angle-down facebook instagram vkontakte warning

Джотто ди Бондоне

Работы в Падуе: капелла Скровеньи

Росписью Капеллы Скровеньи Джотто совершил переворот в европейской живописи и нашел решения, которыми будут пользоваться мастера следующих поколений. Посмотрим, как он начал главную тему монументальной живописи эпохи Возрождения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Капелла дель Арена (Капелле Скровеньи, церковь святой Марии Милосердной) в Падуе

Давайте немного узнаем о самом храме и его владельцах.

🏟 Официальное название капеллы — церковь Святой Марии Милосердной. Ее называют Капеллой дель Арена, потому что фундаментом послужили остатки древнего, еще античного цирка, театра.

▪️ Есть версия, что капелла построена по проекту самого Джотто.

🤵‍ Скровеньи — фамилия заказчика. Энрико Скровеньи — богатый торговец и банкир, житель Падуи, член рыцарского ордена Гауденти, состоявшего главным образом из богатых горожан. Он был выдающейся личностью, одаренный, с большими политическими амбициями.

▪️ Первый заказчик нового ренессансного типа для первого художника Ренессанса — Скровеньи стал предтечей знаменитых меценатов 15 века.

🙏 Энрико построил капеллу в искупление грехов отца — Реджинальдо. Реджинальдо был настолько свирепым ростовщиком, что священники не позволили захоронить его тело в церковной ограде.

▪️ В «Божественной комедии» Данте показывает душу Реджинальдо сначала пребывающей в аду, а затем перемещенной в Чистилище стараниями Энрико.

🏠 Первоначально это должна была быть небольшая поминальная капелла, фамильная усыпальница, не предназначенная для публики. На сооружение именно такой капеллы получил разрешение Энрико. Если и предполагалась роспись, то очень скромная и только на алтарной стене.

▪️ Но в какой-то момент Скровеньи решил превратить семейную капеллу в городской храм и покрыть все стены фресками, пригласив для этого уже знаменитого в те годы Джотто, который как раз находился в Падуе, выполняя заказы городской коммуны.

®️ Изменилось и название церкви. Сначала она была посвящена Санта-Марии дель Чарита — Марии Милосердной. Затем Скровеньи решил посвятить храм традиционному в городе празднику Благовещения, потому что на античной арене перед церковью по средневековой традиции издавна разыгрывалась в день этого праздника мистерия на тему Благовещения.

▪️ Двойное посвящение храма определило и двойной смысл росписи, посвященной истории Марии и Христа.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь мы поговорим о работе Джотто для капеллы. Джотто приезжает туда по приглашению Скровеньи уже зрелым художником с собственной манерой живописи. Давайте посмотрим, что ему предстояло сделать.

⛪️ Капелла оказалась значительных размеров — 20 метров в длину, 9 в ширину и 13 в высоту. Обширные настенные поверхности капеллы явно уже изначально предназначались для фресок, поскольку не имели архитектурных делений, скульптурных украшений, карнизов, колонн или выступающих ребер.

▪️ Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому — она лишена окон, словно специально была создана только для росписей.

📐 Джотто предстояла сложная задача — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

▪️ За два года Джотто с бригадой расписал 900 квадратных метров. По подсчетам ученых Джотто провел за работой 852 дня.

🎟 Благодаря росписям Джотто капелла стала местом паломничества. Поэтому Энрико Скровеньи открывает ее для посещения людей сразу после освящения в 1302 году.

▪️ Папская булла от 1 марта 1304 года даже предписывала посещение этой капеллы для отпущения грехов.

Джотто ди Бондоне, фрески в Капелле Скровеньи

1. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот
2. Иоаким и Анна, деталь фрески
3. Рождество Девы Марии
4. Бегство в Египет
5. Тайная вечеря

Давайте детально рассмотрим несколько сюжетов и узнаем, на что надо обратить внимание.

Работа «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот»

💞 Лирическая трактовка. Здесь сплетаются не тела, а души, взгляды полны любви. По одной из легенд, именно в этот момент была зачата Мария — от поцелуя супругов. При этом нет излишней патетики, джоттовские персонажи очень естественны.

🧩 Композиция. Широкая арка ворот и привратная башня разделяют персонажей на отдельные группы и одновременно объединяют. Глубину переднего плана передает перекинутый через городской ров каменный мостик на двух столбах, одновременно подчеркивающий женские фигуры под аркой.

Работа «Рождество Марии»

🛤 Организация пространства. Внутреннее устройство напоминает театральную коробку — это еще не перспектива, но попытка расширить пространство. Служанка в дверном проеме берет предмет и разъединяет этим два пространства.

🤱 Появляются детали. Например, занавеска — изображен даже крепеж. Это вызывает ощущение, что все происходит на земле, а не на небесах. Сакральное сопрягается с бытовым. Прически у дам по моде того времени. Богородица похожа на флорентийку.

Работа «Бегство в Египет»

🔘 Работа с планами. Джотто дает несколько планов: первый план — осел, задний план — пейзаж, а между ними «втиснуты» Иосиф с сыном.

Работа «Тайная вечеря»

🍽 Проблема с нимбами. Джотто пытается рассадить апостолов вокруг стола, но не справляется с нимбами — апостолы, сидящие спиной, «утыкаются» в них лицом, как в тарелочки.

Джотто ди Бондоне, Страшный суд

Давайте посмотрим на фреску Джотто «Страшный суд». Попробуйте найти на ней самого Энрико Скровеньи.

Джотто ди Бондоне, фрески в Капелле Скровеньи

1. Оплакивание Христа
2. Горюющий ангел, деталь фрески
3. Поцелуй Иуды

Теперь поговорим о самых известных фресках капеллы Скровеньи.

Работа «Оплакивание Христа» (положение во гроб)

💣 Признанный шедевр Джотто и самая потрясающая из фресок капеллы дель Арена. В ней проявилось все новаторское, что было в творчестве Джотто. Это сцена прощания с умершим горюющих о нем людей. Джотто воспринимает событие смерти эпически, с чувством неизбежности свершившегося.

😩 Максимальная степень эмоционального напряжения. Герои, окружившие Иисуса, исполнены скорбью, вся гамма чувств и переживаний мастерски передана посредством их жестов и поз. Изображено даже горе на лицах ангелов оплакивающих Христа.

▪️ Поза Богородицы, склонившейся над Христом и неотрывно вглядывающейся в безжизненное лицо сына, достигает предельной выразительности. Лик Богородицы искажен, хотя ранее такая трактовка лика была невозможна.

🔘 Глубина пространства. Она создается за счет размещения в перспективе композиции символического горного пейзажа. Каменный склон делит картину по диагонали, подчеркивая глубину роковой утраты.

▪️ Работа принадлежит к числу наиболее зрелых композиционных решений Джотто.

Работа «Поцелуй Иуды»

🔥 Одна из самых известных и впечатляющих росписей капеллы. Работа рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. «Иконная схема» уступает место напряженному драматизму.

▪️ На фоне синего неба Христос и обнимающий его Иуда изображены в профиль. Они отделены от второстепенных героев белым широким плащом, накинутым на плечи Иуды.

💔 Психологическая глубина. Герои смотрят друг другу в глаза, и Джотто по особому передал этот взгляд. В этой драматической сцене он достигает неведомого до тех пор глубокого психологизма.

▪️ Головы Христа и Иуды приближены друг к другу, и каждая выявляет человеческий характер. Лицо Иисуса остается удивительно спокойным, исполненным высокого благородства и нравственного величия. Лицо Иуды выглядит демоническим, исполненным коварства.

🤭 Это едва ли не первое и едва ли не лучшее в истории искусства изображение безмолвного поединка взглядов — труднейшее для живописца. Джотто показывает не сам лицемерный поцелуй Иуды, а минуту, предшествующую ему. У Иуды еще есть возможность передумать, до самого последнего шага он может сделать иной выбор.

🎨 Техника. Оружие стражников Джотто написал в технике сухой фрески, к которой прибегали для прорисовки мелких деталей, поэтому многие детали вооружения плохо различимы.

🔘 Глубина. Помещая на первом плане своего рода «живые кулисы» — второстепенных персонажей, Джотто создает впечатление глубины пространства, в котором основное действие отодвинуто от переднего края живописного поля.

Что нового создал Джотто

Джотто ди Бондоне

1. Страшный суд
2, 3. Детали фрески
4. Скровеньи дарит капеллу Деве Марии, деталь фрески

Напоследок вернемся к фреске «Страшный суд» и посмотрим на нее поближе.

🚪 Гигантская композиция с достаточно традиционной трактовкой события заканчивает повествование на западной стене над входной дверью.

👇 У основания этой фрески Джотто изобразил Энрико Скровеньи, протягивающего уменьшенную в масштабе капеллу Деве Марии.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;