Мишель Фуко
«Слова и вещи»: как менялся образ человека
В этой части поговорим о главной работе Фуко «Слова и вещи». Поймем, почему все науки в конечном счете связаны с понятием человека и почему развитие научного знания не такое уж плавное и прямолинейное, как мы привыкли думать.
📘 «Слова и вещи» (1966) — это одна из самых трудных и неоднозначных работ Мишеля Фуко. Именно она была первой переведена на русский язык в 1996 и сделала философа популярным в нашей стране.
🧠 Мышление о человеке. Главной задачей Фуко в этой книге является рассмотрение того сдвига в истории европейского знания, который вызвал к жизни современную форму мышления — которая всегда в первую очередь является мышлением о человеке.
🤷🏻♂️ Человек как загадка. Несмотря на название, главным предметом книги являются не слова и не вещи, а понятие «человек». Автор скрупулезно, привлекая огромный массив фактов из хроник и документов разных эпох, показывает, как менялась конфигурация этого понятия. И дело вовсе не в том, что одни признаки человека замещались другими. Самые главные изменения происходили не «внутри», а «снаружи» этого понятия — в тех речевых и мыслительных практиках, где оно использовалось. Рассмотрим пример 👇
♟ Представьте, что вы играете в шахматы, и что правила перемещения одной из фигур немного поменялись — теперь коню разрешено ходить еще и по диагонали. Это не изменит внутренние правила перемещения других фигур, но поменяет стратегии их использования игроком — в частности, придется с помощью этих фигур выстраивать совершенно другие способы защиты против «диагонального коня», не так ли? Значит, реальные практики перемещения всех фигур поменяются, хотя сами принципы игры останутся теми же.
⚡️ Важно отметить, что сам Фуко впоследствии пересмотрел целый ряд утверждений, выдвинутых в этой работе. Как он сам признался в одном из интервью, для него «написать книгу — это всегда в некотором смысле уничтожить предыдущую».
В книге «Слова и вещи» Фуко активно использует новые философские понятия, нагружая их весьма сложным смыслом. Это понятия «дискурс» (франц. «речь») и «эпистема» (древнегреч. «знание»).
📢 Дискурсивные практики. Чтобы понять реальное значение того или иного элемента, считает Фуко, надо исследовать дискурсивные практики, которые также называются «речевыми» или «мыслительными». Вне, независимо или до появления самих практик объект не существует. Дискурсивные практики — это совокупность анонимных исторических правил, устанавливающих условия возможности высказывания об этом объекте. Они всегда привязаны к нескольким пространствам 👇
👫 Социальному пространству — социальные классы, роли, статусы.
💵 Экономическому пространству — ресурсы, цели, производство и потребление смыслов.
🗺 Географическому пространству — центр и регионы, границы и окраины, пути и точки перехода.
📝 Лингвистическому пространству — стили и жанры, типологии текстов, их сложные смысловые связи между собой.
🗳 Политическому пространству — отношения господства и контроля, право надзирать и наказывать).
🧠 Эпистема — это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности мнений, теорий или наук в каждый исторический период; структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определенной исторической эпохе.
➡️ Чтобы понять, как менялся образ человека и как он стал таким, каким стал, надо внимательно рассмотреть исторические процессы, состоящие из сложного переплетения дискурсивных практик, и увидеть в них глубинные разрывы — границы различных эпистем.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о том, как Фуко видел связь слов, вещей и понятия «человек» и представлял эпистемы.
🥊 Оппозиция слова и вещи. В европейской культуре, считает Фуко, более-менее современное понятие о человеке начало складываться только после Средних веков. Чтобы проследить эволюцию этого понятия, нужно исследовать бинарную оппозицию «Слова-Вещи» — как и в каких обстоятельствах она возникает, усложняется и трансформируется через последовательность исторических «разрывов».
Мы увидим здесь три сменяющие друг друга эпистемы 👇
☘️ 16 век. Ренессансная эпистема: слова = вещи. Мышление и речь людей «эмблематичны»: слова и вещи находятся на одном уровне и часто заменяют друг друга. Растение с листьями в форме сердца буквально считается связанным с сердцем, обладающим той же природой. Именно поэтому его следует применять в качестве лекарства от «сердечных болезней». Отсюда вся ренессансная магия, алхимия, оккультизм, нумерология. Что с человеком? Его здесь еще нет как такового, он затерян между словами и вещами, неотличим от них, сам является то вещью, то словом, но неспособен держать ни то ни другое. Он понимается то как творение Бога, то как Творец, и в этих противоречиях трагически мечется его личность.
🧠 17–18 века. Классическая эпистема: слова–мысли–вещи. Между словами и вещами впервые возникает разрыв: чтобы связывать их, требуются мысли. Открываются структуры чистого мышления, возникают проекты «универсальной логики», «универсальной грамматики», «универсального научного метода», «универсального языка». Человек открывает для себя разум как отдельное измерение жизни, самое важное то, что все связи между словами и вещами проходят через него, контролируются его властью. Здесь впервые на арену истории вступает «чистый субъект» — это образ нового «человека». С этих пор чистая наука становится главной силой общественного прогресса. Человек идентифицирует себя с разумом.
🎲 19–20 века. Неклассическая эпистема: слова–практики–мысли–вещи. Появляется четвертая точка, фигура из треугольника превращается в объемный тетраэдр. Благодаря Ницше, Фрейду, Марксу становится ясно, что не бывает чистого мышления. Всякое мышление осуществляется внутри определенных практик — языковых, политических и экономических игр. И «чистый субъект» начинает сдавать свои позиции, превращается в «недо-сверх-человека» (Ницше), «игрушку бессознательного» (Фрейд), «совокупность общественных отношений» (Маркс).
Слова, вещи и рождение «чистого субъекта»
Мишель Фуко утверждал, что науки и теории развиваются не плавно, а через серию резких разрывов.
🛕 Наши понятия историчны. Каждая эпоха имеет свою историю, которая сразу и неожиданно открывается в ее начале и так же сразу и неожиданно закрывается в ее конце. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передает последующей, потому что историю характеризует радикальная прерывность.
💥 «Научные парадигмы» Томаса Куна. Философы часто сравнивают «эпистемы» Фуко и «научные парадигмы» Томаса Куна. В книге «Структура научных революций» (1962) Кун описал историю науки как череду революций, между которыми лежат несоизмеримые образы мышления («парадигмы»). Мы не вправе говорить, что современная наука лучше или хуже средневековой — она просто совершенно другая.
🔎 Сходства и различия концепций Фуко и Куна. Обе книги были написаны в 1960-х годах, обе вызвали жесточайшие споры. Между этими концепциями и правда есть много общего: оба автора показывают, что развитие науки есть не линейный прогресс, простое накопление фактов, а смена несоизмеримых между собой способов мышления. Считается, что Фуко раскрыл эту тему глубже, но не очень точно, на языке гуманитариев, а Кун предложил взгляд, более приемлемый для современных ученых-естествоиспытателей.
Человек как рисунок на песке
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день