Мишель Фуко
«История безумия в классическую эпоху»: безумие, разум и психическая норма
Одной из тем для исследования у Мишеля Фуко стало безумие. Поговорим о главных идеях его книги «История безумия в классическую эпоху» и проследим развитие психиатрии.
📘 В книге «История безумия в классическую эпоху» (1961) Фуко исследует социальные процессы и культурный контекст, в рамках которых происходило становление психиатрии. Его интересует, как стало возможным и неизбежным появление учреждений, явившихся непосредственными историческими предшественниками современных психиатрических больниц.
😨 На обширном документальном материале философ показывает, какие социальные представления, идеи, практики, институты, существовавшие в европейской истории, повлияли на формирование образа «безумца», как этот образ освещался в искусстве и литературе.
🗣 «Мой замысел не в том, чтобы написать историю развития науки психиатрии. Это скорее история социального, морального и ассоциативного контекста, в котором развивалась эта наука. Ибо мне кажется, что до 19 века, если не сказать — до наших дней, не было объективного знания безумия, а была всего лишь формулировка в терминах, аналогичных научным, определенного (морального, социального) опыта неразумия».
Фуко рассматривает безумие в разные исторические эпохи. Для людей 16–17 веков фактически не существовало эквивалента современному понятию психически больного.
🏰 Безумие в Средние века. В 16–17 веках существовало общее представление о неразумии, объединяющее все виды отклоняющегося поведения — бродяжничество, попрошайничество, венерические заболевания, колдовство, занятия алхимией. «Психически больной» как определенная культурная реальность — продукт новейшего времени.
🤕 Безумцы как юродивые. В Средние века сумасшедшие считались «убогими», как будто взамен утраченного разума у них появляется какая-то особая связь с Богом. Их нельзя обижать, ведь зачастую через их бредовые речи вещает сам Творец. Безумцы не исключены из общества, они постоянно на виду, хотя отношение к ним отстраненное, как к прокаженным.
🚫 Безумцы как прокаженные. Позже сумасшедшие как бы «исключаются» из общества. Возникают приюты, подобные лепрозориям. Их цель — не лечение душевной болезни, а вычеркивание особых людей из социальной жизни. С постепенным исчезновением проказы безумие заняло эту нишу. Сумасшедшие должны были исчезнуть из поля зрения общества, ведь само их наличие бросало вызов существующим представлениям о мироустройстве и миропорядке.
⛵️ Характерная европейская практика 15–16 веков — так называемые «корабли дураков», когда сумасшедших сажали на борт утлого суденышка и сплавляли вниз по реке, с глаз долой.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В истории Европы 18 век — «век Разума». Появляется концепция общественного договора и «естественных прав» человека. Но если теперь разум = права, то безумие = бесправие.
🧠 «Век Разума»: безумие как бесправие. До 18 века не проводилось более детального различения в области неразумия — безумцами считались лица, понесшие поражение в своих гражданских правах. В их число включались преступники, тунеядцы, извращенцы, больные венерическими заболеваниями и, наконец, помешанные. Все они скопом подвергались изоляции и насильственному «выправлению» — чаще всего в форме исправительных работ.
🗣 «Классическая эпоха изобрела изоляцию, подобно тому как Средневековье изобрело отлучение прокаженных; место, опустевшее с их исчезновением, было занято новыми для европейского мира персонажами — „изолированными“ …. Ибо изоляция оказалась явлением европейского масштаба …. Огромные богадельни и смирительные дома — детища религии и общественного порядка, поддержки и наказания, милосердия и предусмотрительности властей — примета классической эпохи: подобно ей, они явление общеевропейское и возникают с ней почти одновременно».
⛓ Классическая эпоха: «Великое заточение». Классическую эпоху Фуко характеризует как время «Великого заточения» — во Франции создаются госпитали-изоляторы, где содержится очень неоднородная категория населения: безумцы, нищие и бродяги, венерические больные, гомосексуалы, развратники, колдуны, богохульники, самоубийцы, расточительные и неверные мужья, падшие женщины, преступники, либертины и другие. Контингент таких изоляторов служит хорошей иллюстрацией того, что в ту эпоху определялось как неразумие.
В 19 веке появляется карательная психиатрия и происходит патологизация безумия.
🤯 Философы-безумцы. В 19 веке возникает много способов заслужить репутацию «безумца». Например, Петра Чаадаева после публикации первого из его «Философических писем» император Николай I объявил сумасшедшим: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». После этого философ больше не может публиковаться в России и автоматически подпадает под надзор «компетентных органов». В ответ он публикует за рубежом свою «Апологию сумасшедшего», чтобы показать, как в современную эпоху ум стал называться безумием. Считается, что именно Чаадаев послужил прототипом Чацкого в пьесе «Горе от ума».
⛓ Карательная психиатрия. Так возникает карательная психиатрия — особый механизм власти, основанный на «изъятии» неугодных индивидов из нормальных общественных процессов и последующем перевключении их в общество уже в качестве объектов надзора и исследования, а не свободных граждан с собственным голосом.
😷 Безумец как немой. Главная черта «безумца» в классическую эпоху — отсутствие голоса. Если в Средние века люди ловили каждое слово юродивого, пытаясь уловить в нем веление Бога, то теперь речь сумасшедшего объявляется «бредом», она маркируется как нечто, что по определению не может нести никакого смысла. Самым ярким примером является формула: «Если безумец говорит, что он здоров, то это лишь доказывает его безумие».
В 19 веке безумие становится психическим расстройством, а в 20 веке появляется движение антипсихиатрии.
👹 Безумец как монстр. Сумасшествие начинает рассматриваться как противоположность Разума, его «злой двойник». До этого времени не существовало никакого теоретического рассмотрения психических заболеваний. И, наконец, в 19 веке безумие стало рассматриваться как психическое расстройство. Безумцы стали постепенно превращаться в больных.
👁 Надзор за безумием. Безумие больше не единичное явление, оно представляет собой целую социальную категорию. Душа безумца подвергается досмотру и исследованию. Для врача-психиатра изучение безумия становится способом лучше разобраться в том, как работает «нормальный» разум. Но при этом понятие «нормы» не является чем-то объективным и само собой разумеющимся, оно совместно конструируется учеными, врачами, политиками, писателями и всем обществом в целом.
🗣 «Социальная практика изоляции неразумия лишает безумие присущего ему места в культуре. Фигура безумца исчезает с рынков и площадей. Важнейшим инструментом медицинской объективации безумия становится взгляд психиатра. Вторым важным фактором становится новый режим, применяемый теперь в лечебницах, в котором труд помешанных становится ведущим элементом. Авторитет врача укрепляется, и он уже начинает играть роль Отца для своих пациентов».
🙅🏻♂️ Антипсихиатрия. Фуко принимал участие в конкретных действиях по преобразованию системы психиатрической помощи. В частности, в 1971 году Фуко примкнул к группе итальянских психиатров, сделавших психиатрические больницы предметом критики и полемики. Так зародилось движение «антипсихиатрии», которое видело в психиатрии не медицинскую науку, а ее полную противоположность — закрытое для критики орудие политического и идеологического господства. Фуко сблизился с антипсихиатрическим движением, но видел излишний радикализм некоторых его представителей и никогда непосредственно не участвовал в акциях антипсихиатров.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день