angle-down facebook instagram vkontakte warning

Готика

Готика на юге: Испания, Португалия, Италия

Испанская готика узнается по влиянию мавританского стиля, португальская славна монастырской архитектурой, а Италия уверенно шла к Ренессансу и брала от готики лишь элементы. Подробнее — в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Севильский кафедральный собор, Испания, 15–16 век (влияние мавританского стиля)
2. Бургосский кафедральный собор, Кастилия, Испания, 13–16 век (влияние мавританского стиля)
3. Лонха-де-ла-Седа (Шелковая биржа), Валения, Испания, 15 век (влияние мавританского стиля)
4. Внутренний двор церкви Святого Петра, Теруэль, Испания, 14 век (стиль мудехар)
5. Кафедральный собор Толедо, Испания, 13–16 век
6. Собор Святого Креста и Святой Евлалии, Барселона, Каталония, Испания, 13–15 век
7–8. Ретабло главной капеллы кафедрального собора Толедо, Испания, 15–16 век
9–10. Севильская рукопись «Песнопения короля Альфонса Мудрого в честь Девы Марии», 1275–1284

Обсудим готику в Южной Европе. И начнем с жаркой Испании.

⚔️ Пока готика распространяется по Европе, Испания погружена в войны с арабами и внутренние стычки феодалов и горожан. Испанская культура активно формируется как раз в это время.

🕌 На испанскую готику заметно повлиял мавританский стиль с его пышностью и орнаментами. Некоторые соборы и вовсе перестраивали из мечетей: например, колокольная Севильского собора — бывший минарет. Но особенно ярко эта традиция выразилась в гражданской архитектуре.

🧱 Сформировался отдельный стиль «мудехар»: соборы, построенные арабами-зодчими. Это кирпичные храмы с восьмиконечной звездой в плане и внутренним двором. У них сводчатые мавританские перекрытия, деревянный наборный потолок и типичная подковообразная арка, иногда со стрельчатым завершением. Такие соборы декорированы изразцами и орнаментальной лепниной.

В Кастилии соборы напоминали французские. Но постепенно приобрели свои черты: им не так нужен свет, и стены занимают существенно большую площадь в ущерб окнам. Это в целом придает зданию более грузный, тяжелый облик.

🔲 В Каталонии архитектура более демократична. Распространены однонефные церкви, а в трехнефных соборах стремились создать цельное и ясное обозримое пространство, чтобы подчеркнуть единство общины — за счет кубического объема и большой площади сплошных стен.

🙏 Скульптура и живопись объединились в «ретабло» — живописных панно и резных раскрашенных скульптурах, украшавших алтари. Особенно сильные школы сформировались в Валенсии, Арагоне и Каталонии, которые ориентировались на Сиенскую школу в Италии — мы о ней еще поговорим. Сами по себе скульптура и миниатюра имеют много общего с французскими образцами.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Монастырь Алкобаса, Португалия, 12–13 век
2. Монастырь Санта-Клара-а-Велья, Коимбра, Португалия, 14 век
3. Церковь монастыря Санта Мария да Витория, Баталья, Португалия, 14–15 век

4. Скульптура на фасаде церкви монастыря Санта Мария да Витория, Баталья, Португалия, 14–15 век
5. Часовня Капелаш Имперфейташ, Церковь монастыря Санта Мария да Витория, Баталья, Португалия, 15 век
6–7. Монастырь Жеронимуш, предместье Лиссабона Белен, Португалия, 16 век
8. Король Мануэл I Счастливый и Святой Иероним, Жеронимуш, предместье Лиссабона Белен, Португалия, 16 век
9. Мастер Пере из Арагона. Гробницы архиепископа Гонсалу Перейры, Брага, Португалия, 15 век
10. Мастер Пере из Арагона. Гробница королевы Изабеллы Арагонской, Куимбра, Португалия, 15 век

Теперь поговорим о Португалии. К 13 веку здесь уже завершилась Реконкиста, начался мирный период развития государства.

Вот как это сказалось на готическом искусстве 👇

⛪️ Готика распространилась в монастырской архитектуре. Сначала это были строгие формы из белого камня, к 14 веку появились легкость, больше пространства, каменная резьба. После прихода к власти просвещенного короля Португалии Диниша I крупные заказы стали поступать и от аристократии.

🔝 Качественный скачок произошел в 14 веке. Самый яркие пример — Церковь монастыря Санта Мария да Витория в Баталье, построенная при Жуане I. С 1402 года церковь достраивал английский мастер Угет, оформивший западный фасад и окна в стиле «пламенеющей» готики. Он же пристроил две заупокойные часовни: Капеллу ду Фундадор и круглую недостроенную часовню Капелаш Имперфейташ.

🐚 Готика в Португалии закончилась стилем «мануэлино» — по имени Мануэла I Счастливого. Это переходный этап между готикой и ренессансом, на деле — экзотически-морской орнамент украшений: ракушки и канаты, кораллы и растения на монументальном, но причудливом здании. Как, например, в монастыре Жеронимуш в Лиссабоне.

🙏 В скульптуре чаще всего заказывали мемориальную пластику. Самые значительные — гробницы архиепископа Гонсалу Перейры в Браге и королевы Изабеллы Арагонской в Куимбре, созданные испанским мастером Пере из Арагона. Он придумал новый тип надгробного памятника — саркофаг на львах. Постепенно скульптуры становились более портретными, предвосхищая Ренессанс.

История любви короля Португалии Педру I Справедливого и Инес де Кастро

1. Карл Брюллов. Смерть Инессы де Кастро, 1834
2. Пьер-Шарль Комт. Коронация Инес де Кастро в 1361 году, 1849
3. Шотландская опера «Инес де Кастро», фото спектакля 2015, оригинальная постановка 1996
4–5. Саркофаг Педру I Справедливого, 14 век
6–7. Саркофаг Инес де Кастро, 14 век

1. Сиенский собор, Италия, 12–14 век
2. Собор в Орвието, Италия, 13–16 век
3. Базилка Санта-Кроче, Флоренция, Италия, 13–14 век
4. Дворец Дожей, Венеция, Италия, 14–15 век
5. Миланский собор, Италия, 14–19 век
6. Палаццо Публико, Сиена, Италия, 13-14 вв.
7. Никколо Пизано. Кафедра Баптистерия в Пизе, Италия, 13 век
8. Джованни Пизано. Кафедра в церкви Сент-Андреа в Пистойе, Италия, 13–14 век
9. Арнольфо ди Камбио. Гробница кардинала де Брей, церковь Сан Доменико в Орвието, Италия, 13 век

Завершаем часть готическим искусством в Италии. Эта страна была ближе всего к античным образцам, и именно здесь начался Ренессанс, поэтому отношения с готикой у местных художников были особые.

В чем эти особенности 👇

✍️ Италия находится на пути к Ренессансу. Возрождению не близок готический мистицизм, в центре его мировоззрения стоит человек. Когда у вас творит Данте, который возносится ввысь с помощью слов, строить огромные соборы уже необязательно. Поэтому готические черты заимствуются «мимоходом».

🏰 В основе — романская архитектура, широкие приземистые храмы с инкрустацией цветным мрамором. На это накладываются отдельные элементы готики вроде стрельчатых арок и роз. Но часто готический декор на фасаде соседствует с чертами Проторенессанса.

🔨 Миланский собор — поздняя итальянская готика (на север Италии она вообще поздно проникла). Его строили не только итальянцы, но и французы с немцами. Это заметно: немецкий план и ломбардский фасад, приземистость, несмотря на обилие вертикальных линий — нет готической ясности конструкции.

🌊 Готические черты неплохо восприняла Венеция — как во Дворце Дожей, где ажурная аркада сочетается с глухой стеной. Другой пример гражданской готической архитектуры — Палаццо Публико в Сиене.

🎨 В 13 веке в Сиене сложилась Сиенская школа живописи — мы упоминали ее, когда говорили о ее влиянии на испанских художников. Это очень своеобразный сплав готики с чертами византийского искусства. Работы отличались особой духовностью, а также изысканными цветами и композицией. Особое значение имел образ Богоматери.

👤 Скульптура представлена самостоятельной школой пластики, менее связанной с архитектурой. Это Николо Пизано, его сын Джованни Пизано, ученик Арнольфо ди Камбио.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;