angle-down facebook instagram vkontakte warning

Готика

Готика «немецких земель»

Какой была готика в регионах, которые находились под влиянием Священной Римской империи? Давайте разбираться.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Церковь Девы Марии (Мариенкирхе), Любек, Германия, 13 век
2. Домский собор, Тарту, Эстония, 13 век
3. Кафедральный собор в Турку, Финляндия, вторая половина 13 века
4. Церковь Святой Елизаветы, Марбург, Германия, вторая половина 13 века
5. Собор Святого Кнуда, Оденсе, Дания, 14 век
6. Фрайбургский собор, Германия, 14 век
7. Мариацкий костёл, Краков, Польша, 14 век
8. Кёльнский собор, Германия, 15 век

В этой части мы перенесемся в Германию — вернее, в Священную Римскую империю, которая тогда находилась на этих землях. Сюда готика пришла позднее, чем во Францию: ранняя началась с конца 13 века, а высокая и поздняя пришлись на 15 — начало 16 веков. И вообще ситуация была более сложной.

⚔️ Империя была раздроблена. Постоянно происходили стычки феодалов между собой и с горожанами. Централизованная власть не могла ничего с этим поделать. Из-за раздробленности не сформировалось единого государственного стиля. Все строили кто во что горазд. Для сложной готики, как во Франции, не было ни средств, ни политической воли.

⛪️ Корректнее говорить не о «немецкой готике», а о «готике немецких земель». Ее образцы сохранились на территории разных современных государств: Германии, Австрии, Швейцарии, Италии (Южный Тироль), Франции, Люксембурга, Польше, Латвии, Эстонии и Чехии. Влияние прослеживается в Швеции и Дании.

Вот некоторые общие особенности готической архитектуры «немецких земель» 👇

🏰 Близость к романской архитектуре. Сдержанный наружный декор, более простые планы. Как правило, венцов капелл нет, аркбутаны очень редки. Своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, очень высокие шпили. Особенность германской готики — однобашенный храм, где башня — это весь западный фасад.

🧱 На севере Германии (а также в Польше и Прибалтике) вместо камня используют кирпич. «Кирпичная готика» на севере Европы характерна не только для церковной, но и для гражданской архитектуры. Одна из причин в банальной нехватке природного камня. Вплоть до середины 15 века ориентиром для храмов по всему побережью Балтийского моря до самой Риги служила Мариенкирхе в Любеке.

🧩 В зодчестве «немецких земель» к 15 веку было действительно много новаторского и самобытного. Можно только гадать, как бы все развивалось дальше — но случилась Реформация, при которой храмовая архитектура пришла в упадок, а потом Ренессанс. И если в живописи у Германии появился Дюрер, то в архитектуре такой же фигуры не нашлось.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Девы мудрые и неразумные, Магдебургский собор, Германия, 13 век
2. Пьета, Кёльнский собор, Германия, 13 век
3. Генрих II и его жена Кунигунда, портал западного фасада Бамбергского собора, Германия, 13 век
4. Мария и Елизавета, оригинал в Бамбергском соборе, Германия, 13 век
5–6. Конная статуя Оттона I, Магдебург, Германия, оригинал 13 века
7–8. Основатели-донаторы, Наумбургский собор, Германия, 13 век
9. Страсти Христовы, ограда западного хора, Наумбургский собор, Германия, 13 век
10. Лестница Фрайбергского собора, Германия, 16 век

Мастера Германии учились делать скульптуры у французов. Но у немецкой готической скульптуры есть свои характерные черты.

Посмотрим, какие 👇

😢 Индивидуальность, драматизация и мистицизм. Немцы любили эмоции и умели их передавать. У скульптурной группы «Девы мудрые и неразумные» на центральном портале Магдебургского собора эмоции смеющихся и плачущих дев переданы очень ярко. Немецкая готика любила изображения израненного тела Христа на Распятии, а позже — уже Мадонны, прекрасной девы с младенцем на руках.

🐴 Одна из сильнейших и известнейших скульптурных мастерских находилась в Бамберге. На портале западного фасада Бамбергского собора изображен основатель храма Генрих II c женой Кунигундой. Внутри собора — статуи Марии и Елизаветы в античном духе. Эта же мастерская создала один из первых конных монументов со времен Римской империи — статую Оттона I на коне для площади Магдебурга.

💰 Внутри собора в Наумбурге — 12 статуй основателей-донаторов, целая галерея характеров, индивидуальных и одновременно типичных для той эпохи. Размещение изображений не только святых и ангелов, но и реальных исторических персонажей, «учредителей и спонсоров» — тоже примета времени.

В скульптурах поздней немецкой готики усиливаются дробность, патетика, манерность, претенциозность, сильная натуралистичность. Например, необычная винтовая лестница во Фрайбергском соборе, сочетающая в себе черты архитектуры и скульптуры, — практически привет модерну из 16 века!

Витражное искусство: история, технология, сюжеты

1. Витраж Собора Святой Софии, Стамбул, Турция, 6 век
2. Голова Христа, Вейссембургское аббатство, Эльзас, Франция, 11 век
3–4. Часовня Сент-Шапель, Париж, Франция, 13 век
5. Витражи Фрайбергского собора, Германия, 13 в.Библия бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания, 13 век
6. Витражи Кёльнского собора, Германия, 16 век
7. Луи Комфорт Тиффани. Ангел Воскресения, Художественный музей Индианаполиса, США, 1904
8. Капелла Розария (Капелла Чёток), витражи по эскизу Анри Матисса, Ванс, Франция, 1949–1951
9. Марк Шагал. Витражи для собора Святого Стефана, Мец, Франция, 1958–1968

1. Собор Святого Вита, Прага, Чехия, 15 век
2. Бюст архитектора Петра Парлержа, собор Святого Вита, Прага, Чехия, 14 век
3. Бюст архитектора Матьё из Арраса, собор Святого Вита, Прага, Чехия, 14 век
4. Мастер Теодорих. Святой Иероним, капелла Св. Креста в замке Карлштейн возле Праги, Чехия, ок. 1357
5. Мастер Теодорих. Святой Симеон, капелла Св. Креста в замке Карлштейн возле Праги, Чехия, ок. 1357
6. Мастер Вышебродского алтаря. Рождество Христово, Национальная галерея, Прага, 1350
7. Мастер Тржебоньского алтаря. Воскресение Христа, 1370–1380
8. Мастер Тржебоньского алтаря. Моление о чаше, 1370–1380

Чехия в эпоху готики входила в состав Священной Римской империи. Эти земли имели особый статус, благодаря которому здесь развивалось самобытное искусство.

🏘 В 1355 году Прага получила статус столичного города. За десять лет до этого она стала самостоятельным архиепископством.

🧱 В 1344 году был заложен первый камень собора Святого Витта. В числе установленных в соборе Святого Витта скульптур среди скульптурных портретов императора и его семьи, архиепископов — есть бюсты архитекторов Матьё из Арраса и Петра Парлержа. Это демонстрирует высокий статус архитекторов в то время.

🖼 В Чехии сохранились одни из первых примеров станковой живописи в Европе. Это 129 картин мастера Теодориха на дереве с изображениями короля и святых в Капелле Св. Креста в замке Карлштейн возле Праги (ок. 1357), «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (1350), «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» мастера Тржебоньского алтаря (1370–1380).

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;