Джотто ди Бондоне
Работы для нижней церкви Сан-Франческа в Ассизи
Декорация Нижней церкви впечатляет роскошью и блеском, что идет вразрез с обетом бедности францисканского ордена, главного завета его основателя. Поговорим о росписи подробнее.
Вернемся в церковь Сан-Франческо в Ассизи и рассмотрим фрески нижней части храма.
↪️ Францисканцы вновь приглашают Джотто в 1320 году, через несколько лет после оформления верхней части церкви. К этому времени Джотто был уже знаменитым мастером.
⬇️ Нижняя церковь двухэтажной базилики Сан-Франческо в Ассизи построена в стиле старинной римской крипты, массивного каменного склепа, и большей частью расположена в толще холма. Под ней находится сама крипта, где хранятся останки Святого Франциска Ассизского.
▪️ После возведения храма первой начали расписывать как раз Нижнюю церковь. В тех работах участвовал Чимабуэ, предположительный учитель Джотто. Затем расписывалась Верхняя церковь уже с участием молодого Джотто в 1290–1300. И где-то около 1310 года художественные работы в Нижней церкви возобновились вместе с Джотто, уже известным художником.
💎 Роскошество нижней части храма особенно хорошо заметно при переходе из Верхней церкви в Нижнюю.
❓ Авторство Джотто окончательно не подтверждено, и это одна из главных проблем Ассизского цикла. Но местной ассизской школы просто не существовало.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПредположительно Джотто и ученики. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи
1. Мария получает одежду от Зосимы
2. Не прикасайся ко мне!
3. Изображение Христа в своде
Теперь подробнее поговорим о самой росписи. Начнем с фресок в одной из капелл церкви — капелле Магдалины, построенной по заказу Теобальдо Понатно приблизительного в 1314–1329 годах.
🆕 Новаторство Джотто. Фрески капеллы по стилю близки к последним фрескам падуанского цикла, но Джотто соединяет в этих росписях двух разных героев. Мы видим два сюжета с одним персонажем:
1. Мария Магдалина уходит в пустыню и получает одежду из рук старца Зосимы.
2. Мария встречает Христа после воскрешения.
👭 Но в восточной традиции это два разных персонажа: Мария Магдалина и Мария Египетская (блудница). У Джотто же в пустыню уходит не Мария Египетская, а Мария Магдалина. Такое объединение двух образов будет характерно для западной традиции росписей.
🚷 Джотто пишет очень редкий сюжет. В Средние века избегали писать «Не прикасайся ко мне!». В этой сцене Христос является Марии в одежде садовника. Воскресшего Христа встречает Мария Магдалина, он как бы от нее отстраняется, она тянет к нему руки, но он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу».
Теперь давайте обсудим работу в другой части церкви — правом трансепте Нижней церкви 👇
🤔 Джотто здесь выступал больше автором замысла и руководителем работ, чем исполнителем. Поэтому тут больше проявилась индивидуальность помощников, точно следовавших его замыслу, но интерпретировали его все-таки с заметным своеобразием.
👑 Изображение Христа в своде — необычная работа, которая выделяется среди всех. В одной руке Христа писание, в другой — что-то вроде лопаты или ключа, в устах — меч (как слово божие). Над ним – агнец и ковчег Завета.
🧩 Работа написана в стиле косматеско — это разновидность мозаичного набора из разноцветных кусочков камня или мрамора, как правило, геометрического стиля.
Давайте посмотрим на работу «Святой Франциск во славе».
❓ Как думаете, почему именно эта фреска показывает, насколько далеко последователи Франциска Ассизского ушли от основополагающих принципов основателя движения?
Предположительно Джотто и ученики. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи
1. Аллегория целомудрия
2. Аллегория послушания
3. Святой Франциск обручается с Бедностью
Теперь посмотрим на францисканские аллегории, которые, скорее всего, создавали ученики Джотто под его руководством. Тут следует обратить внимание на экспрессивность образов.
Работа «Аллегория целомудрия».
📖 Сюжет. Ангелы охраняют укрепленный замок, где правит целомудрие. Туда ведет длинный путь, по которому идут люди, но войти могут не все.
3️⃣ Мы видим представителей трех ветвей францисканского ордена:
Монах, Клара (основательница женской ветви ордена) и брат-мирянин. Они поднимаются на холм, а их встречают все соблазны, которые влекут в бездну: демоны, Страсть с пылающей головой, Любовь со связкой сердец на шее, Смерть с паучьими ногами.
▪️ У францисканцев впервые появляется третий орден — ветвь мирян, которые, не оставляя своих семей, принимали обеты ордена и жили по уставу.
Работа «Аллегория послушания».
🖼 Композиция. В центре Послушание между двумя наблюдателями — Благоразумием с зеркалом в руке (символ знания) и Смирением. Наверху между двумя ангелами стоит Франциск с ярмом послушания. Высокомерие здесь изображено в образе кентавра.
🔎 Интересная деталь. Мы видим, как двое — мирянин и монах — следуют по стопам святого. Это означает, что путь мирской и монашеский уравниваются. А в Средние века монашеская жизнь ставилась выше, чем мирская.
Работа «Святой Франциск обручается с Бедностью».
📖 Сюжет. Христос подводит к Франциску некрасивую деву, которая привлекает не красотой, а целомудрием и бедностью. С двух сторон находятся Любовь и Надежда, а злые мальчишки забрасывают ее камнями.
🔎 Интересная деталь. Это перевернутый сюжет о прекрасной даме из Средних веков, но здесь Джотто изображает его зеркально.
Ответ на вопрос о фреске «Святой Франциск во славе» 👇
😬 Фреска уникальна тем, что одежды Франциска и фон работы покрыты золотом. Очень иронично — окружить золотом Святого, обрученного с Нищетой.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день