angle-down facebook instagram vkontakte warning

Джотто ди Бондоне

Творчество в 1300-е годы: Пиза и Рим

В 1300-е художник много путешествует по Италии и применяет новую технику фресковой росписи, которая потом широко распространилась в 14 веке. Поговорим о работах этого периода подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Джотто ди Бондоне. Стигматизация Св. Франциска, алтарная икона в церкви Сан-Франческо в Пизе

Начнем с работы Джотто в Пизе.

🖼 Икона с изображением Св. Франциска. Около 1300 года Джотто создает большую алтарную икону размером 3,14 х 1,62 метра для церкви Сан-Франческо в Пизе.

❌ Авторство Джотто долго оспаривалось многими исследователями. Часть экспертов и сегодня считает, что пределла со сценами из жизни Св. Франциска написана не самим Джотто, а кем-то из его ассистентов.

🛡 Справа и слева есть изображения гербов — скорее всего, заказчиков этого алтарного образа. На заднем плане — пейзаж, так же как в Ассизи.

⚡️ Джотто изобразил один из самых важных моментов в жизни Св. Франциска — обретение стигматов Христа во время молитвы на горе Альверно. Иисуса художник написал в виде серафима. Все сюжеты алтарного образа являются вариациями на тему тех же сцен, что написаны в ассизском фресковом цикле.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте узнаем одну историю об этом периоде работы Джотто, рассказанную Джорджо Вазари, автором жизнеописаний живописцев.

🤴 Папа Бенедикт IX из Тревизы захотел заказать у Джотто несколько картин для собора Св. Петра. Для этого он послал в Тоскану одного из своих придворных, чтобы разузнать, что за человек Джотто, и посмотреть его работы.

▪️ Придворный собрал рисунки со всех художников и отправился в мастерскую Джотто — попросить его нарисовать что-нибудь. Джотто взял лист бумаги и кисть, обмоченную в красной краске, прижал руку к бедру, чтобы получилось нечто вроде циркуля, и поворотом руки сделал ровный и точный круг, после чего с улыбкой сказал придворному: «Вот рисунок».

▪️ Придворный решил, что над ним издеваются, и сказал: «Разве я не получу еще другого рисунка?». Джотто ответил: «Этого больше чем достаточно — пошлите мой рисунок с остальными, и увидите, заметят ли его». Придворный отправил рисунок Джотто вместе с остальными, рассказав, что он сделал круг, не двигая рукой и не пользуясь циркулем.

⭕️ Джотто превзошел художников своего времени — решили в Риме знающие толк в искусстве придворные и Папа.

😅 Когда этот случай получил огласку, возникла пословица, которая употребляется и сейчас. Несообразительному человеку говорят: «Ты круглее, чем «О» у Джотто» (Tu sei piu tondo che I’O di Giotto).

▪️ Эта поговорка хороша не только в силу обстоятельств, при которых она возникла, но и в силу двоякого смысла слова tondo, которое по-итальянски означает как круг, так и медленный, тяжелый ум.

Джотто ди Бондоне

1. Навичелла, восстановленная мозаика в новом соборе Св. Петра
2. Папа Бонифаций VIII на фреске в Латеранской базилике
3–6. Фрагменты мозаик до и после восстановления

Поговорим о творчестве Джотто в Риме и посмотрим на две возможные причины его приезда в этот город.

1️⃣ Первая версия: Кардинал Дж. Стефанески поручил Джотто работу — исполнение мозаики огромных размеров для фасада собора Св. Петра. Мозаика должна была изображать Христа и ладью со святыми, символизируя католическую церковь. Отсюда появилось название «Навичелла» — ладья или корабль церкви.

💔 Но работа погибла при постройке нового собора Св. Петра. Благодаря описаниям, ее получилось реконструировать.

🤦‍♀️ Отреставрированная работа сейчас находится в новом соборе Св. Петра. От первоначальной мозаики сохранились лишь две головы ангелов, но и они настолько искажены переделками, что не дают представления о первоначальном виде этого произведения.

🎣 Работа написана в трудное для папства время, когда им пришлось покинуть город. Лодка с парусом — символ «Корабля церкви», капитан — апостол Петр и Папы. Фигуру человека, ловящего рыбу на берегу, Вазари считал автопортретом Джотто

✏️ Скорее всего, Джотто делал рисунки для мозаики. Но мы не знаем, принимал ли он какое-то участие в создании самой мозаики.

2️⃣ Вторая версия: Джотто пригласили для создания в церкви Сан Джованни ин Латерано фрески, изображающей папу Бонифация VIII, провозглашающего 1300 (юбилейный) год.

⛪️ Сохранившийся фрагмент этой росписи можно видеть в нефе Латеранской базилики, но, как и мозаика «Навичелла», эту работу безнадежно испортили позднейшими обновлениями, и судить о ней трудно.

📞 Из Рима разбогатевший Джотто возвращается во Флоренцию, покупает дом близ церкви Санта Мария Новелла и имение в Муджело под Флоренцией. Но оставался он там недолго, потому что был вызван в Падую синьорами делла Скала.

Теперь давайте поговорим о новом техническом подходе Джотто к написанию фресок.

1️⃣ Джотто применяет новую технику фресковой росписи методом «одного дня»: он накладывает небольшие участки штукатурки один возле другого, определяя их величину тем, сколько он собирался расписать на протяжении этого дня.

👏 Такой метод позволил минимизировать поправки. Штукатурка все время оставалась влажной и свежей, жидкая краска глубоко проникала в нее и поправки по сухому были совершенно незначительны, в то время как при старом методе, применявшемся Чимабуэ, править приходилось много.

🖍 Джотто впервые применил метод, заимствованный из опыта художников-мозаичистов: на стене, покрытой толстым слоем грубой штукатурки, красной краской Джотто наносил рисунок сразу для всех композиций (так называемые синопии).

→ Затем работу продолжали его помощники, при этом часть уже нарисованной композиции снова покрывалась тонким слоем выглаженной штукатурки из расчета дневной нормы.

→ Скрытый под штукатуркой рисунок восстанавливался легкими штрихами светлой охры, после чего живопись выполнялась техникой фрески, то есть по мокрому грунту.

→ Когда основная работа была выполнена, некоторые детали — главным образом орнаменты, архитектура и пейзаж — прописывались по сухому одним из мастеров. По сухому обычно накладывался и синий цвет.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;