал.
🎬 В 8 лет он впервые увидел кино, влюбился в это искусство и прогуливал школу, чтобы проводить время в кинотеатре. Все могло кончиться плохо, если бы не влияние бабушки, которая привила ему любовь к литературе и музыке. И не встреча с Базеном, который привел его в мир кино.
Вот, что говорил о Трюффо Ингмар Бергман👇
🗣 «Я невероятно сильно любил Трюффо, восхищался им, то, как он обращается к аудитории, рассказывает историю, завораживает и увлекает. Это непохоже на меня, но замечательно работает».
Финал фильма «Четыреста ударов»
Франсуа Трюффо о своем фильме «400 ударов»👇
🗣 «Это фильм, который будет отмечен как: Откровенность. Быстрота. Искусство. Новизна. Кинематограф. Оригинальность. Дерзкость. Серьезность. Трагизм. Обновление. Король Убю. Фантастичность. Свирепость. Дружелюбие. Универсальность. Нежность».
1. Жан-Пьер Лео напротив двух своих снимков разных лет
2. Жан-Пьер Лео в фильме «400 ударов»
3. Жан-Пьер Лео у афиши фильма «400 ударов»
4. Жан-Пьер Лео в фильме Трюффо «Украденные поцелуи»
5. Жан-Пьер Лео в фильме Трюффо «Ускользающая любовь»
6.Жан-Пьер Лео в фильме Трюффо «Семейный очаг»
7. Жан-Пьер Лео в фильме Альберта Серра «Смерть Людовика 14»
Кадры со съемок фильма «Жюль и Джим»
«Жюль и Джим» — третий фильм Трюффо, рассказывающий историю двух друзей, в жизнь которых однажды входит Катрин.
💕 «Катрин ведет себя так, будто в ее груди бьются два сердца, и одним она пламенно любит Жюля, а вторым — с не меньшей страстью Джима».
Давайте посмотрим, без кого фильм не случился бы 👇
📖 Писатель Анри-Пьер Роше. Трюффо признавался, что он бы не состоялся без литературы. Если бы не занимался экранизациями, то каждый раз снимал «400 ударов» — то есть фильм о самом себе.
Фильм «Жюль и Джим» снят по роману неизвестного писателя Анри-Пьер Роше. Трюффо нашел его книгу в букинистическом магазине, разыскал автора и получил у него разрешение на экранизацию.
🎼 Композитор Жорж Делерю. Именно его музыка звучит в фильме. Недавно «Тайм» опубликовал список лучших саундтреков. Его музыка вошла в десятку, а журнал «Le Figaro» назвал Делерю «Моцартом кинотеатров».
🎥 Оператор Рауль Кутар. В этом фильме его камера была подвижной, живой: он закреплял ее на вертолете и велосипеде, снимал с рук, что сделало изображение динамичным.
Мы уже говорили про влияние на Трюффо Альфреда Хичкока. Второй человек, сильно повлиявший на фильмы Трюффо, — французский режиссер Жан Ренуар.
🎬 Про него Трюффо говорил, что это режиссер, не сделавший ни одной ошибки. В честь его фильма «Золотая карета» он даже назвал свою продюсерскую компанию «Les Films du Carrosse», что переводится как «Фильмы кареты». Жан Ренуар — представитель французского поэтического реализма.
Давайте вместе разберемся с этим понятием 😎
Французский поэтический реализм — это направление французского кино 30-х годов. Что ему характерно? 👇
☁️ Социальная тематика + поэзия. Режиссеры выступают с социальной критикой среднего и высшего классов. Воспроизведена угрюмая, но романтизированная атмосфера жизни маргиналов. Также мы часто видим слишком поэтический подход к насущным проблемам — социальный утопизм — все живут хорошо, нет войны, классов и социальных проблем.
🚶🏻♂️Герой — аутсайдер, романтический маргинал, одиночка. Например, в фильме Марселя Карне «Набережная туманов» один из главных актеров поэтического реализма Жан Габен играет дезертира.
🤷🏻♀️ Романтическая обреченность, фатализм, роль судьбы.
💫 Эстетизация — все сделано подчеркнуто красиво.
😔 Настроение ностальгии, безысходности.
Поэтический реализм повлиял на становление не только Новой волны, но и неореализма.
Фильм Жана Ренуара «Правила игры» стал источником вдохновения для фильма Трюффо «Американская ночь». Также фильм отсылает нас к «Восемь с половиной» Феллини. Это вариант прочтения Трюффо темы «кино и кино».
Вот что сказал Спилберг об этом фильме 👇
🗣 «Самый близкий мне фильм, из всех снятых Трюффо — „Американская ночь“. Этот фильм лучше всех дает понять, кем он был. А был он воплощением кинематографа».
Музы Трюффо
1, 2, 3. Жанна Моро
4, 5. Клод Жад
6, 7. Картин Денев
А теперь посмотрим на муз Трюффо👇
💃🏻 Жанна Моро — одна из величайших французских актрис. Своей лучшей ролью она считала роль Катрин в фильме «Жюль и Джим». Моро всю жизнь играла только в шедеврах: «Невеста была в черном» Райнера Вернера Фасбиндера, «Лица» Бертрана Блие, «Вальсирующие» Луи Маля. Ее обожал Орсон Уэллс. Она — воплощение интеллектуального женского образа, муза интеллектуального кинематографа.
💃🏻 Клод Жад Трюффо назвал маленькой невестой французского кино. У них были отношения, но и после разрыва они смогли сохранить дружбу. Она играет невесту Антуана Дуанеля в «Украденных поцелуях», а потом появляется в фильме «Семейный очаг». Благодаря Трюффо она получила роль у Хичкока в фильме «Топаз».
💃🏻 Катрин Денев снялась в двух фильмах Трюффо — «Сирена с „Миссисипи”» и «Последнее метро». Это одни из лучших работ Денев. Вот что говорил о ней Трюффо👇
🗣«Катрин столь красива, что фильмам с ее участием совсем не обязательно иметь сюжет. Зритель будет счастлив тому, что просто видит ее лицо на экране».
Трюффо работает в разных жанрах и даже снимает костюмное кино: «Жюль и Джим», «Две англичанки и континент», «История Адели Г», «Последнее метро», «Зеленая комната».
🎩 Костюмные фильмы — это фильмы, в которых зритель с помощью множества точных деталей, декораций и костюмов погружается в прошедшую эпоху. Но даже здесь Трюффо выходит за рамки и делает все по-своему.
Вот что вспоминает режиссер Николас Роуг, который работал с Трюффо👇
🗣 «У него было чудесное отношение к прошлому. Он говорил мне, что ненавидит костюмные фильмы, в которых зрителю рассказывают, что такие-то вещи носили с 1490-го по 1498-й, а такие-то — с 1498-го по 1502-й. Он говорил, что ему нравится собрать кучу одежды разного времени, сложить ее в корзину и просто дать актерам примерить что-нибудь. "В конце концов, пиджаку, который я ношу, 15 лет. Я не всегда слежу за модой"».
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день