angle-down facebook instagram vkontakte warning

Джотто ди Бондоне

Роспись церкви Санта-Кроче во Флоренции: капеллы Барди и Перуцци

Росписи Джотто, выполненные им в церкви Санта-Кроче в пору творческой зрелости, свидетельствуют о том, какого мастерства он достиг, и как многообразны его интересы. Поговорим о возвращении Джотто во Флоренцию и новом стиле.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

🏠 В 1313 году Джотто вернулся во Флоренцию и прожил в родном городе последние 20 лет своей жизни. Его имя упоминается в различных документах 1314–1327 годов.

💰 Достоверно известно, что Джотто обладал большими денежными средствами, был землевладельцем, владел домами и фигурировал в качестве поручителя некоторых сограждан в их банковских операциях. Известно, что он владел многочисленными ткацкими станками и отдавал их напрокат по установленным ценам.

🎨 В конце 1310-х годов Джотто, вероятно, расписал флорентийскую церковь Санта Кроче, где был выстроен ряд фамильных капелл знатных банкирских семей Италии. В их числе капеллы семейств Медичи, Ринуччини, Кастеллани, Барди, Перуцци.

💔 От тех росписей сохранились лишь фрески двух небольших семейных капелл Барди и Перуцци (ок. 1320–1325), принадлежавших семьям банкиров. Эти сильно пострадавшие от времени фрески являются последними из уцелевших картин Джотто. Работы были написаны по сухому и именно поэтому так плохо сохранились.

▪️ Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах, по три друг над другом. Они решены сложнее, чем в капелле дель Арена.

▪️ В капелле Барди сохранилось семь фресок с изображением сцен из жизни Св. Франциска. В капелле Перуцци — шесть фресок: три с изображением Иоанна Крестителя и три со сценами жизни Иоанна Богослова. Теперь поговорим о новом стиле Джотто 👇

🆕 Меняется формат фресок. В Падуе они близки к квадрату, а здесь сильно вытянуты. Это вызвано желанием подчеркнуть повествовательность изображения. Новый подход позволил добиться композиционного единства всех элементов.

Меняется выбор сюжетов. Новый Джотто избегает излишнего драматизма, выбирает менее трагические события. Возрастает его интерес к чудесам и явлениям.

📐 Появляются новые сложные пространственные эффекты. Например, Джотто изображает архитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа в капеллу.

Джотто ди Бондоне. Фрески в капелле Барди во Флоренции

1. Явление Франциска в Арле
2. Испытание огнем перед султаном
3. Святой Франциск на смертном одре (или Подтверждение стигматов и вознесение Святого Франциска)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сначала давайте поговорим о работах в капелле Барди и узнаем, чем они отличаются от фресок в Падуе.

Главное отличие: стена больше не разбивается на отдельные сцены. Все сюжеты объединены в общую систему и включены в интерьер.

▪️ Давайте посмотрим на другие отличия:

⁃ Джотто пишет по сухому;
⁃ работы кажутся почти монохромными из-за очень мягкого мазка и сочетания близких по тону светлых цветов;
⁃ перспектива укорачивается — изображение ориентировано на зрителя, входящего в капеллу;
⁃ каждое панно четко вписано в архитектурный каркас.

Работа «Явление Франциска в Арле»

🔝 Наиболее совершенная из последних фресок Джотто. Группа фигур и интерьер развернуты параллельно стенной плоскости и мыслятся как единая система.

👨‍🦲 Джотто неожиданно изображает Св. Франциска без бороды. Это указывает на то, что орден все дальше отходит от истинных заветов Св. Франциска и становится все более светским.

▪️ Во времена Джотто бороды брили в основном гражданские лица, а тех, кто этого не делал, считали людьми «низшего разряда».

Работа «Испытание огнем перед султаном»

📖 Сюжет. Франциск, желая обратить султана в христианство, предлагает ему устроить испытание огнем. Но перепуганные жрецы отказываются.

📏 Здесь Джотто не размещает Франциска в центре. Справа костер, на который собирается взойти Франциск. Слева убегающие жрецы. В центре султан на троне, соединяющий поворотом головы и взмахом руки все три сцены в единое пространство. Архитектурные кулисы даны в сложной косой перспективе.

Работа «Святой Франциск на смертном одре» (или «Подтверждение стигматов и вознесение Святого Франциска»)

📖 Сюжет. Знаменитый ученый из Ассизи по имени Иероним, который сомневался в том, что стигмы брата Франциска настоящие, подходит к его смертному одру и при всех щупает рану в боку.

📏 Композиция разбита на три группы, но при этом очень концентрирована. Фигуры бестелесные и плоские, с резкими контурами.

💔 Фреска сильно повреждена. В 18 веке ее забелили известкой и установили перед ней надгробие. Только в 1852 году изображения открыли вновь — дополнили недостающие фрагменты, переписали стертые поверхности. От этих добавочных фрагментов фреску почистили в ходе реставрации в 1958–1959 годах.

Джотто ди Бондоне. Воскрешение Друзианы, капелла Перуцци во Флоренции

Продолжаем говорить о поздних работах Джотто во Флоренции. Теперь обсудим роспись капеллы Перуцци, которая посвящена истории жизни Иоанна Крестителя (левая стена) и Иоанна Богослова (правая стена).

↔️ Обширные поверхности стен обусловили несколько отличий этих работ от падуанских фресок.

▪️ Давайте их выделим:
⁃ более сложные сочетания фигур;
⁃ пространство картин глубже, в них словно больше воздуха;
⁃ цвета более глубоких тонов и более мягкие;
⁃ пропорции фигур и архитектуры более реалистичны;
⁃ фигуры размещаются в пространстве свободно, связь между ними и архитектурой проведена очень обдуманно.

🤚 Единственный хорошо сохранившийся фрагмент во всей капелле — изображение руки Иоанна Богослова в «Воскрешении Друзианы». Фигуры на фреске расположены на фоне стены, очертания которой, то возвышаясь, то опускаясь, соответствуют расположению фигурных групп. Все цветовые оттенки подчинены основной тональности.

▪️ К сожалению, цикл Перуцци неоднократно переписывался вплоть до недавнего времени.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;