Джотто ди Бондоне
Роспись церкви Санта-Кроче во Флоренции: капеллы Барди и Перуцци
Росписи Джотто, выполненные им в церкви Санта-Кроче в пору творческой зрелости, свидетельствуют о том, какого мастерства он достиг, и как многообразны его интересы. Поговорим о возвращении Джотто во Флоренцию и новом стиле.
🏠 В 1313 году Джотто вернулся во Флоренцию и прожил в родном городе последние 20 лет своей жизни. Его имя упоминается в различных документах 1314–1327 годов.
💰 Достоверно известно, что Джотто обладал большими денежными средствами, был землевладельцем, владел домами и фигурировал в качестве поручителя некоторых сограждан в их банковских операциях. Известно, что он владел многочисленными ткацкими станками и отдавал их напрокат по установленным ценам.
🎨 В конце 1310-х годов Джотто, вероятно, расписал флорентийскую церковь Санта Кроче, где был выстроен ряд фамильных капелл знатных банкирских семей Италии. В их числе капеллы семейств Медичи, Ринуччини, Кастеллани, Барди, Перуцци.
💔 От тех росписей сохранились лишь фрески двух небольших семейных капелл Барди и Перуцци (ок. 1320–1325), принадлежавших семьям банкиров. Эти сильно пострадавшие от времени фрески являются последними из уцелевших картин Джотто. Работы были написаны по сухому и именно поэтому так плохо сохранились.
▪️ Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах, по три друг над другом. Они решены сложнее, чем в капелле дель Арена.
▪️ В капелле Барди сохранилось семь фресок с изображением сцен из жизни Св. Франциска. В капелле Перуцци — шесть фресок: три с изображением Иоанна Крестителя и три со сценами жизни Иоанна Богослова. Теперь поговорим о новом стиле Джотто 👇
🆕 Меняется формат фресок. В Падуе они близки к квадрату, а здесь сильно вытянуты. Это вызвано желанием подчеркнуть повествовательность изображения. Новый подход позволил добиться композиционного единства всех элементов.
✨ Меняется выбор сюжетов. Новый Джотто избегает излишнего драматизма, выбирает менее трагические события. Возрастает его интерес к чудесам и явлениям.
📐 Появляются новые сложные пространственные эффекты. Например, Джотто изображает архитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа в капеллу.
Джотто ди Бондоне. Фрески в капелле Барди во Флоренции
1. Явление Франциска в Арле
2. Испытание огнем перед султаном
3. Святой Франциск на смертном одре (или Подтверждение стигматов и вознесение Святого Франциска)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Сначала давайте поговорим о работах в капелле Барди и узнаем, чем они отличаются от фресок в Падуе.
⛓ Главное отличие: стена больше не разбивается на отдельные сцены. Все сюжеты объединены в общую систему и включены в интерьер.
▪️ Давайте посмотрим на другие отличия:
⁃ Джотто пишет по сухому;
⁃ работы кажутся почти монохромными из-за очень мягкого мазка и сочетания близких по тону светлых цветов;
⁃ перспектива укорачивается — изображение ориентировано на зрителя, входящего в капеллу;
⁃ каждое панно четко вписано в архитектурный каркас.
Работа «Явление Франциска в Арле»
🔝 Наиболее совершенная из последних фресок Джотто. Группа фигур и интерьер развернуты параллельно стенной плоскости и мыслятся как единая система.
👨🦲 Джотто неожиданно изображает Св. Франциска без бороды. Это указывает на то, что орден все дальше отходит от истинных заветов Св. Франциска и становится все более светским.
▪️ Во времена Джотто бороды брили в основном гражданские лица, а тех, кто этого не делал, считали людьми «низшего разряда».
Работа «Испытание огнем перед султаном»
📖 Сюжет. Франциск, желая обратить султана в христианство, предлагает ему устроить испытание огнем. Но перепуганные жрецы отказываются.
📏 Здесь Джотто не размещает Франциска в центре. Справа костер, на который собирается взойти Франциск. Слева убегающие жрецы. В центре султан на троне, соединяющий поворотом головы и взмахом руки все три сцены в единое пространство. Архитектурные кулисы даны в сложной косой перспективе.
Работа «Святой Франциск на смертном одре» (или «Подтверждение стигматов и вознесение Святого Франциска»)
📖 Сюжет. Знаменитый ученый из Ассизи по имени Иероним, который сомневался в том, что стигмы брата Франциска настоящие, подходит к его смертному одру и при всех щупает рану в боку.
📏 Композиция разбита на три группы, но при этом очень концентрирована. Фигуры бестелесные и плоские, с резкими контурами.
💔 Фреска сильно повреждена. В 18 веке ее забелили известкой и установили перед ней надгробие. Только в 1852 году изображения открыли вновь — дополнили недостающие фрагменты, переписали стертые поверхности. От этих добавочных фрагментов фреску почистили в ходе реставрации в 1958–1959 годах.
Продолжаем говорить о поздних работах Джотто во Флоренции. Теперь обсудим роспись капеллы Перуцци, которая посвящена истории жизни Иоанна Крестителя (левая стена) и Иоанна Богослова (правая стена).
↔️ Обширные поверхности стен обусловили несколько отличий этих работ от падуанских фресок.
▪️ Давайте их выделим:
⁃ более сложные сочетания фигур;
⁃ пространство картин глубже, в них словно больше воздуха;
⁃ цвета более глубоких тонов и более мягкие;
⁃ пропорции фигур и архитектуры более реалистичны;
⁃ фигуры размещаются в пространстве свободно, связь между ними и архитектурой проведена очень обдуманно.
🤚 Единственный хорошо сохранившийся фрагмент во всей капелле — изображение руки Иоанна Богослова в «Воскрешении Друзианы». Фигуры на фреске расположены на фоне стены, очертания которой, то возвышаясь, то опускаясь, соответствуют расположению фигурных групп. Все цветовые оттенки подчинены основной тональности.
▪️ К сожалению, цикл Перуцци неоднократно переписывался вплоть до недавнего времени.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день