angle-down facebook instagram vkontakte warning

Французская новая волна

Франсуа Трюффо

Трюффо — один из основоположников направления. Узнаем, почему он первый из режиссеров новой волны получил Оскар и что автобиографичного в его культовом фильме «400 ударов».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

«400 ударов» Франсуа Трюффо — один из первых фильмов Новой волны.

🏆 Он вышел на экраны в 1959 году. Его показали на Каннском фестивале, и он сразу получил признание и приз за лучшую режиссуру. В начале фильма есть посвящение Андре Базену, тому самому основателю журнала «Кайе дю синема».

Что отметим про этот фильм?

😡 «400 ударов» — это устойчивое выражение, которое можно сравнить с русским «33 несчастья». У Трюффо были и другие варианты названия, например, «маленькие рассерженные» — это мостик к английским молодым рассерженным.

🎥 Фильм снимался всего 46 дней в технике «камера-перо», то есть камера вела себя очень свободно, могла залететь на крышу вслед за героем, делала разные движения, не свойственные камере тех лет.

👀 Последний кадр фильма, когда герой смотрит в камеру, стал культовым. Обращение напрямую к зрителю — тоже находка Новой волны, которая разрушила четвертую стену. Герой смотрит на нас, и дистанция исчезает.

👶🏻 Фильм автобиографичен, он отсылает к событиям детства самого Трюффо. Поговорим об этом подробнее.

Французский кинорежиссер Франсуа Трюффо
Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что из биографии Трюффо есть в фильме «400 ударов»?

🔍 Франсуа Трюффо был внебрачным ребенком, он так и не узнал личности отца до конца своих дней. Хотя даже нанял детектива, который нашел предположительного родителя, но его семья все отрицала.

👩‍👦 Мать Трюффо отдала ребенка кормилице: до 10 лет он рос у бабушки, а после ее смерти мать забрала Франсуа к себе. Ее новый муж усыновил мальчика и дал ему свою фамилию — Трюффо. В квартире родителей не было комнаты для ребенка, поэтому он спал в коридоре.

🔫 Трюффо был ребенком-катастрофой: вел себя очень плохо и в семье, и в школе, а еще постоянно врал.

🎬 В 8 лет он впервые увидел кино, влюбился в это искусство и прогуливал школу, чтобы проводить время в кинотеатре. Все могло кончиться плохо, если бы не влияние бабушки, которая привила ему любовь к литературе и музыке. И не встреча с Базеном, который привел его в мир кино.

Вот, что говорил о Трюффо Ингмар Бергман👇

🗣 «Я невероятно сильно любил Трюффо, восхищался им, то, как он обращается к аудитории, рассказывает историю, завораживает и увлекает. Это непохоже на меня, но замечательно работает».

Франсуа Трюффо о своем фильме «400 ударов»👇

🗣 «Это фильм, который будет отмечен как: Откровенность. Быстрота. Искусство. Новизна. Кинематограф. Оригинальность. Дерзкость. Серьезность. Трагизм. Обновление. Король Убю. Фантастичность. Свирепость. Дружелюбие. Универсальность. Нежность».

1. Жан-Пьер Лео напротив двух своих снимков разных лет
2. Жан-Пьер Лео в фильме «400 ударов»
3. Жан-Пьер Лео у афиши фильма «400 ударов»
4. Жан-Пьер Лео в фильме Трюффо «Украденные поцелуи»
5. Жан-Пьер Лео в фильме Трюффо «Ускользающая любовь»
6.Жан-Пьер Лео в фильме Трюффо «Семейный очаг»
7. Жан-Пьер Лео в фильме Альберта Серра «Смерть Людовика 14»

Кадры со съемок фильма «Жюль и Джим»

«Жюль и Джим» — третий фильм Трюффо, рассказывающий историю двух друзей, в жизнь которых однажды входит Катрин.

💕 «Катрин ведет себя так, будто в ее груди бьются два сердца, и одним она пламенно любит Жюля, а вторым — с не меньшей страстью Джима».

Давайте посмотрим, без кого фильм не случился бы 👇

📖 Писатель Анри-Пьер Роше. Трюффо признавался, что он бы не состоялся без литературы. Если бы не занимался экранизациями, то каждый раз снимал «400 ударов» — то есть фильм о самом себе.

Фильм «Жюль и Джим» снят по роману неизвестного писателя Анри-Пьер Роше. Трюффо нашел его книгу в букинистическом магазине, разыскал автора и получил у него разрешение на экранизацию.

🎼 Композитор Жорж Делерю. Именно его музыка звучит в фильме. Недавно «Тайм» опубликовал список лучших саундтреков. Его музыка вошла в десятку, а журнал «Le Figaro» назвал Делерю «Моцартом кинотеатров».

🎥 Оператор Рауль Кутар. В этом фильме его камера была подвижной, живой: он закреплял ее на вертолете и велосипеде, снимал с рук, что сделало изображение динамичным.

Французский кинорежиссер Жан Ренуар

Мы уже говорили про влияние на Трюффо Альфреда Хичкока. Второй человек, сильно повлиявший на фильмы Трюффо, — французский режиссер Жан Ренуар.

🎬 Про него Трюффо говорил, что это режиссер, не сделавший ни одной ошибки. В честь его фильма «Золотая карета» он даже назвал свою продюсерскую компанию «Les Films du Carrosse», что переводится как «Фильмы кареты». Жан Ренуар — представитель французского поэтического реализма.

Давайте вместе разберемся с этим понятием 😎

Кадр из фильма «Болотная вода» (1941), Жан Ренуар

Французский поэтический реализм — это направление французского кино 30-х годов. Что ему характерно? 👇

☁️ Социальная тематика + поэзия. Режиссеры выступают с социальной критикой среднего и высшего классов. Воспроизведена угрюмая, но романтизированная атмосфера жизни маргиналов. Также мы часто видим слишком поэтический подход к насущным проблемам — социальный утопизм — все живут хорошо, нет войны, классов и социальных проблем.

🚶🏻‍♂️Герой — аутсайдер, романтический маргинал, одиночка. Например, в фильме Марселя Карне «Набережная туманов» один из главных актеров поэтического реализма Жан Габен играет дезертира.

🤷🏻‍♀️ Романтическая обреченность, фатализм, роль судьбы.

💫 Эстетизация — все сделано подчеркнуто красиво.

😔 Настроение ностальгии, безысходности.

Поэтический реализм повлиял на становление не только Новой волны, но и неореализма.

Кадр из фильма «Американская ночь» (1973), Франсуа Трюффо

Фильм Жана Ренуара «Правила игры» стал источником вдохновения для фильма Трюффо «Американская ночь». Также фильм отсылает нас к «Восемь с половиной» Феллини. Это вариант прочтения Трюффо темы «кино и кино».

Вот что сказал Спилберг об этом фильме 👇

🗣 «Самый близкий мне фильм, из всех снятых Трюффо — „Американская ночь“. Этот фильм лучше всех дает понять, кем он был. А был он воплощением кинематографа».

Музы Трюффо
1, 2, 3
. Жанна Моро
4, 5
. Клод Жад
6,
7. Картин Денев

А теперь посмотрим на муз Трюффо👇

💃🏻 Жанна Моро — одна из величайших французских актрис. Своей лучшей ролью она считала роль Катрин в фильме «Жюль и Джим». Моро всю жизнь играла только в шедеврах: «Невеста была в черном» Райнера Вернера Фасбиндера, «Лица» Бертрана Блие, «Вальсирующие» Луи Маля. Ее обожал Орсон Уэллс. Она — воплощение интеллектуального женского образа, муза интеллектуального кинематографа.

💃🏻 Клод Жад Трюффо назвал маленькой невестой французского кино. У них были отношения, но и после разрыва они смогли сохранить дружбу. Она играет невесту Антуана Дуанеля в «Украденных поцелуях», а потом появляется в фильме «Семейный очаг». Благодаря Трюффо она получила роль у Хичкока в фильме «Топаз».

💃🏻 Катрин Денев снялась в двух фильмах Трюффо — «Сирена с „Миссисипи”» и «Последнее метро». Это одни из лучших работ Денев. Вот что говорил о ней Трюффо👇

🗣«Катрин столь красива, что фильмам с ее участием совсем не обязательно иметь сюжет. Зритель будет счастлив тому, что просто видит ее лицо на экране».

Кадр из фильма «История Адели Г» (1975), Франсуа Трюффо

Трюффо работает в разных жанрах и даже снимает костюмное кино: «Жюль и Джим», «Две англичанки и континент», «История Адели Г», «Последнее метро», «Зеленая комната».

🎩 Костюмные фильмы — это фильмы, в которых зритель с помощью множества точных деталей, декораций и костюмов погружается в прошедшую эпоху. Но даже здесь Трюффо выходит за рамки и делает все по-своему.

Вот что вспоминает режиссер Николас Роуг, который работал с Трюффо👇

🗣 «У него было чудесное отношение к прошлому. Он говорил мне, что ненавидит костюмные фильмы, в которых зрителю рассказывают, что такие-то вещи носили с 1490-го по 1498-й, а такие-то — с 1498-го по 1502-й. Он говорил, что ему нравится собрать кучу одежды разного времени, сложить ее в корзину и просто дать актерам примерить что-нибудь. "В конце концов, пиджаку, который я ношу, 15 лет. Я не всегда слежу за модой"».

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;