Готика
Франция: родина готики
Готика впервые появилась во Франции в 12 веке, а оттуда перекочевала в другие страны. В этой части поговорим о том, как это происходило.
1. Собор Сен-Дени, Франция, 12 век
2. Собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
3. Ланский собор, Франция, 13 век
4. Шартрский собор, Франция, 13 век
5. Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Руанский собор, Франция, 15 век
7–8. Нервюрный свод
Поговорим о родине готики — Франции. Здесь раньше других европейских земель появилось централизованное государство, возник центр науки и искусства, поэтому и новые идеи возникали раньше других.
Начнем с готического собора 👇
🌱 Собор Сен-Дени — колыбель готики. Именно здесь в середине 12 века впервые применили нервюрный свод. Отцом стиля часто называют аббата Сугерия — влиятельного мыслителя и политического деятеля, который руководил перестройкой Сен-Дени. Обновленный собор дал импульс для развития готического стиля по всей Франции.
*Нервюры — выступающие ребра, паутина из которых покрывает свод и передает часть нагрузки с него на опорные точки каркаса.
🔝 Собор Парижской Богоматери — самый большой храм ранней готики: высота центрального нефа 35 метров. От готического стиля здесь нервюрный стрельчатый свод, стрельчатые окна, аркбутаны. А от романского — массивные стены, приземистые столбы центрального нефа, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.
🏰 Собор в Лане стоит отдельно, как замок или монастырь. Этим он отличается от большинства французских соборов до и после него, которые обычно возвышались над домами посреди города.
⏳ Шартрский собор — переход к зрелой готике. Западный фасад построен в 12 веке, южная башня — в 13-м, северная — в 14-м. Внешне собор еще не вполне утратил романскую мощь и тектоничность, зато интерьер чисто готический.
📐 Собор в Реймсе — зрелая готика. В отличие от зодчих Шартрского собора, строители Реймсского совершенно не считались с остатками романской постройки. Поэтому новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание.
🔥 Собор в Руане — поздняя, «пламенеющая» готика. В 14–15 века готическая архитектура перегружена декором, сложной резьбой, узорными нервюрами.
💡 Почти в каждом соборе прослеживается какая-то главная, сквозная тема. В Парижском — тема Богоматери, в Амьенском — идея мессианства и фигуры пророков на фасаде. Собор в Лане содержит аллегории наук и свободных искусств, рассказывает о чудесах творения. Шартр энциклопедичен, представляя все направления средневековой мысли и символическую картины мира. Реймсский собор выражает особую роль национальной идеи, в его оформлении использованы портреты французских королей.
🏠 А что с остальной архитектурой? Средневековые феодальные замки были неприступными крепостями — жизнь заставляла. В объединенной Франции такие крепости можно было строить только с разрешения короля, а с 14 века — только для самого короля и его приближенных. Частные дома были деревянными — и у простых, и у богатых горожан, хотя последние могли украшать дома резьбой.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О важных исторических персонажах эпохи готики
1. Персонажи Ветхого завета, Королевский портал западного фасада, Шартрский собор, Франция, 12 век
2. Симеон, Иоанн Креститель и Святой Петр с ключами, северный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
3. Апостолы, южный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
4. Гаргульи, собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
5. Центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Коронование Девы Марии, вимперг центрального портала западного фасада, Реймсский собор, Франция 13 век
7. Галерея королей, центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
8. Встреча Марии и Елизаветы, центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
9–10. Улыбающийся ангел, северный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
Теперь обсудим скульптуры. Для средневекового человека покрытые скульптурными изображениями стены были книгой, которую можно понять, не умея читать — разумеется, Библией.
Вот как это работало 👇
📖 Каждая часть собора была конкретной «страницей». В алтарной части изображали сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Новый завет, на северном — Ветхий завет, на западном — Страшный суд и конец света. Постепенно развивается пластика статуй, хотя фигуры еще не свободны от фона стены. Возникает S-образная поза («готическая кривая»).
⛪️ Эволюцию скульптуры в готике хорошо видно в Шартрском соборе. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Пластика становится выразительнее, а образы — индивидуальнее.
📚 Городской собор был не только Библией, а библиотекой знаний вообще. Поэтому нравоучительная сцена могла соседствовать с развлекательной, а образы Апокалипсиса — с исторической хроникой или бестиарием (описанием животных).
💦 Соборы часто украшали гаргульи — каменные или металлические статуи жутких существ, из которых по водостоку вытекала вода. С их появлением связана легенда 7 века о Гаргулье: в окрестностях Руана жил огромный дракон, из пасти которого извергались то огонь, то мощные потоки воды. Он нападал на корабли и терроризировал местных жителей, которые приносили ему жертвы. Чудовище победил Святой Роман, епископ Руана: он усмирил его, и гаргульи стали служить христианству — отводить воду и охранять храм от греха и нечисти.
😇 Высшая точка расцвета готической скульптуры — декор Реймсского собора. На главном фасаде размещено около 2300 фигур. Над центральным порталом высечено коронование Богоматери: Мария восседает на троне, а Иисус возлагает корону на ее голову в окружении шести ангелов. Выше находится Галерея королей, в ней установлено 56 фигур французских монархов, каждая 4,5 метра высотой. Также на западном фасаде изображена сцена встречи Марии и Елизаветы. А на левом, северном портале фасада — знаменитый улыбающийся ангел, один из немногих в средневековом искусстве.
1. Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица, миниатюра. Пергамент, 1258–1270, Лувр, Париж
2. Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом. Миниатюра, 1326, Национальная библиотека, Париж
3. Жан Пюссель. Часослов Жанны д'Эвре. 1325–1328
4. Жан Фуке. Часослов Этьена Шевалье, 1452–1460
5. Жан Фуке. «Иудейские древности» Иосифа Флавия, Царь Давид и амаликитяне, 1470
Завершим эту часть разговором о книжных миниатюрах. Живописи в современном понимании в готическом искусстве не было, но художники эпохи в полной мере проявили себя в создании иллюстраций для рукописных книг религиозного и светского содержания.
Вот почему они интересны 👇
📖 Стиль готической книги отличают беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора. Миниатюры — искусство интимного, камерного характера, в отличие от готических соборов, которые строили сразу для всех.
🌱 Развитие миниатюр связано с усилением светских тенденций в культуре. Даже в многофигурные композиции религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображения птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок.
✍️ Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации — их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.
⏳ В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы миниатюры воплощали идеал рыцарской любви, воспроизводили сцены окружающей жизни, как в Рукописи Манес (около 1320), становились более повествовательными. В «Больших французских хрониках» (конец 14 века) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
👑 Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом (1326). Кто такой Давид? Юный златокудрый пастушок, которого втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах.
🗡 Мастер Псалтири Людовика Святого. Валаамова ослица (1258–1270). Царь Моава, соседней к Ханаану страны, просит некоего Валаама напустить на врагов своих проклятия. Прорицатель после долгих уговоров соглашается и отправляется в путь на ослице. Дорогу ему преграждает посланец Бога — ангел, которого видит только животное. Валаам стал избивать ослицу, после чего она заговорила и донесла до него волеизъявление Бога. Невзирая на многочисленные просьбы Царя Моава, прорицатель Валаам не только не проклял народ израильский, но и трижды благословил его.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день