Мишель Фуко
Биополитика: власть над телом и жизнью
В этой части мы поговорим о биополитике и узнаем, как Фуко видел организацию власти и ее цели. Поймем, как связаны право на смерть и власть над жизнью и как стали возможны мировые войны и тоталитарные режимы.
👑 Власть над телесным существованием. Еще в 19 веке философы и ученые стали подозревать, что современные структуры власти расширились, постепенно распространив свое влияние не только на социальную жизнь индивидов, но и на их непосредственное телесное существование, которое всегда раньше оставалось в зоне «приватного». Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и Габриель Тард писали о «биократии», теле как о философской проблеме, механизмах контроля телесно-волевых импульсов людей.
🤨 Философия подозрения. Этот ход мыслей был вполне в русле так называемой «философии подозрения», философы стали подозревать👇
🧘♂️ Что телесные практики — уже больше, чем просто телесные практики;
🥦 Что биологическая жизнь индивида — больше, чем просто его личное дело;
🦴 Что человек как биологическое существо — больше, чем просто основа для социальной надстройки.
Мишель Фуко впервые обращается к понятию «биополитики» в лекциях 1975–1976 годов. В них он представляет телесную жизнь индивидов как политический ресурс.
💆🏻♂️ Биополитика. Фуко развивает теорию о том, что в классическую эпоху (18–19 века) государство незаметно стало превращать непосредственную человеческую жизнь в политический ресурс и соответствующим образом корректировать свою политику. Это включение «телесной жизни» индивидов в сферу политического с последующей разработкой приемов ее контроля и нормализации он и назовет биополитикой.
💉 Надзор за телесной жизнью. Например, в Средние века пандемии были постоянной и бессрочной частью жизни, но в конце 18 века ситуация изменилась. Государство озаботилось разработкой вакцин и изобретением лекарств. Появились проекты общественной гигиены. Это позволило уменьшить смертность определенных групп населения. Ведь капиталистическому государству нужно больше рабочих рук на заводах, больше пушечного мяса на войне, больше потребителей на внутреннем рынке.
💰 Фуко пишет, что за этим последовало введение «более тонких, более рациональных механизмов как страхование, индивидуальные и коллективные сбережения, меры безопасности и так далее». Власть начала надзирать за «телесной жизнью», нормировать ее и вести учет.
➡️ Если средневековый феодал относился к массе своих подданных как простой собиратель, по принципу «что выросло, то выросло», то национальные государства классической эпохи больше похожи на заботливых агрономов, стремящихся повысить урожайность «человеческого поля» и стимулирующих рост «людских ресурсов».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Фуко считает, что власть определяется своими предельными полномочиями. С течением времени эти полномочия менялись.
🩸 Отобрать жизнь. В Средние века предельным полномочием власти было отобрать жизнь. Каждая казнь регулярно способствовала укреплению авторитета власти и ее утверждению.
🌿 Заставить жить. В классическую эпоху картина радикально меняется: отбирать жизнь становится странным расточительством, поэтому казни теряют зрелищность и превращаются в «исключительную меру». Лишая жизни преступника, власть не только лишается части своего ресурса, но и символически расписывается в своей беспомощности, неспособности нормализовать его. Теперь предельным полномочием власти становится право заставить жить.
🗣 «Несомненно, впервые за всю историю биологическое здесь отражается в политическом; „жить“ — этот факт не выступает уже больше недоступным подпольем, лишь изредка обнаруживающим себя в случайности смерти и ее неизбежности; факт этот частично переходит в поле контроля со стороны знания и вмешательства власти. Эта последняя теперь уже имеет дело не только с субъектами права, крайний способ обращения с которыми — смерть, но с живыми существами [...] и именно это бремя опеки над жизнью, а не угроза смерти тела, позволяет власти добраться до жизни».
🏥 «Диффузная» власть. Численность и живучесть населения становится показателем силы власти. Поэтому, говорит Фуко, власть вынуждена теперь быть не «башней», а «сетью», действуя одновременно из большого числа точек — больниц, школ, присутственных мест, казарм и тюрем. Эта новая, «диффузная» власть создает не столько нормы-запреты, сколько нормы-диспозитивы (предрасположенности).
📣 Микрофизика власти. В 20 веке мы наблюдаем это еще явственнее: куклы барби и голливудские фильмы, обложки глянцевых журналов и социальные сети — все эти проявления «микрофизики власти», как сказал бы Фуко, навязывают нам вполне определенные идеалы: «будь молодым», «будь здоровым», «будь сексуальным», «будь успешным», «потребляй», «размножайся».
Диспозитив сексуальности
💊 Фуко называет вакцинацию, изобретение лекарств, создание коллективных сбережений надзором за телесной жизнью.
❓ А какие современные явления можно назвать проявлениями надзора за телесной жизнью?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день