angle-down facebook instagram vkontakte warning

Джотто ди Бондоне

Работы для нижней церкви Сан-Франческа в Ассизи

Декорация Нижней церкви впечатляет роскошью и блеском, что идет вразрез с обетом бедности францисканского ордена, главного завета его основателя. Поговорим о росписи подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Интерьер нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи

Вернемся в церковь Сан-Франческо в Ассизи и рассмотрим фрески нижней части храма.

↪️ Францисканцы вновь приглашают Джотто в 1320 году, через несколько лет после оформления верхней части церкви. К этому времени Джотто был уже знаменитым мастером.

⬇️ Нижняя церковь двухэтажной базилики Сан-Франческо в Ассизи построена в стиле старинной римской крипты, массивного каменного склепа, и большей частью расположена в толще холма. Под ней находится сама крипта, где хранятся останки Святого Франциска Ассизского.

▪️ После возведения храма первой начали расписывать как раз Нижнюю церковь. В тех работах участвовал Чимабуэ, предположительный учитель Джотто. Затем расписывалась Верхняя церковь уже с участием молодого Джотто в 1290–1300. И где-то около 1310 года художественные работы в Нижней церкви возобновились вместе с Джотто, уже известным художником.

💎 Роскошество нижней части храма особенно хорошо заметно при переходе из Верхней церкви в Нижнюю.

❓ Авторство Джотто окончательно не подтверждено, и это одна из главных проблем Ассизского цикла. Но местной ассизской школы просто не существовало.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Предположительно Джотто и ученики. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи

1. Мария получает одежду от Зосимы
2. Не прикасайся ко мне!
3. Изображение Христа в своде

Теперь подробнее поговорим о самой росписи. Начнем с фресок в одной из капелл церкви — капелле Магдалины, построенной по заказу Теобальдо Понатно приблизительного в 1314–1329 годах.

🆕 Новаторство Джотто. Фрески капеллы по стилю близки к последним фрескам падуанского цикла, но Джотто соединяет в этих росписях двух разных героев. Мы видим два сюжета с одним персонажем:

1. Мария Магдалина уходит в пустыню и получает одежду из рук старца Зосимы.
2. Мария встречает Христа после воскрешения.

👭 Но в восточной традиции это два разных персонажа: Мария Магдалина и Мария Египетская (блудница). У Джотто же в пустыню уходит не Мария Египетская, а Мария Магдалина. Такое объединение двух образов будет характерно для западной традиции росписей.

🚷 Джотто пишет очень редкий сюжет. В Средние века избегали писать «Не прикасайся ко мне!». В этой сцене Христос является Марии в одежде садовника. Воскресшего Христа встречает Мария Магдалина, он как бы от нее отстраняется, она тянет к нему руки, но он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу».

Теперь давайте обсудим работу в другой части церкви — правом трансепте Нижней церкви 👇

🤔 Джотто здесь выступал больше автором замысла и руководителем работ, чем исполнителем. Поэтому тут больше проявилась индивидуальность помощников, точно следовавших его замыслу, но интерпретировали его все-таки с заметным своеобразием.

👑 Изображение Христа в своде — необычная работа, которая выделяется среди всех. В одной руке Христа писание, в другой — что-то вроде лопаты или ключа, в устах — меч (как слово божие). Над ним – агнец и ковчег Завета.

🧩 Работа написана в стиле косматеско — это разновидность мозаичного набора из разноцветных кусочков камня или мрамора, как правило, геометрического стиля.

Предположительно Джотто и ученики. Феска «Святой Франциск во славе» в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи

Давайте посмотрим на работу «Святой Франциск во славе».

❓ Как думаете, почему именно эта фреска показывает, насколько далеко последователи Франциска Ассизского ушли от основополагающих принципов основателя движения?

Предположительно Джотто и ученики. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи

1. Аллегория целомудрия
2. Аллегория послушания
3. Святой Франциск обручается с Бедностью

Теперь посмотрим на францисканские аллегории, которые, скорее всего, создавали ученики Джотто под его руководством. Тут следует обратить внимание на экспрессивность образов.

Работа «Аллегория целомудрия».

📖 Сюжет. Ангелы охраняют укрепленный замок, где правит целомудрие. Туда ведет длинный путь, по которому идут люди, но войти могут не все.

3️⃣ Мы видим представителей трех ветвей францисканского ордена:
Монах, Клара (основательница женской ветви ордена) и брат-мирянин. Они поднимаются на холм, а их встречают все соблазны, которые влекут в бездну: демоны, Страсть с пылающей головой, Любовь со связкой сердец на шее, Смерть с паучьими ногами.

▪️ У францисканцев впервые появляется третий орден — ветвь мирян, которые, не оставляя своих семей, принимали обеты ордена и жили по уставу.

Работа «Аллегория послушания».

🖼 Композиция. В центре Послушание между двумя наблюдателями — Благоразумием с зеркалом в руке (символ знания) и Смирением. Наверху между двумя ангелами стоит Франциск с ярмом послушания. Высокомерие здесь изображено в образе кентавра.

🔎 Интересная деталь. Мы видим, как двое — мирянин и монах — следуют по стопам святого. Это означает, что путь мирской и монашеский уравниваются. А в Средние века монашеская жизнь ставилась выше, чем мирская.

Работа «Святой Франциск обручается с Бедностью».

📖 Сюжет. Христос подводит к Франциску некрасивую деву, которая привлекает не красотой, а целомудрием и бедностью. С двух сторон находятся Любовь и Надежда, а злые мальчишки забрасывают ее камнями.

🔎 Интересная деталь. Это перевернутый сюжет о прекрасной даме из Средних веков, но здесь Джотто изображает его зеркально.

Ответ на вопрос о фреске «Святой Франциск во славе» 👇

😬 Фреска уникальна тем, что одежды Франциска и фон работы покрыты золотом. Очень иронично — окружить золотом Святого, обрученного с Нищетой.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;