angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мишель Фуко

История сексуальности: от заботы о себе до политического надзора

Одна из главных тем философии Фуко — сексуальность. Узнаем, как люди в разные эпохи осмысляли свою телесность и сексуальность, как формировались понятия греха и вины и почему мы сегодня не так свободны в сексуальной сфере, как кажется.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

📘 Трехтомная «История сексуальности» — последняя большая работа Мишеля Фуко. В ней, начиная с античной эпохи, он исследует сексуальность в контексте «использования удовольствий».

🏛 Дискурс о сексе в античности. В трудах античных авторов Фуко находит много рассуждений о моделях сексуальности и половой морали и выделяет три главных понятия, с помощью которых тогда был организован дискурс о сексе 👇

1️⃣ Афродизия — акты, движения и касания, доставляющие удовольствия. Они связываются со способностями и движениями души и рассматриваются как особая субстанция, лежащая в основе морали удовольствий. Ведь именно из сложной игры возбуждения, запрета и желания складывается этика добродетелей как живого движения души в работе над собой.

2️⃣ Хрезис — способ, с помощью которого человек осуществляет свою половую активность. Это понятие определяет внешние условия, в соответствии с которыми человек совершает половые акты и контролирует их. Здесь прежде всего оказываются важны потребности, момент и статус.

3️⃣ Энкатейя — «власть над собой», форма отношения к себе и своим удовольствиям, необходимая для конституирования себя в качестве морального субъекта.

🧖🏻‍♀️ Фуко показывает, что в античную эпоху секс был неотъемлемой частью «заботы о себе», «практик себя» из которых выросли искусство и философия, гражданственность и республика, мораль и право. В философских трактатах того времени вопросы сексуальности ставились с точки зрения воспитания души, контроля над собой, наставничества, и только в последнюю очередь — супружества.

Исследуя роль секса в средневековой культуре, Фуко делает неожиданное открытие. Несмотря на кажущийся репрессивный характер христианского отношения к удовольствиям, на более глубоком уровне мы видим мировоззрение, которое выстроило вокруг сексуальных удовольствий особые практики и стремилось их себе подчинить.

💬 Практика исповеди. Фуко предлагает присмотреться к практикам исповеди. Совершенно ясно осознавая неизбежность и неустранимость сексуальной жизни людей, церковь накладывала запрет на все формы получения удовольствия от секса. Существовал только один официальный диспозитив* — диспозитив супружества. Секс был оправдан только ради рождения детей.

*Диспозитив — термин, предложенный Мишелем Фуко. Это «предрасположенность», норма-ожидание, диспозитив предполагает сфокусированность общественного внимания на чем-либо, озабоченность и пристальный надзор.

🍎 Запретный плод. Естественно, что огромные массы населения оказывались в такой модели систематическими «грешниками». Что делать с этими грешниками и их грехами? Прежде всего, приучить обращать внимания на грех. Заставить каждую неделю исповедоваться, подробно рассказывая о своих грехах и о том, какие глубокие интимные чувства с ними связаны. Раскрывать исповеднику потаенные уголки своей души, одновременно нагнетая энергетику желания. Нет ничего более желанного, чем запретный плод. И ничто так не распаляет воображение, как подробный приватный рассказ о своих запретных желаниях и фантазиях.

💒 Власть над душами. По мнению Фуко, христианская церковь активно использовала подобные практики для выстраивания сложной сети власти над душами и телами людей. В этом отношении его взгляды очень напоминают идеи Фридриха Ницше.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Джузеппе Мольтени. Исповедь, 1838

В современном мире диспозитив супружества сменился диспозитивом сексуальности. Но так ли мы свободны в сексуальной сфере, как нам кажется? Мишель Фуко предполагает, что власть намеренно создает сексуальность и ведет «политику секса».

📣 Власть создает сексуальность? Вопреки распространенному в 20 веке среди философов мнению, что сексуальность противостоит власти и является сферой свободы (Фрейд, Фромм, Маркузе), Фуко высказывает подозрение, что власть и сексуальность вовсе не противостоят друг другу. Более того, власть сама создает сексуальность. Освобождающий пафос «сексуальной революции» — всего лишь миф.

🏥 Нормализация общества. Главной функцией власти в современную эпоху, считает Фуко, является нормализация общества. Если в Средние века дискурс о сексе был сформирован практиками исповеди и покаяния, то начиная с 18 века рассуждения о сексе присваивают медицина и психиатрия.

👄 Диспозитив сексуальности. На смену средневековому диспозитиву супружества приходит диспозитив сексуальности. Местом, где и осуществляется эта смена, является буржуазная семья. Секс оказывается иллюзией, особым спекулятивным элементом, порожденным современным политическим диспозитивом сексуальности.

Фуко выделяет 4 основные линии атаки «политики секса» 👇

1️⃣ контроль за рождаемостью;

2️⃣ сексуализация ребенка;

3️⃣ истеризация женщины;

4️⃣ психатризация перверсий.

🔞 Власть присваивает себе надзор и контроль за практиками телесного удовольствия, и с этих пор секс (неявно, но бесповоротно) становится важнейшим политическим вопросом. Теперь нет почти ни одной политической кампании, ни одной политической идеологии, которая бы не использовала эту тему в своих целях.

✏️ В рассуждениях Фуко о диспозитиве сексуальности виден особый философский стиль, характерный для французского постструктурализма — медленное, ритмичное размышление, организованное длинными периодами, полное ярких метафор и противопоставлений.

📄 Прочтем отрывок из курса лекций «Воля к знанию»👇

🗣 «Секс — это доступ одновременно и к жизни тела, и к жизни рода. Им пользуются и в качестве матрицы для дисциплин тела, и в качества принципа регуляции народонаселения. Вот почему в 19 веке сексуальность преследуется всюду, вплоть до мельчайших деталей человеческого существования: ее травят в поведении, преследуют в снах, ее подозревают за малейшими проявлениями безумия, за ней гонятся вплоть до раннего детства; она становится шифром индивидуальности — одновременно и тем, что позволяет ее анализировать, и тем, что открывает возможность ее укрощать. Но точно так же можно видеть, как она становится предметом политических манипуляций, экономических вмешательств (через побуждение к производству потомства или сдерживанию его), идеологических кампаний (морализующих и призывающих к ответственности), — ее наделяют значением в качестве показателя силы того или иного общества, показателя, обнаруживающего как политическую энергию этого общества, так и его биологическую мощь. От одного полюса этой технологии секса до другого выстраивается целая серия различных тактик, в различных пропорциях сочетающих цели дисциплинирования тела и регулирования населения».

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;