angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мишель Фуко

«Надзирать и наказывать»: как власть стала надзирающей

Книга «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» создала Фуко репутацию не только историка-гуманитария, но и глубокого политического философа, задающего неудобные вопросы о природе власти в современном обществе. Обсудим главные идеи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

👁 Смена карающей власти надзирающей. В книге «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» (1975) речь фактически идет о смене одного образа власти другим — карающая власть сменяется надзирающей. Чтобы показать, как это происходит, Фуко исследует эволюцию политических технологий западного общества при переходе от феодализма к современности.

Рассмотрим этапы этого перехода 👇

1️⃣ 👨🏻‍⚕️ Психиатризация образа преступника. Сформировалось новое представление о субъекте преступления, сложилось рационально-расчетливое отношение к человеческому телу. Субъектом преступления перестает быть тело преступника, им становится его душа. С помощью медицинской и психиатрической экспертизы формируется представление об «извращенности» самой природы преступника. Преступление становится патологией, преступник — монстром.

2️⃣ 🏷 Стигматизация. В социологии стигматизацией («наклеивание ярлыков») называют перенос характеристик отклоняющегося поведения на самого субъекта: «Если он совершил такой ненормальный поступок, то он сам — ненормальный человек». Важные черты стигмы — превращение человека в монстра «задним числом» («Мы всегда подозревали, что он на это способен») и невозможность снять ярлык никаким новым поведением («Мы все равно знаем, что в глубине души этот человек — монстр, все его попытки оправдаться — лишь коварная манипуляция»).

Фуко описывает гуманизацию наказаний, которая приводит к тому, что государство присваивает себе тело преступника.

3️⃣ 🎭 Наказание перестает быть зрелищем. С появлением гильотины сцены казни утратили свою зрелищность, но приобрели назидательный смысл: «государство не наказывает преступника — он сам себя наказал, еще когда совершал преступление, ведь он вычеркнул себя из мира нормальных, законопослушных людей». Утратив былую театральность, казни преступников должны были стать уроком для остальных граждан.

4️⃣ ⚖️ Гуманизация наказаний. Еще в начале 18 века для власти была характерна чудовищная жестокость, но уже в тридцатые годы 19 века отношение к наказаниям стало мягким и гуманным. Однако Фуко показывает, что дело тут было вовсе не в смягчении общественных нравов — на самом деле, они стали еще более жестокими в плане обезличенности и бюрократического цинизма. Рассмотрим характерный пример 👇

🩸 В середине 19 века один заключенный, приговоренный к смертной казни, не вынес ожидания и предпринял попытку суицида — перерезал себе горло осколком стекла. Тюремщики быстро среагировали, вызвали врача, самоубийцу удалось спасти. Врач зашил рану, ведь его обязанностью было вернуть тело преступника в надлежащее состояние. Тело преступника при этом — всего лишь имущество государства, а суицид — фактически посягательство на порчу госимущества. Разумеется, саму назначенную казнь никто и не думал отменять. Она состоялась через неделю. Когда заключенного вздернули на виселице, швы на горле разошлись. Он провисел так несколько часов, хрипло дыша сквозь дыру в горле.

5️⃣🧍‍♂️ Присвоение государством тела преступника. Если прежде преступников предавали публичным казням или подвергали пыткам, то позже их стали помещать под тщательный тюремный надзор, исключающий всякое насилие над телом. При этом «гуманизация» наказаний носила чисто символический характер, она символизировала новое право власти: право безраздельно владеть телом преступника и надзирать за ним.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Следующий этап смены карающей власти надзирающей — рождение тюрьмы.

6️⃣ ⛓ Рождение тюрьмы. Главным и практически единственным наказанием за все уголовные преступления теперь становится тюрьма. Она встает в один ряд с такими дисциплинирующими механизмами, как больница, школа, мануфактура, казарма, и при этом соединяет в себе признаки каждого из них. Тюрьма оказывается пространством принудительной нормализации индивидов.

7️⃣ 🙅🏻‍♂️ Дисциплинирование тела и разграничение пространства. Новый тип власти удивительно похож на модель монастырской дисциплины. Заводы, казармы, тюрьмы и работные дома функционируют подобно закрытому монастырю. Извлечение пользы достигается созданием огороженных пространств. С целью предупредить возможные протесты наряду с огораживанием применяется методика отгораживания. Каждому индивиду отводится его собственное место.

◾️ Тело заключенного помещается в тюремную робу, вместо имени часто присваивается номер. Разрабатываются гигиенические и санитарные нормы. Все это должно способствовать обезличиванию заключенного, его десоциализации. Преступник не столько отбывает заключение в камере, сколько оказывается заключенным внутри собственного тела, которое у него теперь отнято и размещено в пространстве надзора и дисциплины.

Со сменой власти с карающей на надзирающую связано появление понятия «паноптизма». Этот принцип наиболее очевидно был представлен в проекте тюрьмы-паноптикума Иеремии Бентама, а Мишель Фуко использовал его при разработке концепта власти.

🔭 Паноптикон Бентама. В 1787 году британский философ Иеремия Бентам публикует труд «Паноптикон», в котором обосновывает проект нового типа устройства государственных учреждений, и в особенности тюрем. Камеры расположены по кругу, в центре которого располагается один стражник. Он может наблюдать за всеми заключенными одновременно сквозь стеклянные перегородки.

7️⃣ 👁 Власть надзора. Узники не знают, в какой именно момент за ними наблюдают, и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом они становятся идеальными заключенными. Эту систему, как считал Бентам, можно применять и в тюрьмах, и во всех других учреждениях, где объединено большое количество людей: в работных домах, фабриках, заводах, школах, сумасшедших домах.

💡 Любопытный факт: книга «Паноптикон» представляет собой серию писем, отправленных Иеремией Бентамом своему английскому другу из города Кричев (современная Беларусь).

🔎 Паноптическая модель власти Фуко. Философ подчеркивает, что Паноптикум придает социальной реальности свойство прозрачности, а сама власть при этом становится невидимой. В его представлении, власть теперь сконцентрирована не в праве карать, а в праве надзирать. Власть работает подобно «Оку Саурона».

🗣 «Кажется, что один из первых образцов подобной обособляющей видимости был использован в Парижском военном училище в 1751 году в отношении дортуаров воспитанников. Каждому из слушателей полагалась застекленная клетка, где его можно было бы видеть на протяжении всей ночи, однако сам он не мог иметь никаких контактов со своими однокашниками, ни тем более с родными. Кроме того, чтобы у парикмахера была возможность причесывать каждого из воспитанников, не соприкасаясь с ним телесно, существовал весьма сложный механизм: голова ученика просовывалась через особое окошко, а тело оставалось по другую сторону стеклянной перегородки, позволявшей видеть все, что там происходит. Бентам рассказывал, что мысль о паноптикуме пришла в голову именно его брату, посещавшему военное училище». (Мишель Фуко, «Око власти», 1977)

8️⃣ 👑 Власть находится там, где сходятся главные линии обзора. В эпоху расцвета французской монархии был построен Большой Версальский дворец для Людовика XIV. Перед дворцом разбили геометрически правильный парк, сквозь который к зданию подходили три прямые дороги. Оптические линии этих трех дорог пересекались точно в спальне короля. В любой момент он мог подойти к окну и бросить взгляд неопределенно далеко в любом из трех направлений. И эта абсолютная привилегия была только у него одного. Посмотрев на планировку Версальского парка, можно увидеть принцип новой организации власти — власть размещается там, где сходятся главные линии обзора.

1. Схема паноптикона. Иеремия Бентам, 1791
2, 3. Бывшая тюрьма «Пресидио Модело». Остров Хувентуд, Куба
4. Версальский дворец. Пьер Патель, 1668

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;